Биография
Имя лирико-драматического тенора Зураба Соткилавы знают далеко за пределами страны, в которой он родился. Творческая биография певца началась в солнечном Сухуми, продолжилась в Милане и далее развивалась в Москве, где тенор стал солистом Большого театра и его гордостью.
Концерты Соткилавы сопровождались неизменными аншлагами. Эмоциональная самоотдача артиста, сила и красота голоса, благородная манера исполнения сделали поклонниками Зураба Лаврентьевича миллионы любителей оперного искусства. Педагог и профессор Московской консерватории подготовил и выпустил в свет сотни талантливых молодых певцов.
Детство и юность
Будущий народный артист СССР родился 12 марта 1937 года в крупнейшем городе Абхазии — Сухуми. Профессионально отец-учитель и мама, работавшая врачом-рентгенологом, не были связаны с искусством. Но в интеллигентной семье музыка была хобби: мама и бабушка будущей звезды пели и играли на гитаре. В раннем детстве Зураб садился рядышком с ними на скамейке возле дома и подпевал женщинам, дававшим концерты соседям и случайным прохожим. В репертуаре были старинные грузинские песни, мелодичные и протяжные. О карьере певца Соткилава не мечтал — все мысли и планы в детстве и юношестве были связаны с футболом.
В младшем школьном возрасте мальчик гонял мяч в школьной команде. По настоянию мамы, обладавшей абсолютным слухом, сын посещал музыкальную школу, где научился играть на скрипке и фортепиано. В 16 лет подающий надежды грузинский футболист вошел в состав юношеской команды сухумского «Динамо», став ее капитаном. В середине 1950-х команда победила на всесоюзных соревнованиях, капитана взяли в основной состав тбилисского «Динамо».
Восходящая звезда футбола был крайним защитником, стремительно атаковал (стометровку преодолевал за 11,1 секунды) и делал спортивную карьеру. Позже, став оперной знаменитостью, Зураб поделился воспоминаниями о самой памятной игре — с московским «Динамо». В составе грузинской команды Соткилава сразился с самим Львом Яшиным, легендарным вратарем. Матч грузины проиграли со счетом 1 : 3, но знакомство с Яшиным продолжилось, когда спортсмен стал певцом.
Со спортивными буднями пришлось распрощаться после игры в Чехословакии: точку в карьере поставила серьезная травма. До этого футболист получил перелом в Югославии. Молодой спортсмен попробовал силы в вокале случайно: будучи у семьи Соткилавы в гостях, пианистка Валерия Разумовская услышала совместное пение Зураба с мамой и бабушкой. Она первой распознала в нем певца. Женщина отвела 21-летнего парня к знакомому профессору консерватории, тот выслушал «сухумского соловья» скептически.
Но встречи с профессором продолжились: в благодарность за то, что Соткилава доставал ему дефицитные билеты на игры тбилисского «Динамо», педагог занимался с футболистом вокалом. Вскоре вокальные упражнения увенчались успехом: профессор объявил Зурабу, что у него блестящее оперное будущее. Но тогда перспектива стать оперным тенором вызвала у игрока смех. Вспомнить о словах педагога консерватории молодому человеку пришлось после отчисления из команды в 1959-м.
Летом 1960 года Соткилава защитил диплом политехнического института в Тбилиси, где учился на горно-геологическом факультете, играя в сборной. К тому времени он уже год занимался в местной консерватории.
Поддержал сына отец, у которого музыкальные способности отсутствовали, а вот мама оказалась категорической противницей вокальной карьеры Зураба. Поначалу голос начинающего исполнителя определили как баритон, но на 3-м курсе у Соткилавы открыли лирико-драматический тенор. В 1965-м будущая звезда оперы окончила Тбилисскую консерваторию, а еще через 2 года — аспирантуру.
Музыка
Молодого певца приняли в труппу Тбилисского театра оперы и балета, где Соткилава успешно дебютировал. Вскоре ему доверили ведущие партии в опере «Тоска» Джакомо Пуччини, где он исполнил знаменитую арию Каварадосси. Затем тенор солировал в «Риголетто» Джузеппе Верди, пел в национальных операх «Абесалом и Этери», «Миндия».
Тенор выступал на сцене Грузинского государственного театра оперы и балета 9 лет, с 1965 года. В 1966-м Зураба Лаврентьевича отправили стажироваться в миланский «Ла Скала», где его учили педагоги бельканто. Маэстро и вокальный учитель Дженарро Барра восхищался грузинским певцом, голос которого напоминал ему теноров былых времен Энрико Карузо и Беньямино Джильи.
Спустя два года после начала занятий с миланскими педагогами Соткилава участвовал в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей» в Болгарии. Выступление грузинского певца было триумфальным: ему вручили главный приз. В 1970-м Зураб Лаврентьевич занял второе место на Международном конкурсе имени Петра Чайковского в Москве. В том же году тенор завоевал первую премию в Барселоне, где проходил международный конкурс вокалистов имени Франсиско Виньяса.
В конце 1973-го Зураб Лаврентьевич дебютировал на подмостках Большого театра, исполнив партию Хозе в «Кармен» Жоржа Бизе. Его пригласили в труппу БТ. Вскоре исполнителю доверили роль Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди. Так ценители оперного искусства открыли для себя новую звезду — вокал Соткилавы оказался откровением. Зрители и слушатели отметили работу певца: он выкладывался на сцене в полную силу. Позже артист признался, что партия Отелло стала той вершиной, после которой он не понижал планку исполнения, работая на износ.
Еще одно достижение тенора — партия Туридду в опере «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи. Выразительность и техническую виртуозность Соткилавы и переданный вокалистом накал страстей заметили поклонники, армия которых выросла в разы.
В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилавы назвали сверкающе-прекрасным: в Париже начались триумфальные гастроли тенора. Вскоре советскую звезду открыли любители оперного искусства в Америке, Италии и Японии, заметив, что его голос прекрасен во всех регистрах, а артистизм певца «исходит непосредственно из сердца».
Гастрольный тур конца 1970-х превратил Соткилаву в звезду мирового масштаба, принеся ему звание народного артиста СССР. Последним бастионом, взятым оперной звездой, стала партия Самозванца в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Реже Зураб Лаврентьевич выступал на эстраде.
С 1976 года тенор занялся преподавательской деятельностью в столичной консерватории, где вел класс сольного пения. В 1987-м стал профессором и возглавил кафедру.
В 1995 году поклонники оперы услышали Соткилаву на сцене БТ: он исполнил партию князя Василия Голицына в постановке «Хованщина» Дмитрия Шостаковича. В 2002 году артист вернулся к этой роли на тех же подмостках.
Голосом Зураба Лаврентьевича наслаждались меломаны Лондонской королевской оперы. Немецкие поклонники певческого искусства увидели знаменитость на сцене Баварской штатс-оперы. Слышали российского тенора в опере Дрездена, в болонском театре «Коммунале», барселонском «Лисео» и венецианском «Ля Фениче».
В последнее десятилетие певец выступал в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, бывал в ближнем зарубежье. В его репертуар входили оперные арии, грузинские и русские народные песни, романсы Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Якова Фельдмана, например, «Ямщик, не гони лошадей».
Личная жизнь
Зураб Соткилава гордился своей дружной и крепкой семьей. Он женился раз и навсегда, устроив личную жизнь с пианисткой и концертмейстером Тбилисской консерватории Элисо Турманидзе. Жена родила тенору двух дочерей — Тею и Кетино.
Вместе супруги прожили полстолетия. Зураб Лаврентьевич дождался двух любимых внуков — Кети и Левана, в которых души не чаял.
Смерть
Летом 2015 года артист признался, что тяжело заболел. Врачи диагностировали у него рак поджелудочной железы. В том же году Соткилаве сделали операцию в Германии, в России провели курс лечения, химиотерапию. Певец вышел на сцену в октябре 2015-го. Концерт в подмосковном Сергиевом Посаде прошел с аншлагом, казалось, болезнь отступила.
Соткилава решился рассказать о раке, узнав о таком же диагнозе коллег и друзей Елены Образцовой и Дмитрия Хворостовского. Последние два года Зураб Лаврентьевич преподавал в консерватории и, превозмогая недуг, выходил на сцену. В 2017 году он планировал дать юбилейный концерт — оперной звезде исполнилось 80 лет. Но онкологическая болезнь нарушила планы и стала причиной смерти вокалиста 18 сентября.
Прощание с артистом состоялось в здании Большого театра — во время церемонии звучали музыкальные произведения в исполнении Соткилавы.
На могиле Зураба Лаврентьевича, расположенной на Сабурталинском кладбище в Тбилиси, установлен памятник из черного гранита с декоративными элементами из белого камня. На нем нет фото, зато как память об увлечении великого артиста спортом в композицию включен каменный футбольный мяч в натуральную величину.
Дискография
- Ричард («Бал-маскарад», Джузеппе Верди)
- Манрико («Трубадур», Дж. Верди)
- Марио Каварадосси («Тоска», Дж. Пуччини)
- Водемон («Иоланта», П. Чайковский)
- Радамес («Аида», Дж. Верди)
- Индийский гость («Садко», Н. Римский-Корсаков)
- Арзакан («Похищение луны», О. Тактакишвили)
- Отелло («Отелло», Дж. Верди)
- Ричард («Бал-маскарад», Дж. Верди)
- Туридду («Сельская честь», П. Масканьи)
- Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха», Дж. Паизиелло)
- Самозванец («Борис Годунов», М. Мусоргский)
- Голицын («Хованщина», М. Мусоргский)
- Измаил («Набукко», Дж. Верди)
Интересные факты
- Соткилава был желанным гостем на ТВ и снялся в программах Евгения Понасенкова и Дмитрия Гордона.
- Своим рекордом Зураб Лаврентьевич считал 46 минут аплодисментов, которыми его наградила публика в Израиле — артист 13 раз выходил на бис.