Петр Поспелов

Petr Pospelov
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
60 лет
Дата смерти
27 августа 2023 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Петра Поспелова в первую очередь знают как музыкального критика, журналиста и композитора. Он писал музыку, был обозревателем газет и журналов, занимался сценарной и режиссерской работой, курировал творческие проекты. За балет «Катарина, или Дочь разбойника» автор был удостоен высочайшей театральной награды России — премии «Золотая маска».

    Детство и юность

    Петр родился 18 ноября 1962 года в Москве. Он рос в среде интеллектуалов и ценителей прекрасного, поскольку его родители были искусствоведами. Отец, Глеб Геннадьевич Поспелов, окончивший исторический факультет МГУ, специализировался на русском искусстве XVIII–XX веков и авангарде, будучи самым авторитетным исследователем творчества «Бубнового валета». Мать, Мария Александровна Реформатская, точкой приложения интересов выбрала древнерусское искусство и историю московской интеллигенции первой половины XX века.

    Они оба были интеллигентами не в первом поколении, так что среди ближайших родственников Петра были лингвисты, доктора филологических наук, этнографы, профессора химии, педагоги и музыканты. Бабушка со стороны отца была преподавателем пения, а тетка Татьяна Геннадьевна — музыковедом. Не исключено, что именно от них Поспелов унаследовал тягу к мелодической гармонии.

    Вместе с тем Петя в семье слыл шалопаем, интересы которого распылялись на что не попадя. Рос он в компании младшей сестры Екатерины, которая в будущем стала театральным режиссером и автором оперных либретто. Брат и сестра нередко становились соавторами сочинений для музыкального театра.

    Окончив школу, Поспелов поступил в Московскую консерваторию, где обучался на теоретико-композиторском факультете. Диплом вуза он получил в 1990 году.

    Творчество Петра Поспелова

    Говоря о раннем периоде профессиональной биографии, Поспелов называл себя гневным, рассерженным музыкальным критиком, который «кусал всех великих» и был ужасно непочтительным. Доставалось от молодого обозревателя всем — от Юрия Башмета до Мстислава Ростроповича, а статья, где он пытался выразить восхищение нестандартностью Ульяны Лопаткиной, по форме настолько напоминала разгромную, что после ее выхода поклонники уже на следующем спектакле устроили балерине нескончаемые овации в знак поддержки.

    Музыкальный критик Петр Поспелов
    Музыкальный критик Петр Поспелов / Фото: @petr.pospelov.9

    Петр занимался газетной журналистикой, будучи автором «Русского телеграфа», «Коммерсанта», «Известий» и «Ведомостей». В последних он с 2005 года был редактором в отделе культуры. Помимо этого, Поспелов сотрудничал с «Афишей», «Экспертом» и интернет-порталом OpenSpace.ru, аккумулируя все публикации на персональном сайте.

    Параллельно с музыковедением Поспелов занимался композиторской работой, создавая произведения разных форм и жанров. Он писал оратории, кантаты, хоры и гимны, концертные пьесы и сочинения для музыкального театра, включая оперу и балет.

    В творческом наследии Петра Глебовича — одноактная опера на сюжет из будущего «Внук пирата» и костюмная опера «Селима и Гассан», написанная по мотивам либретто XVIII века, обнаруженного в усадьбе князя Николая Юсупова Архангельское. Там же — модерации, оркестровки и дополняющая музыка к балетам «Смерть Полифема» и «Катарина, или Дочь разбойника».

    Поспелов занимался творческим переосмыслением классики, результатом чего стала музыкальная пьеса «Петя и Волк — 2», написанная по заказу Московского театра кукол и ставшая продолжением сказки Сергея Прокофьева. Он создал ораторию «Жизнь», представляющую собой рекомпозицию Пятой симфонии Петра Чайковского для хора и оркестра с текстом. В 2020 году композитор представил одноактную оперу по сонатам Вольфганга Амадея Моцарта «Ночь в музее, или Завещание магистра».

    Музыка композитора звучала на сценах Красноярского театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, Пермского театра оперы и балета, Свердловской филармонии, Рахманиновского зала консерватории, музея-усадьбы «Поленово» и других площадках.

    Работал Поспелов и с малыми формами: он писал вокальные сочинения на стихи Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Сергея Есенина, Александра Блока. А еще он создавал музыкальные сказки по мотивам произведений братьев Гримм и Карло Коллоди.

    Творчеству Петра Глебовича были не чужды эксперименты. Так, еще в 1994 году в рамках проекта «Электронная ночь под Рождество» на пару с Сергеем Загнием он сочинил компьютерную оперу «Колеблющийся курс». Еще одним проявлением новаторского подхода стала детская опера-квест «Путешествие в страну джамблей», премьера которой состоялась в 2014-м.

    Личная жизнь

    Личная жизнь композитора сложилась счастливо. Летом 1986 года Петр женился на музыковеде Елене Владимировне Черемных, в браке с которой у них родились двое детей, Василий и Александр. Старший сын Поспелова стал музыкальным продюсером и режиссером дубляжа. Помимо этого, он работает главным капельмейстером в «Новом театре».

    Музыкальный критик Петр Поспелов с женой
    Петр Поспелов с женой / Фото: @elena.cheremnych

    Петр Глебович делился фотографиями, новостями и жизненными наблюдениями в соцсетях, где рассказывал о времени, проведенном на семейной даче в Салтыковке, о совместных путешествиях с супругой и отдыхе на природе.

    Смерть Петра Поспелова

    Петр Глебович умер 27 августа 2023 года в возрасте 60 лет. Причиной смерти стала перфорация язвы желудка. Поспелов до последнего работал — сочинял музыку, писал критические статьи, был шеф-редактором издательства «Композитор».

    Интересные факты

    1. В молодости Поспелов пробовал себя в качестве режиссера. В ранней фильмографии постановщика такие черно-белые ленты, как «Репортаж из страны любви», «Маша, которая хочет стать учительницей», «Побудка». Позднее он создал серию видеоперформансов, в числе которых «Добрый вечер», «Белая дева», «Минималисты в пути».
    2. Петр писал стихи и даже делился ими в соцсетях.
    3. Подругой и однокурсницей сестры композитора была режиссер и сценарист Авдотья Смирнова, которая вспоминала, что в юности Петя казался «разолбаем, дроздом и свиристелью», из которого непонятно было, что получится.