Биография
Артистку латышского происхождения Дзидру Ритенбергу без преувеличения называют одной из самых красивых актрис советского кино. Она была из тех женщин, вслед которым неизменно оборачивались мужчины, а ее невероятная харизма и сценический талант нашли отражение как в театре, так и в кинематографе, где за любимицей публики числится свыше 30 ролей и ряд режиссерских работ.
Детство и юность
Биография Дзидры Артуровны Ритенберги началась 29 августа 1928 года в Дундагской волости Латвии. Девочка выросла в семье Артура Ритенберга и Паулины Фреймут.
Среднее образование будущая звезда советского кинематографа получила в вечерней школе в городе Лиепае. После этого Дзидра, грезившая о том, как будет блистать на экранах, поступила в студию драматического театра имени Андрея Упита, где наставницей самой юной студентки стала Вера Балюна.
В середине 70-х, когда актерская карьера звезды пошла на убыль, Ритенберга окончила режиссерское отделение Латвийской государственной консерватории имени Язепа Витола.
Театр и кино
Первые девять лет творческого пути Ритенберга посвятила Лиепайскому драматическому театру, где запомнилась яркой ролью Беатриче в классической постановке «Много шума из ничего» по Уильяму Шекспиру и образом Элины в спектакле по мотивам произведения Рудольфа Блауманиса «Дни портных в Силмачах».
В 1957 году Дзидра перешла в Рижский театр русской драмы, где за пять лет обогатила репертуар, играя Жанну Барбье в «Интервенции», Анну Вальтер в «Последнем выборе», Надежду Монахову в горьковских «Варварах». В начале 60-х артистка, ставшая заслуженным работником культуры ЛССР, начала выступать в драматическом театре имени К. С. Станиславского в Москве. За последующие десять лет Ритенберга воплотила на сцене россыпь ярких и запоминающихся образов, среди которых Элизабет Проктор в «Сейлемских ведьмах», Вильма в «Святой ночи», Марта Кушакова в «Энциклопедистах».
Отдельного внимания заслуживает фильмография латвийской актрисы, которая насчитывает десятки разноплановых работ. Дебютировала Ритенберга в фильме советских режиссеров Федора Кнорре и Эдуарда Пенцлина «После шторма» в 1956 году, а спустя год получила прорывную роль в экранизации ранних рассказов Максима Горького «Мальва». На одной площадке с начинающей актрисой оказались такие известные мастера своего дела, как Павел Усовниченко в роли Василия и Анатолий Игнатьев в роли Якова.
В драме Владимира Брауна Дзидра воплотила образ главной героини — роковой красотки Мальвы. Ленту представили в том же году на Венецианском фестивале, где артистку отметили специальным призом «Кубок Вольпи» в категории «Лучшая женская роль».
После этого на проснувшуюся знаменитой девушку посыпались роли, наиболее заметными из которых стали Стефания в драме «Рожденные бурей» — экранизации одноименного романа Николая Островского и Софья Изарова в фильме «Гроза над полями». Последняя картина, где также снялись Генрих Осташевский и Никита Ильченко, является экранизацией романа Анатолия Шияна «Гроза». Впоследствии актриса получила главные роли в картинах «Эхо» Вариса Круминьша, «Твое счастье», «Под одной крышей», снятой Игорем Ельцовым по повести Ганса Леберехта.
В 1968 году Ритенберга пополнила портфолио мощной ролью в фильме «Источник». Лента режиссера Анатолия Граника, созданная по сценарию Игнатия Дворецкого, вошла в золотой фонд картин, которые наверняка не забудутся, поскольку производят сильное эмоциональное впечатление и трогают зрителя до глубины души. Рядом с латвийской красавицей на площадке работали Владимир Кашпур и Леонид Неведомский.
Над приключенческим фильмом «Баллада о Беринге и его друзьях» Дзидра поработала в компании именитых коллег: Валентина Никулина, Геннадия Фролова, Леонида Куравлева, Нонны Мордюковой и Олега Басилашвили. Из поздних работ стоит отметить яркое появление латвийки еще в одной ленте Вариса Круминьша — «Наследники военной дороги», повествующей о проблемах послевоенной латвийской деревни, а также в комедийной мелодраме Яниса Стрейча «Мой друг — человек несерьезный» и фильме «Долгая дорога в дюнах», где уже постаревшая актриса сыграла Эрну.
Вскоре Ритенберга присоединилась к творческому коллективу фильма Арунаса Жебрюнаса «Богач, бедняк…». Лента, поставленная по роману Ирвина Шоу, вызвала неоднозначные отзывы. Тем, кто читал книгу, повествование в экранизации показалось скомканным, другим лента понравилась. В конце 80-х актриса перестала сниматься в кино, а последней ее экранной работой стала роль безымянного профессора в драме «Стечение обстоятельств» с Ингеборгой Дапкунайте.
Помимо актерской карьеры, Дзидра реализовалась в качестве кинорежиссера, сняв за свою жизнь восемь фильмов, среди которых стоит упомянуть такие, как «Три минуты лёта», «Самая длинная соломинка» и «Вальс длиною в жизнь».
Личная жизнь
После звездной роли в фильме «Мальва» актриса пользовалась бешеной популярностью — ее фотографии украшали обложки журналов, а мужчины оказывали знаки внимания в надежде покорить сердце красавицы. Четырехлетний роман с Вячеславом Тихоновым оказался непродуктивен. По одной из версий, нерешительный актер так и не набрался смелости, чтобы развестись с женой, а когда на горизонте появился другой мужчина, отошел в сторону.
Этим другим мужчиной стал актер кино и театра Евгений Урбанский. С ним Дзидра познакомилась в 1960 году на Московском кинофестивале. Через три недели у артистки появились проблемы с сердцем, и ее положили в больницу. Возлюбленный регулярно навещал пациентку, а сразу после выписки пара сыграла свадьбу.
5 ноября 1965 года в личной жизни актрисы случилась трагедия: Урбанский погиб во время работы над картиной «Директор». В 40 км от Бухары съемочная команда ставила опасную сцену, в которой автомобиль героя Урбанского мчится через барханы. Во время прыжка каскадер не справился с управлением, и машина перевернулась. Супруг Дзидры погиб от полученных ран, не доехав до больницы.
Спустя несколько месяцев после трагедии Ритенберга родила дочь, которую назвала в честь мужа — Евгения. Девочка, как и ее родители, выросла творческой и стала певицей в латышском хоровом коллективе. Наследница актеров — семейный человек, мать двоих сыновей, Карла и Густава.
Смерть
Звезда советского кино ушла из жизни на 74-м году жизни, 9 марта 2003 года. В одном из последних интервью женщина старалась выглядеть жизнерадостной и призналась, что мечтает хотя бы неделю пожить здоровой.
В старости актриса страдала от болезни сердца и редко появлялась на публике. Последние годы женщина жила в латвийской столице, в своем доме, где проводила время вместе с тремя собаками. Официальной причиной смерти Дзидры Ритенберги стала продолжительная болезнь. Могила знаменитой актрисы и кинорежиссера находится на рижском Лесном кладбище.
Фильмография
- 1956 — «Мальва»
- 1958 — «Гроза над полями»
- 1959 — «Эхо»
- 1960 — «Твоё счастье»
- 1962 — «Под одной крышей»
- 1965 — «Игра без правил»
- 1968 — «Источник»
- 1969 — «Преступление и наказание»
- 1970 — «Баллада о Беринге и его друзьях»
- 1971 — «Большой янтарь»
- 1980 — «Долгая дорога в дюнах»
- 1982 — «Богач, бедняк… »
- 1984 — «Дверь, открытая для тебя»
- 1987 — «Если мы всё это перенесём…»
Интересные факты
- В 1958 году звезда фильма «Мальва» стала членом Союза кинематографистов Латвии, а в 1966-м вступила в Коммунистическую партию.
- В основу фильма «Вечерний вариант», режиссером которого выступила Ритенберга, положены произведения киносценариста Брониславы Паршевской.