Биография
Мария Соломина, некогда эффектно начавшая актерскую карьеру, быстро исчезла с киноэкранов, выбрав другую судьбу — жены звездного актера. Съемки и славу женщина без сожаления положила на алтарь любви, хотя этот путь и оказался непростым.
Детство и юность
Мария Соломина (в девичестве Леонидова) родилась 2 марта 1949 года. О родителях артистки ничего не известно. Судя по ее рассказам, семья была полной, мать и отец придерживались пуританского воспитания.
После окончания школы девушка училась в Ленинграде, в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, однако завершала образование уже в Московском текстильном институте, чтобы быть ближе к мужу.
В интервью актриса поделилась, что в детстве была послушным ребенком. Впервые она проявила своеволие, когда поехала в Москву на киносъемки. Отец запретил ей сниматься, поскольку понимал, чем это может закончиться для неопытной молодой девушки, но Мария поступила по-своему.
Фильмы
Об актерской профессии Мария не думала и на съемки своего первого фильма, «Городской романс», попала случайно. Девушка, тогда еще студентка Мухинки, шла по городу, и на нее по воле случая наткнулась ассистентка Петра Тодоровского. Так как режиссер искал актрису, схожую с главной героиней фильма, Марию, хрупкую и по-детски миловидную (эта особенность видна на ее фото в молодости), пригласили на пробы и немедленно утвердили.
Роль открыла Марии Леонидовне дорогу в мир кино. Фильм, вышедший в 1971 году, имел огромный успех, и актриса, точно попав в образ, полюбилась зрителям. Следующая картина, «Облака», вышла в 1973-м и была принята намного спокойнее.
После этого был откровенно неудачный «Прыжок с крыши», снятый в 1977 году. Там исполнительница снималась уже вместе с мужем Виталием Соломиным, и у обоих впечатления от съемочного процесса остались посредственными.
Картина «Двое в новом доме» была удачнее в прокате, но поставила крест на карьере артистки. Ее партнером оказался Александр Абдулов, один из самых популярных у женщин актеров СССР, что вызвало ревность супруга. После этого Соломин категорически запретил жене сниматься в фильмах без него.
В 1979 году артистка сыграла близняшек Элен и Джулию Стоунер в советском сериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (первая серия «Знакомство»). И фильм, и роль вызвали восторг у зрителей. В 1981 году исполнительница в последний раз пополнила фильмографию, появившись на экране в образе Стасси в экранизации популярной оперетты «Сильва». После этого Мария Антониновна покончила с актерским мастерством и посвятила себя семье.
Личная жизнь Марии Соломиной
С Виталием Соломиным, впоследствии ставшим ее мужем, Мария познакомилась на пробах «Городского романса». Его уже утвердили на главную роль, но между Петром Тодоровским и будущим доктором Ватсоном возник конфликт: им обоим слишком понравилась начинающая актриса.
И если в Соломине Мария видела друга и учителя, который помогал ей на съемочной площадке, то внимание Тодоровского ей нравилось, девушка увлеклась режиссером, хотя их отношения не подразумевали перехода платонических рамок. Режиссер, чтобы устранить конкурента, снял его с роли и пригласил вместо него Евгения Киндинова.
Когда Виталий покинул площадку, а новый партнер по съемкам не стремился помогать и оберегать начинающую актрису, Мария осознала, что ей не хватает его общества Соломина. Актер не собирался сдаваться и, разрываясь между съемками, приезжал в Одессу, пытаясь покорить девушку. Маша тогда была очень юной и неискушенной в отношениях. Вероятно, именно это и привлекло актера, которого глубоко задела измена первой жены.
Молодые люди планировали свадьбу после окончания съемок в Чите, на родине Соломина, но в Одессе вспыхнула эпидемия холеры, невеста попала в карантин, после которого вернулась в Ленинград. Они с Соломиным продолжили встречаться урывками: актер был постоянно занят на съемках, ему нечасто удавалось выбраться к возлюбленной. Предложение было уже сделано, Маша дала согласие, но свадьба постоянно откладывалась из-за напряженного графика Виталия.
28 октября 1970 года, когда девушке надо было идти на учебу, избранник вызвался ее проводить и попросил по дороге зайти в загс — якобы подать заявление. Но ждать не пришлось, их расписали в тот же день: выяснилось, что артист заранее договорился о такой быстрой регистрации, сославшись на необходимость срочно уехать на гастроли.
Такой поступок мог бы показаться романтичным, но сама Мария так не считала. У молодой девушки не было ни красивого платья, ни гостей. Новоиспеченный муж устроил импровизированный банкет на «Ленфильме», где он в то время озвучивал картину. Среди приглашенных были его коллеги, которых новобрачная не знала. Причем мужскую часть коллектива, включая Соломина, больше интервал матч с Мухаммедом Али по ТВ.
На следующий день муж уехал в Москву. Еще полтора года молодые жили фактически раздельно: Соломин в общежитии в столице, Мария — у родителей в Ленинграде, из-за учебы.
Когда студентка все-таки перевелась учиться в Москву, первое время супруги жили в комнате Виталия в общежитии. Соломин поначалу боялся, что юная жена испугается «общажного» быта, но она неожиданно пришла в восторг от обстановки и богемной жизни.
Окончив институт, Соломина пошла работать в журнал мод. О сценической карьере она действительно не помышляла: Виталий еще на этапе ухаживаний сказал, что актерской жизни от жены не потерпит. В семье было четкое патриархальное разделение обязанностей: супруг — глава семьи и добытчик, жена — хозяйка дома и мать.
При этом добытчик из Виталия Мефодьевича был посредственный. Актер, заработки которого и так были нестабильными, любил широкие жесты и часто устраивал праздники для коллег, «чтобы взорвать сонную и тоскливую атмосферу в Малом театре». Мог щедрой рукой оплатить праздник на сотню человек в ресторане. Пара часто сидела без денег. Дошло до того, что супругам пришлось выйти из кооператива, поскольку нечем было оплачивать взносы. Тогда же в семье появилась дочь Анастасия (1973 г. р.), воспитание которой легло на плечи Марии.
Соломин оказался крайне ревнивым мужем и прикладывал максимум усилий, чтобы не допустить и малейшего шанса на измену Марии. Именно поэтому он и поставил условие, согласно которому жена если и могла изредка сниматься, то только вместе с ним — супруг хотел полностью контролировать ее личную жизнь.
Себе актер между тем измены позволял. В начале 1980-х он чуть не ушел из семьи, увлекшись молодой актрисой Еленой Цыплаковой. Мария молча страдала, ожидая, пока муж определится. Когда Соломин решил остаться, женщина забеременела во второй раз — родилась младшая дочь Лиза (1983 г. р.).
Прощала Мария и последующие романы мужа. Впрочем, в интервью артистка намекнула, что и она «однажды совершила большую глупость, которая проложила глубокую трещину в отношениях».
Смерть мужа в 2002 году стала для Марии Антониновны тяжелым ударом. Дочь Елизавета призналась в интервью, что мама была в депрессии, практически не ела и постоянно плакала. Выкарабкаться Соломиной помогла Лариса Удовиченко. Чтобы занять подругу, она предложила помочь с дизайном квартиры. Творческая работа отвлекла женщину от переживаний и помогла смириться с утратой.
После смерти мужа
Став вдовой, Мария Антониновна отдала дань памяти покойному мужу. На ее счету участие в шести документальных картинах, посвященных биографии артиста.
К 80-летнему юбилею со дня рождения исполнителя роли доктора Ватсона, в 2021 году, на Первом канале прошел показ документальной ленты «...И вагон любви нерастраченной!». Премьера состоялась еще в 2016-м. Фильм рассказывал о творческом пути актера, его личной жизни и ранее неизвестных страницах биографии. В производстве картины приняла участие и вдова Мария Антониновна — она поделилась воспоминаниями о браке, припомнив случай, когда муж не пустил ее домой из-за опоздания.
Мария Соломина сейчас
Дни актерской славы Марии Антониновны остались в прошлом, и сейчас она интересует журналистов только как жена Виталия Соломина — изредка появляется в СМИ с интервью. В 2023-м артистка занималась внуками. Старшая дочь Екатерина предпочитает заниматься семьей — она родила двух детей, Федора и Кирилла. Младшая Елизавета, выпускница ВГИКа, также подарила матери двоих внуков, Ивана и Веру, и продолжила творческую династию: на ее счету как актерские, так и режиссерские работы.
Фильмография
- 1971 — «Городской романс»
- 1973 — «Облака»
- 1977 — «Прыжок с крыши»
- 1978 — «Двое в новом доме»
- 1979 — «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство»
- 1981 — «Обыкновенные обстоятельства»
- 1981 — «Сильва»
Интересные факты
- Мария не получала поздравлений на 8 Марта: Соломин праздник не признавал, считая его унизительным для женщин.
- Актриса, в молодости необдуманно согласившаяся отказаться от карьеры, позже сильно жалела, поскольку ей предлагали немало интересных проектов.