Биография
Международные кинофестивали стараются удивлять своих зрителей каждый год. И юбилейный Берлинский, прошедший с 20 февраля по 1 марта 2020-го, не исключение. Организаторы постарались угодить каждому и запаслись фильмами на разный вкус. Это и драма «Минамата» с Джонни Деппом в главной роли, и документальная работа о Хиллари Клинтон, и экранизация одноименной сказки «Пиноккио», написанной Карло Коллоди в конце XIX века.
Детство и юность
24-й ноябрьский день 1826-го стал радостным для флорентийцев Анджолины Орзали и Доменико Лоренцини — на исходе осени у них родился первенец Карло. Впоследствии их небогатая семья пополнилась еще десятью детьми, но, к сожалению, семеро из них умерли еще в младенчестве. Взрослые, чтобы как-то выживать, трудились прислугой в доме маркиза Джинори Лиски: женщина — портнихой, мужчина — поваром.
Ранние годы будущего журналиста и писателя прошли в Коллоди — родной деревне матери, где заботы по воспитанию внука легли на плечи бабушки. В дальнейшем в честь этого населенного пункта он и взял себе литературный псевдоним.
По окончании начальной школы ребенка решили отправить на дальнейшее обучение в духовную семинарию Колле-ди-Валь-д’Эльсы. В некоторых отчетах даже сохранились сведения, что финансовое обеспечение ученика предложил работодатель его родителей. Но мальчик, обнаружив в себе отсутствие тяги к профессии священника, в итоге оказался в College of the Scolopi Fathers, здесь состоялось знакомство с риторикой и философией.
Через пару лет Карло поступил на службу в книжный магазин под названием Libreria Piatti, где помогал палеографу Джузеппе Айацци — знаменитому итальянскому специалисту по рукописям. Постепенно юноша обратился к журналистике, ранние пробы пера пестрили очерками на политические темы.
Это неудивительно, ведь он вступил в ряды добровольцев тосканской армии в период итальянских войн за независимость. В 1848-м парень участвовал в неудачных сражениях при Куртатоне и Монтанаре, в 1860-м пребывал в кавалерии.
Личная жизнь
К сожалению, до наших дней не дошли никакие подробности личной жизни создателя деревянного мальчика. За исключением лаконичного факта, что он ни разу не был женат и сыновьями и дочерями, соответственно, не обзавелся.
Несмотря на это, отклик в юных сердцах он все же нашел — бесконечная любовь маленьких читателей по всему миру обрушилась на него после выхода в свет «Приключений Пиноккио».
Кстати, сам Коллоди гораздо спокойнее, если не сказать равнодушно, относился к своему творению. Он тяготился славой детского писателя, мечтая преуспеть как серьезный автор романов, а сказку и вовсе называл «ребяческой болтовней».
Книги
В 1853-м Карло организовал выпуск сатирической газеты Il Lampione, позднее зацензуренной великим герцогом Тосканы Леопольдом II. Но начинающего журналиста это, кажется, мало смутило: на следующий год появился The Controversy.
В 1856-м в творческой биографии автора нашлось место сразу двум произведениям — ироническому роману-эссе «Роман в паровозе», принесшему ему первую известность и сотрудничество с многими изданиями (например, Il Fanfulla), и пьесе «Дом для друзей».
К началу 60-х библиография Коллоди, успевшего поработать в Censorship Commission for the Theatre, пополнилась произведением «Синьор Альбери прав!», где он изложил собственное видение политического и культурного развития своей страны. В 80-х он создал Macchietta, Occhi e Nasi и Storie Sllegre.
Впоследствии мужчина разочаровался в деятельности органов государственной власти и обратился к детской литературе. Переводил французские сказки (в том числе и Шарля Перро, Мадам д’Онуа, Жанны-Мари Лепренс де Бомон), составлял учебники и написал повести «Джаннеттино», «Минуззоло» и «Итальянское путешествие Джаннеттино», придя к истории о деревянном мальчике, впервые опубликованной на страницах итальянской «Газеты для детей».
Сначала она имела трагический конец — грабители схватили Пиноккио (имя образовано от названия сосны), но не смогли нанести ему увечья с помощью ножей, так как тот был сделан из качественного деревянного материала. Но злоумышленники нашли выход, повесив героя на дубе.
Последние его слова напомнили обращение Христа к Отцу на кресте, что вызвало бурю негодования со стороны юных читателей и их родителей. Карло поддался на их уговоры и сел за продолжение, в итоге знаменитые приключения завершились благополучно.
Книга имела бешеный успех: ее перевели на 87 языков, а диснеевская экранизация 1940-го до сих пор считается одним из лучших фильмов киностудии. Не устоял перед сочинением и Алексей Толстой. Подвергнув оригинальный текст серьезным изменениям, русский классик познакомил публику с «Золотым ключиком, или Приключениями Буратино», не забыв увековечить создателя в отце главного персонажа.
Несмотря на то, что добрая сказка, содержащая немало моральных наставлений, молниеносно покорила советских граждан, современники увидели в ней множество отсылок и аллюзий.
Например, в Карабасе-Барабасе и его театре видели сравнение с Всеволодом Мейерхольдом, а то и с самим Иосифом Сталиным. Прообразом Мальвины считалась Ольга Книппер-Чехова, а любовный треугольник Пьеро ‒ Мальвина ‒ Арлекин отражал непростые отношения Александра Блока, Любови Менделеевой и Андрея Белого или того же Белого, Валерия Брюсова и Нины Петровской.
Смерть
Итальянского писателя не стало 26 октября 1890 года, причиной скоропостижной смерти оказался сердечный приступ. Литератор нашел последнее пристанище на кладбище Порте-Санте, где покоятся режиссер Франко Дзеффирелли, трижды номинант на Нобелевскую премию Васко Пратолини, живописец Джузеппе Аббати и другие знаменитости.
В 1956-м по решению мэра Коллоди Роландо Анцелотти открылся парк Пиноккио, поддерживаемый Национальным фондом Карло Коллоди. Маршруты, скульптуры, а также фотографии счастливых посетителей исправно публикуются на официальном сайте Parco di Pinocchio, в «Инстаграме» и «Фейсбуке».
Библиография
- 1856 ‒ «Дом для друзей»
- 1856 ‒ «Роман в паровозе»
- 1876 ‒ «Джаннеттино»
- 1876 ‒ «Итальянское путешествие Джаннеттино»
- 1876 ‒ «Минуззоло»
- 1881, 1883 ‒ «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы»
- 1886 ‒ «География Джаннеттино»