Биография
Живая легенда и «отец хореографии» казахстанского балета Булат Аюханов очень гордился тем, что ему удалось до преклонных лет сохранить ясность ума и не постареть душой. Великий артист балета, балетмейстер и педагог, планировавший жить до 110-115 лет (ведь иначе без него на земле станет скучно и некому будет воевать за красоту), и в преклонном возрасте оставался по-мальчишески непосредственным, остроумным и даже хулиганистым.
Детство и юность
Булат Аюханов родился 13 сентября 1938 года на юге Казахстана, в городе Семипалатинске. За два месяца до рождения ребенка его отца, основателя и первого секретаря комсомольской ячейки в селе Шиели Кызылординской области и второго секретаря Восточно-Казахстанского крайкома партии Газиза Куватова, репрессировали и выслали в Республику Коми, где он и умер. Там мужчина отбывал наказание вместе с отцом актера Евгения Урбанского, валившим лес, и трудился в шахте.
Жене «врага народа» Рахиль Аюхановой, которая, чтобы спасти мужа, даже лично писала Лаврентию Берии, пришлось одной поднимать троих детей, став им одновременно и рабыней, и надсмотрщиком. Будущий легендарный артист балета рос со старшими сестрой и братом. Мэри Куватова, названная в честь актрисы Мэри Пикфорд, стала видным гинекологом, отличником здравоохранения и в свое время заведовала Центром охраны здоровья матери и ребенка в Казахстане. Катаяма Куватов, получивший имя из уважения к тогдашнему председателю компартии Японии Сэну Катаяме, связал свою жизнь с ядерной физикой и работал в академгородке с ядерными реактивами, приведшими к ранней смерти.
«Когда отца забирали, мама была мной беременна и возила старшую сестру в Ялту подлечить. Там главврач сообщил, что арестовывают жен обкомовцев. Мама боялась, что если ее арестуют, то нас по разным детдомам рассуют. Они с сестрой дождались, когда мне исполнился год, и мы убежали от репрессий в Башкирию, к моему дяде в поселок Курьятмас», — рассказывал историю семьи великий балетмейстер.
После Великой Отечественной войны женщина вместе с дочерью и сыновьями перебралась в Алма-Ату, где Булат посещал местную школу № 28. В этом учебном заведении, где учились Маншук Маметова и Олжас Сулейменов, знания ученикам передавала выпускница Смольного института благородных девиц Ольга Бакланова.
Дальше путь юноши лежал в Алма-Атинское хореографическое училище. По его окончании в 1955-м парня направили на двухлетнюю стажировку в Ленинградское хореографическое училище, где тот сдружился и делил комнату в общежитии с Рудольфом Нуреевым:
«Я помню его мокрым от пота, вихрастым, вечно голодным, вечно уставшим. Мы с ним обошли все ленинградские театры, музеи и выставки — он хватался за все, что может пригодиться его ремеслу. То, что он был ревнив к чужому успеху, — это все домыслы завистников, потому что тягаться с ним было невозможно. Да, лучше него танцевали, но никто лучше него не исполнял».
Балет
По окончании стажировки в Ленинграде молодой человек вернулся на родину, где в течение двух лет служил в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая. В 1959-м парень поступил на балетмейстерское отделение Московского института театрального искусства имени Анатолия Луначарского, оказавшись на курсе профессора Ростислава Захарова. Из ГИТИСа в итоге талантливый студент выпустился с красным дипломом.
В 1964-м он занял пост художественного руководителя родного Алма-Атинского хореографического училища. Продолжая быть частью театра имени Абая, танцовщик вместе с ведущей балериной Инессой Манской начал параллельно выступать в основанном ими «Театре двух актеров».
В 1967-м Булат Газизович создал первый в истории культуры и искусства Казахстана ансамбль хореографических миниатюр «Молодой балет Алма-Аты», позиционировавшийся как коллектив солистов, где нет традиционного для театра кордебалета и где практически каждый артист имеет собственный сольный репертуар. В 2003-м труппа Аюханова была преобразована в Государственный академический театр танца Республики Казахстан.
За годы плодотворной деятельности «отец хореографии» осуществил больше 30 постановок на музыку казахстанских композиторов, в том числе в Канаде, Франции, Великобритании, России, Турции, Узбекистане и других странах. В списке представленных им на суд зрителей театральных представлений также найдутся «Петрушка» Игоря Стравинского, «Кармен-сюита» Родиона Щедрина, «Болеро» Мориса Равеля, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, «Белое облако Чингисхана» по одноименной книге Чингиза Айтматова.
Наряду с классическими танцами в виде концертных программ, одноактных и двухактных балетов Аюханов уделял большое внимание развитию национальной хореографии — как в плане народного танца, так и в своеобычной современной (неоклассической) манере. Говоря о своей непростой профессии, артист отмечал:
«Я не устаю повторять артистам: нет плохой сцены, нет провинции, искусство или есть, или его нет. В противном случае стоит ли себя мучить? Мы, артисты балета, обслуживающий персонал (но не надо нас путать с официантами), потому что наша задача — угодить».
Личная жизнь
О личной жизни мужчина разглагольствовать не любил, объясняя это тем, что, во-первых, является человеком суеверным, а во-вторых, у казахов вообще не принято рассказывать, сколько в хозяйстве баранов или сколько в семье детей.
Однако балетмейстер все же кратко упоминал о своих красивых, интеллигентных, практичных, борющихся за правду наследниках, которых называл главной наградой, а себя самого — самым любящим отцом и дедушкой на свете. Ни сын, ни дочь, ни внуки не пошли по стопам Аюханова, что он только приветствовал, ведь «балет — это короткая профессия»:
«Никогда не собирался строить семью и все-таки успел. Сейчас у меня уже шесть внуков и один правнук. Слава богу, мои дети имеют по нескольку дипломов. Дочь окончила консерваторию на отлично, еще школу милиции, КИМЭП, у сына — военный вуз, юридический, какая-то академия в Москве».
О народном артисте Казахской ССР, лауреате международной Сократовской премии, кавалере орденов «Барыс» всех степеней и почетном гражданине многих стран говорили, что он однолюб. На что тот в своей неподражаемой манере отвечал, что стал бы многоженцем, если бы мог освободиться от неприятия женской логики. Булат Газизович не скрывал, что никогда не был способен на любовь, ведь это неблагодарное занятие, и признавался, что женщина ему, по большому счету, и не нужна, ведь он все умеет делать сам — от домашних дел до искусства.
Смерть
Легендарный артист балета, балетмейстер и педагог ушел из жизни 13 декабря 2022-го в Алма-Ате. Свое сожаление по поводу смерти Аюханова одними из первых выразили его коллеги Гульфида Гафурова и Канат Каражанов, а также президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. Не остался в стороне и ГИТИС, разместивший под фотографией своего выдающегося выпускника соболезнования его семье.
В последние годы бессменный руководитель Государственного академического театра танца Республики Казахстан старался раз в год выходить на сцену. Сначала, после основательной подготовки, он делал это, чтобы тряхнуть стариной и станцевать партию, а затем — чтобы просто поговорить со зрителем. Булат Газизович не раз подчеркивал, что у него каждый день весна в душе, ведь он отдает ее всю без остатка своим детям — артистам своего балета.
Афоризмы
- «Не связывайтесь с балетом, иначе на остальную жизнь не будет времени.»
- «Если не умеешь танцевать на сцене, танцуй по радио — никто не сделает замечания.»
- «Если в тебе не живёт музыка, это не значит, что её нет.»
- «В балете стареют не по годам, а по частям.»
Постановки
- «Белое облако Чингисхана» по книге Чингиза Айтматова
- «Петрушка», музыка Игоря Стравинского
- «Караван», музыка Тлеса Кажгалиева
- «Кармен-сюита», музыка Родиона Щедрина
- «Саломея», музыка Михаила Лившица
- «Болеро», музыка Мориса Равеля
- «Дама с камелиями», музыка Джузеппе Верди
- «Проделки Насреддина», музыка Сулеймана Юдакова
- «Рапсодия на тему Паганини», музыка Сергея Рахманинова
- «Кармен-сюита», музыка Жоржа Бизе
Фильмография
- 1984 — «Бойся, враг, девятого сына»
- 1986 — «История слабой женщины»
- 1986 — «Тайны мадам Вонг»
- 1986 — «Несибели»
- 1987 — «Сказка о прекрасной Айсулу»
- 1990 — «Повелитель тьмы»
Интересные факты
- Булат Аюханов, чей феномен крылся в честности и порядочности, называл себя человеком из космоса, хотевшим бы верить в Бога, но не знавшим в какого, ведь ему нравился и Иисус Христос, и Аллах, а в преклонном возрасте описывал себя как старенького мальчика, который сквернословит и пытается защититься от тех, кто может наплевать ему в душу.
- Артист балета был убежден, что его великий коллега Рудольф Нуреев совершил «прыжок на Запад» вовсе не по идеологическим соображениям. «Неистовый татарин» не хотел всю жизнь танцевать только в четырех-пяти спектаклях в Мариинском театре, а за рубежом практически все хореографы сложили к его ногам свои постановки, и там он «получил то, чего так жаждала его ненасытная балетная душа».
- Катаяма Куватов ездил в Коми, но последнее пристанище отца, похороненного в общей могиле, не нашел. Мужчина привез оттуда немного земли, которую, когда умерла их мать, они с братом и сестрой положили ей на могилу.
- Аюханов не обошел стороной ни литературу, ни кинематограф. Он выступил автором книг «Мой балет», «Биография чувств» и «Витражи балета, или Па-де-бурре по жизни» и снялся в фильмах «Бойся, враг, девятого сына», «История слабой женщины», «Тайны мадам Вонг», «Сказка о прекрасной Айсулу», «Повелитель тьмы» и «Воин».
- Обладатель «чрезвычайно насыщенного чувства юмора» считал Октябрьскую революцию гениальной шуткой Владимира Ленина и в своем комедийном балете «Соколы революции» хотел показать, как советские люди долго плакали и мало смеялись.