Биография
Алла Балтер была не только красивой и талантливой, но и сильной женщиной. Поклонники даже не догадывались, какие испытания приходится преодолевать их любимице, которая беззаботно улыбалась им со сцены и экранов. Она хотела, чтобы ее запомнили вечно молодой и яркой, поэтому даже завещала поставить на своем надгробии только дату смерти, чтобы никто не догадался, сколько ей на тот момент было лет.
Детство и юность
Алла Давидовна родилась 23 августа 1939 года в Киеве. Она росла в семье артистов: ее отец Давид Балтер, еврей по национальности, служил в Киевском театре имени Леси Украинки. А мама была флейтисткой при Театре имени Ивана Франко.
Воспитываясь в творческой атмосфере, девочка еще в ранние годы биографии решила, что станет актрисой. Ее не пугал пример отца, сутками пропадавшего на гастролях, а наоборот, очаровывал мир изящного сценического искусства.
После окончания школы Балтер продолжила учебу в Киевском театральном училище при Театре имени Франко, где уже тогда славилась незаурядным талантом.
Театр
Получив диплом, Алла была принята в Театр имени Леси Украинки. После этого ее приглашали и в другие украинские театры, но судьба привела молодую актрису в Северную столицу. Она пополнила ряды артистов Театра имени Ленинского комсомола.
На ленинградской сцене исполнительница сыграла свои первые яркие роли, в их числе Миледи из постановки «Три мушкетера». Но обстоятельства личной жизни вынудили Балтер покинуть труппу и отправиться в столицу СССР. Руководитель «Ленкома» настолько ценил ее талант, что дал рекомендацию: «В любой театр Москвы».
Поначалу Алла Давидовна играла в постановках Театра имени Константина Станиславского. В этот период в ее репертуаре появились «Сирано де Бержерак» и «Первый вариант “Вассы Железновой”». Но позднее артистка обрела свое место в Театре имени Владимира Маяковского.
Балтер быстро стала ведущей актрисой труппы, но при этом коллеги никогда не завидовали ни ее таланту, ни красоте. Она была настолько открытой и искренней, что окружающие не называли ее иначе как Аллочка и часто обращались за советом.
А зрители боготворили артистку за роли в спектаклях «Кошка на раскаленной крыше» и «Кукольный дом». На сцене она выглядела грациозной, живой, органичной и неизменно срывала аплодисменты. Такая любовь публики не оставалась без ответа, и звезда продолжала играть, даже когда здоровье подводило ее.
Фильмы
В кино исполнительница не была так востребована и знаменита, как в театре. Почти половину ее фильмографии составляют телеспектакли. Но Алла Давидовна никогда не переживала по этому поводу, ей хватало эмоций, которые она получала на сцене.
Первую полноценную кинороль Балтер сыграла только в 1969 году. Она появилась в эпизоде фильма «Степень риска». Актрисе посчастливилось поработать на одной съемочной площадке с советскими звездами Борисом Ливановым, Иннокентием Смоктуновским и Аллой Демидовой.
Следующей экранной работой стала советско-венгерская комедия «Держись за облака», вышедшая только спустя два года. Затем и вовсе последовал длительный перерыв, закончившийся в середине 70-х с выходом ленты «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар». Исполнительница предстала в образе манекенщицы Ляли.
В дальнейшем Алла Давидовна периодически радовала публику появлениями на экранах, но первая главная роль пополнила ее репертуар только в 1984 году. В детективе «Последний визит» советская артистка перевоплотилась в иностранную журналистку Сэйру Бертон.
В 90-е звезда подарила публике заметные роли в таких проектах, как «Черный квадрат» и «Я люблю». Ее последней работой стал детективный сериал «Каменская», где Балтер сыграла Тамилу Бартош. В те годы она уже была тяжело больна.
Личная жизнь
Первый брак актрисы был коротким. Ее мужем стал Эммануил Анброх, вратарь футбольного клуба «Таврия». Избранник обожал Аллу Давидовну и не желал оставлять ее даже после развода. Но позже звезда призналась в переживаниях о том, что однажды супруг потребует от нее бросить актерскую карьеру. Такого Балтер бы не пережила, ведь работа была для нее неотъемлемой частью жизни и давала сил не сдаваться в сложные моменты.
Эммануил Виторган
Счастье в личной жизни актриса обрела со вторым мужем, которого по удивительному стечению обстоятельств тоже звали Эммануилом. К моменту их знакомства Алла Давидовна была уже разведена, но не спешила отвечать на ухаживания коллеги, который к тому же был несвободен.
Эммануил Виторган состоял в браке с артисткой Тамарой Румянцевой, воспитывал дочь Ксению. Но едва увидев на сцене Балтер, уже не мог думать ни о ком другом. А после того как актерам выпало играть влюбленных в мюзикле «Вестсайдская история», сценический роман постепенно перерос в настоящий.
Алла Давидовна до конца дней не могла простить себе, что увела мужчину из семьи. Она считала себя разлучницей и часто повторяла, что Бог ее накажет. Слова оказались пророческими, но это случилось гораздо позже. А тогда, в 70-е, артисты чувствовали себя по-настоящему счастливыми, хоть и вынуждены были ютиться в общежитии при Театре имени Станиславского.
В 1972 году влюбленные стали родителями, у них родился сын Максим Виторган. Балтер была счастлива, ведь она так мечтала о мальчике, но в то же время переживала, что придется оставить любимую работу. На помощь пришла поклонница из Ленинграда. Она настолько обожала актрису, что сама предложила бесплатно нянчить ребенка, пока ему не исполнится три года, и свое слово сдержала.
Все это время, пока рос Максим, Алла и Эммануил продолжали ютиться по общежитиям и комнатам в коммуналке. В свою квартиру они переехали, уже когда мальчику было восемь, а поженились всего за четыре года до этого. Отсутствие штампа в паспорте не смущало артистку, она не ревновала супруга, всегда рассуждала мудро, говоря, что так семью не сохранить.
После обретения собственного жилья казалось, что жизнь окончательно наладилась, но последовало очередное испытание: у Виторгана диагностировали рак. Балтер долго скрывала диагноз от супруга, всегда была рядом, подбадривала его и водила по врачам. Позже актер признавался, что ее сила, преданность, вера помогли ему одолеть тяжелый недуг.
Когда болезнь отступила, чувства супругов только окрепли. Но счастью семьи помешала еще одна ужасная новость: теперь опасную болезнь обнаружили уже у Аллы Давидовны. Она успела застать рождение внучки — будущей актрисы Полины Виторган, чьей матерью является Виктория Верберг. Но внука Даниила уже не увидела — мальчик появился на свет всего через два месяца после ее смерти. Также у Максима Виторгана подрастает сын Платон от Ксении Собчак.
Смерть
В отличие от мужа, Балтер с самого начала знала свой диагноз, но скрывала его от окружающих. Знали только самые близкие, а для остальных она оставалась такой же веселой и жизнерадостной. Даже на операции ложилась летом, а после реабилитации возвращалась на сцену.
Но с каждым годом болезнь прогрессировала, и даже специалисты из Израиля оказались бессильны. Незадолго до смерти актриса подвернула ногу, играя в спектакле «Цветок смеющийся». Но на следующий день все равно вышла на сцену в постановке «Чума на оба ваших дома», превозмогая ужасную боль.
Такой Алла Давидовна оставалась до последнего вздоха. Она отчаянно боролась за жизнь, скрывая от окружающих боль, от которой хотелось кричать. Но болезнь оказалась сильнее. Народная любимица умерла 14 июля 2000 года, причиной смерти стал рак позвоночника.
В тот день рядом с ней был любимый супруг, который в дальнейшем еще не раз корил себя за то, что не смог спасти ту, что когда-то вытащила его с того света. Позже Эммануил Гедеонович нашел утешение в третьем браке с Ириной Млодик — давней знакомой семьи.
Могила знаменитой артистки расположена на Ваганьковском кладбище, Балтер упокоена неподалеку от русского сатирика Григория Горина. Спустя время после похорон там был установлен памятник в виде колоны и большой черно-белый портрет.
Фильмография
- 1968 — «Степень риска»
- 1975 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар»
- 1975 — «Такая короткая долгая жизнь»
- 1980 — «Ларец Марии Медичи»
- 1982 — «Транзит»
- 1984 — «Последний визит»
- 1990 — «Когда святые маршируют»
- 1991 — «И возвращается ветер…»
- 1992 — «Черный квадрат»
- 1999 — «Каменская»
Интересные факты
- Глядя на фото актрисы, многие восхищаются ее внешностью. Но сама Балтер не считала себя красавицей и даже обижалась, когда зрители делали комплименты ее красоте, а не таланту.
- В последние годы жизни знаменитость увлекалась философией, читала много трактатов.
- В молодости коллеги считали Аллу Давидовну иконой стиля и подражали ее безупречному вкусу. В интервью Виторган рассказывал, что тогда у них не было денег, но жена постоянно появлялась на публике в новых ярких образах, чему даже он удивлялся. Секрет был прост: исполнительница умела сочетать и обыгрывать вещи так, чтобы они казались новыми.