Дивеевский монастырь в Нижегородской области: история создания, святыни и чудеса обители
Среди монастырей русских есть крепости, защищавшие страну от нашествий. Есть обители-миссионеры, несшие веру на земли язычников. Дивеевский монастырь – четвертый удел Пресвятой Богородицы – не относится ни к первым, ни ко вторым. Он пример смирения и послушания. Большинство его посетителей – паломники, которые приезжают в Нижегородскую область не для «посмотреть», а чтобы понять одну из главных составляющих мистической и духовной жизни России. Интересные факты о монастыре и монашестве – в материале 24СМИ.
История создания обители
Согласно преданиям, местами особого присутствия Царицы Небесной стали 4 православные обители. Первую определил жребий. После Вознесения Иисуса его ученики и Богородица собрались в горнице Тайной вечери в Иерусалиме, чтобы определить, в какую страну идти проповедовать Слово Божье. Марии выпала Иверия. Но Иисус распорядился иначе. В Иверию отправился апостол Андрей, а вместе с ним и нерукотворный образ Царицы Небесной. Так в Грузии появился первый удел Божьей Матери. Главный храм – Светисцховели в г. Мцехта.
Вторым уделом стали Афонские горы. Богородица плыла на корабле в гости к Лазарю. Разыгравшаяся буря выгнала корабль к Афону. Дева Мария сошла на берег, благословила людей и в проповеди сказала, что место будет отмечено особой благодатью. Так появился второй удел – Иверская обитель.
Третий удел связан с возникновением Киево-Печерской лавры. На берега Днепра в IX веке Божья Матерь послала афонского монаха Антония, основавшего Киево-Печерский монастырь. Серафимо-Дивеевский монастырь стал 4-й обителью. По легенде, в каждой из них Богородица лично присутствует по 3 часа в день. Она слышит все песнопения, молитвы и просьбы, с которыми обращаются прихожане, и удовлетворяет их.
Основательницей женского монастыря в Дивеево стала помещица из Рязани Агафья Мельгунова. Когда Агафье было 30 лет, погиб ее муж, подпоручик Мельгунов. Убитая горем женщина отправилась в Киево-Печерскую лавру вместе с трехлетней дочерью, где приняла постриг под именем Александра.
Жизнь благочестивой монахини состояла из постов и молитв. Однажды ей приснилась Дева Мария и провозгласила свою волю. Как монаху Антонию она велела покинуть Афон, чтобы основать лавру, так и Александра должна была покинуть Киев и идти на Север России, посещая по пути все церкви, посвященные Божьей Матери. Она благословила монахиню и сказала, что там, где будет основана новая великая обитель, снова придет к ней.
Александра рассказала о видении лаврским старцам. Признав чудо истинным, они благословили женщину на подвиг. Царица Небесная выбрала для обители село Дивеево. Там уставшая Александра уснула и снова увидела Богородицу, которая сказала, что это то место, «равного которому нет и не будет». Монастырская летопись датирует событие 1760 годом.
Александра поселилась в селе Осиновка, расположенном рядом с Дивеевым. После смерти дочери она ненадолго уезжала распорядиться имуществом. В 1767 году вернулась. Построила келью, в которой прожила 20 лет. К ней присоединились три женщины. В месте, где благочестивая монахиня видела сон, построили храм в честь Казанской Божьей Матери.
В 1788-м помещица Жданова пожертвовала обители 1300 кв. м земель, примыкавших к новой церкви. На них сестры заложили основу будущего женского монастыря.
От общины до монастыря
Статус монастыря община получила не сразу, а через 80 лет, в 1861 году. Первая община называлась Казанской, по названию построенной церкви. Перед кончиной матушка Александра просила настоятеля отца Пахома позаботиться о послушницах. Но мужчина уже был стар и предложил просить об этом преподобного Серафима. В далеком 1760 году Александра увидела дивный сон, двигаясь к Саровской обители. С тех пор у нее сложились хорошие отношения с Серафимом Саровским.
После смерти матушки послушницы выбрали старшей над собой Анастасию. Под ее руководством обитель разрослась до 52 сестер, которые следовали традициям, заложенным основательницей. После смерти Анастасии в 1796-м новой начальницей выбрали Ксению Кочеулову. Женщина отличалась настолько строгими требованиями, что из Казанской обители ушло 40 сестер. По описаниям историков, постепенно численность снова выросла и к 1825-му составила 50 человек.
Создание второй общины – Мельничной – связано с Серафимом Саровским. С 1794 года он жил отшельником в лесной келье. Соблюдал строгий пост, много молился и вел аскетический образ жизни. В 1807-м принял обет молчания. В 1810-м вернулся в монастырь, но вел уединенный образ жизни. В 1825 году Серафим вышел из уединения.
В хрониках описывается, что преподобный ознакомился с уставом, по которому жили женщины. Нашел его слишком строгим. Пробовал объяснить Ксении, что обретение благодати непропорционально аскезе и строгости. Но Ксения не согласилась менять устав. Серафим посчитал на этом обещание, данное Александре, выполненным и уехал.
Ночью преподобному приснилась Богородица. Повелела оставить Ксению в покое, но основать в Дивееве новую обитель. В память о том, что она четвертый столп, распорядилась взять с предыдущей обители 8 сестер и поселить их на новом месте. Также Дева Мария рассказала, что и где нужно строить. Сначала мельницу и первые жилые постройки. Затем церковь в честь Рождества. Обнести поселение канавой и земляным валом. Дать новый устав. Принимать в новую обитель только девиц. Дева Мария стала небесной игуменьей обители. Новую общину назвали Мельничной. К 1833 году в ней насчитывалось 73 сестры.
Серафим Саровский умер в 1833-м. Период между его смертью и официальным признанием монастыря характеризуется смутой. Иеромонах Иоасаф выхлопотал царское разрешение об объединении общин. Он мечтал войти в историю попечителем новой общины, объединителем и духовным наставником.
В результате его деятельности обитель пришла в упадок. Вмешались император и Священный Синод. В 1861 году община получила статус женского монастыря. Настоятельницей назначили монахиню Марию. Монастырским уставом стал тот, что написал Серафим Саровский. С тех пор обитель прозвана Серафимо-Дивеевской.
Дивеевский монастырь вошел в эпоху процветания. Ко времени игуменьи Марии относится строительство 5 храмов. Это:
- Тихвинская церковь;
- церковь во имя иконы Богородицы «Утоли мои печали»;
- храм в честь иконы «Всех скорбящих радость»;
- церковь Преображения.
Еще один собор строился. Освятить его планировали в феврале 1917 года, но грянула революция. Строительные работы прервали, а позже храм был разрушен.
При монастыре были открыты мастерские. В отдельных корпусах разместили лазарет, богадельню и приют для девочек-сирот. За территорией монастыря строили избы для обслуживающих обитель рабочих, гостиницы для проезжих, кузницу для нужд мирян и монахинь. Умерла матушка Мария в 1904 году.
Годы советской власти
Для монастыря эти годы ознаменовались закрытием. В 1927 году на Рождество Богородицы епископ Дмитровский распустил обитель, но сказал женщинам, что монашеский обет с них не снимается. Последняя игуменья, Александра, отправилась на родину в Муром. Туда же переселилась часть монахинь и перевезли монастырские святыни.
Настоятель муромского Благовещенского монастыря в воспоминаниях о довоенном времени писал, что в город приехали монахини из разных монастырей России. Внешне одинаковые, но внутренне разные. Дивеевских отличало особое спокойствие и смирение, словно на них снизошла благодать Божья.
Службы в церковных храмах прекратились к 1937 году. Несколько раз монахини подавали прошение о возобновлении деятельности монастыря. Но просьбы оставались без ответа. Некоторых из них осудили.
Дивеевский монастырь после распада СССР
Восстанавливать обитель начали незадолго до распада СССР. Верующим разрешили проводить богослужения в 1988-м. Община приобрела жилой деревянный дом рядом со святым источником и переоборудовала его. Освятили дом как церковь Казанской иконы Богородицы. Рядом возвели колокольню и пристроили алтарь. Внутри установили ростовую икону Серафима Саровского.
В 1990 году заново открыли Свято-Троицкий собор, принадлежавший монастырю. Освятили предел собора в честь иконы Богородицы Елеусы. Также монастырю передали мощи преп. Серафима. Но все это проявления внешние. Традиция русского монашества не прерывалась. В ее основе – осознанный выбор служения. Человек отказывается от мирских благ и живет, подчиняясь уставу. Способ служения бывает разным.
До Октябрьской революции при монастыре работала богадельня. Это аналог дома престарелых для пожилых монахинь. Действует она и сегодня. За старушками ухаживают сестры-послушницы. При монастыре работает стоматологическая клиника, есть своя скорая помощь и медицинский центр. Врачи консультируют заболевших, а медсестры центра проводят процедуры. По четвергам священник служит литургию в домовой церкви при богадельне.
Отдельного внимания заслуживают монастырские мастерские. До революции дивеевские золотошвейки вышивали скатерти, иконы, одежды. Шили золотом и шелками. Расшивали ткани жемчугами. Их работы высоко ценились в России и за рубежом. В современном монастыре восстанавливают те же традиции. Возрождают иконописную мастерскую. При монастыре открыли художественную школу для детей, где учат живописи.
Обитель сегодня
С 1995-го Дивеевский монастырь объявлен архитектурным памятником федерального значения. Это популярное направление паломничества. При монастыре открыта гостиница для паломников и туристов на 460 мест. 3 раза в неделю приезжают группы, организованные епархией. Городская администрация Нижнего Новгорода организует поездки для ветеранов, пенсионеров и многодетных семей.
Архитектурный комплекс монастыря включает 7 храмов. Среди достопримечательностей:
- 6 целебных источников;
- Царский скит, Милявский скит и еще около 10 других;
- Святая канавка;
- Серафимовы камни;
- лиственница цесаревича Алексея.
Архитектура и святыни
Главная достопримечательность монастыря – Святая канавка. Создать ее, по легенде, распорядилась Дева Мария. По форме это семиугольник протяженностью 777 м. При жизни преп. Серафима создали 6 сторон, а на седьмой планировали строительство храма в честь иконы Богородицы «Умиление». Преподобный приказал монахиням рыть ров глубиной и шириной 2 м. Вокруг насадили кусты крыжовника, чтобы укрепить склоны от обрушения.
Легенда также гласит, что когда на землю придет антихрист, то Святая канавка вырастет до небес и преградит ему путь. В годы советской власти ее пытались засыпать. После восстановления монастыря частично расчистили. Все, что находится в этом районе, считается целебным: земля из Дивеевского монастыря, трава, крыжовник.
Пик целебных свойств приходится на время с 3 до 4 часов утра. Считается, что в это время Богородица спускается с небес и подходит к канавке.
Пройдя по ней, можно снискать особую благодать Девы Марии. Хвори отступят, а в делах будет сопутствовать удача. Но для этого паломнику нужно так пройти по канавке, чтобы прочитать 150 раз молитву «Радуйся Богородице» за 1 проход. Даже если не получилось, то с собой каждому разрешается взять горсть святой земли из канавки.
Путь начинается у пятиглавого Спасо-Преображенского собора. Он построен до революции. Открыт в 1916 году. В СССР в здании разместили гараж и тир. В 1990-х его восстанавливали по дореволюционным фотографиям. Главные святыни собора – мощи преподобной Марфы и блаженной Параскевы. По легенде, Серафим сказал, что на небесах Марфа руководит сестрами Дивеевского монастыря. Блаженная Параскева владела даром предвидения. Она предсказала царю рождение наследника Алексея, гибель Романовых и революцию.
Уверяют, что если, проходя мимо канавки, человек почувствует благоухание, то это значит, что мимо него в эту секунду прошла Божья Матерь. Также верующие рассказывают, что ночью встречают призрачных светящихся людей, идущих по канавке. Это святые и благочестивые прихожане, пришедшие, чтобы поклониться святым местам.
Второй достопримечательностью являются Дивеевские источники. Первый святой источник забил у места погребения основательницы обители – матушки Александры. Люди, которые приходили к ее могиле, чтобы попросить исцеления, слышали необычайный перезвон колоколов и видели вспыхивающие свечи. В советское время источник затопили, обустраивая водохранилище. Современный источник забил из горы сам. За ним осталось прежнее название.
В поселке Цыгановка расположен источник преп. Серафима. В годы СССР там располагалась военная часть. Когда военные протягивали колючую проволоку по периметру, то увидели старика в белых одеждах. Офицер поинтересовался, что тот делает у военного объекта. В ответ старец ударил посохом о землю, и оттуда забил источник, а сам он исчез. После происшествия границы запретной территории пересмотрели и провели в стороне. Сегодня над источником построена часовня и в праздники проводятся богослужения.
В Казанском источнике купаются в праздник Крещения, чтобы получить здоровья на весь год. В Иберийском набирают воду для лечения детей от всех болезней. Возле источников построены купели.
Красивейший Троицкий собор заложен в 1848 году. По легендам, днем собор строили люди, а ночью слышали стук молотков, которыми работали ангельские силы. Освятили собор в день празднования главной иконы обители — «Умиление». Перед ней молился и причащался при жизни Серафим Саровский. К Дивеевской иконе «Умиление» обращаются за примирением в конфликтах, о благополучии в семейной жизни, рождении здорового ребенка. В Троицком соборе хранится часть камня, на котором Серафим Саровский совершал подвиг столпничества.
К Троице в Дивеевском монастыре относятся с особым почтением. Один из старейших, Никольский скит, освящен в честь Святой Троицы. В 1997 году основан Троицкий скит.
Казанский собор – первый из построенных в обители. Легенда гласит, что, когда наступит конец света и все храмы на земле будут разрушены, только три перенесутся в рай целиком. Казанский собор – один из трех. Его реставрацию провели в 2002–2003 годах.
Кутузовский скит также отмечен многочисленными явлениями Богородицы его основательнице – монахине Надежде. Когда девочка родилась, преп. Серафим предсказал, что до 20 лет она будет глупа, а с 20 станет разумна и прославит Царицу Небесную. Скит был закрыт в 1930-м и разграблен. Восстановлен в 1992-м.
Архангельский скит основали до революции в богатом селе Ездаково, насчитывавшем 300 дворов. После революции скит закрыли, создав колхоз. Он просуществовал до 1960-х. К 1986-му бывшее богатое село полностью обезлюдело. В 1997-м территорию с развалинами домов и храмов передали под управление Дивеевского монастыря. Завалы сестры разбирали вручную. Восстановили церковь, кельи, трапезную. Сегодня их жизнь – это не только службы, но и повседневный труд.
Дивеевские чудеса и другие интересные факты о монастыре
Дата основания села Дивеево – 1559 год. По одной из версий, оно названо в честь главы Ногайской Орды – мурзы Дивея. Земли с деревнями и людьми вручил мурзе Иван Грозный после успешного похода на Казань. Впервые в летописях Дивеево упоминается в 1653 году. Живет в селе около 6,5 тыс. человек.
В Дивеевском монастыре проживает около 500 монахинь и трудниц. Но с точки зрения церкви считать монахов неправильно. Прежде чем начать монашеский путь, человек приходит в монастырь, чтобы попробовать силы. Его распорядок дня и обязанности почти не отличаются от монашеского. В любой момент он может уйти, если считает себя неготовым к отказу от мира. Поэтому проживает в монастыре всегда гораздо больше людей, чем тех, кто стал монахом.
Больше всего паломников приезжают в Дивеево на Пасху, Рождество и День обретения мощей Серафима Саровского.
При жизни преп. Серафим предсказал, что телом он будет пребывать в Дивееве. Так и случилось. Его мощи случайно обнаружились в запасниках одного из музеев в 1991 году.
Сегодня территория монастыря включает 35 церквей и храмов, 11 скитов, 5 подворий.
Рядом с канавкой растет лиственница цесаревича Алексея. Ее посадили в честь дня рождения наследника престола. Главная особенность дерева – смола красно-коричневого цвета. Считается, что лиственница плачет кровавыми слезами о гибели невинно убиенной царской семьи. В день канонизации Романовых рядом с ней монахини высадили еще 7 лиственниц.
Береза с мордой медведя напоминает о времени, когда Серафим Саровский жил отшельником в лесу. Он подкармливал разную лесную живность. Люди рассказывали, что видели, как преподобный кормит с руки гигантского медведя. После революции березу с проступившей на ней мордой пытались выкорчевать, но техника ломалась. Зуб одного из экскаваторов торчит рядом с деревом до сих пор.
В 2008 году монастырю передали старинный колокол весом 16 кг. Реставраторы идентифицировали его как колокол, купленный преп. Серафимом. На изделии выгравировано имя владельца.
На монастырской колокольне установлены часы. До революции они отбивали каждый час. Накануне переворота часы сломались, а в 1927 году внезапно пошли и стали бить. Событие связывают с датой закрытия монастыря. Похожую легенду приезжим расскажут и о колокольне. Ее колокола звонили сами после смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.
Источник, расположенный в селе Каменки, называют Явленным. Здесь на воде люди видели лик Царицы Небесной. Рядом с Казанским источником была обретена Казанская икона Божьей Матери, а рядом с Ильинским – икона Ильи Пророка.
С 2009 года в монастыре хранится портрет основательницы обители – матушки Александры. По легенде, ее выражение лица меняется в зависимости от того, какой человек входит в комнату. Портрет выкупили в антикварном магазине благотворители и передали в дар обители. После реставрации его планируют выставить для обозрения.
Количество чудес, связанных с исцелениями от посещения монастыря, молитвы или использования освященных предметов, бесконечно. Преп. Серафим при жизни обладал даром творить чудеса, поэтому и после смерти продолжает дарить людям благодать.
Дивеевский монастырь находится на расстоянии 12 км от Сарова и в 185 км от Нижнего Новгорода. Из Нижнего сюда можно приехать поездом, а из ближних городов ходят автобусы. Экскурсии можно заказать заранее или по приезде.