Оптина пустынь — факты о монастыре: история обители, святыни, достопримечательности
Факты
30 сентября 2022 г. 5:58
Время чтения: 10 минут

Оптина пустынь — факты о монастыре: история обители, святыни, достопримечательности

Оптина пустынь – известнейший ставропигиальный монастырь России. В его уникальной истории, как у птицы Феникс, были чудесные исцеления и массовые убийства, разрушение и возрождение. Он тесно связан с именами Льва Толстого, Николая Гоголя, Федора Достоевского. Интересные факты об истории жемчужины русской духовной жизни – в материале 24СМИ.

История обители

Оптина пустынь находится на правом берегу реки Жиздры в 3–4 км к северо-востоку от города Козельска. Там, где в Калужской области Жиздра сливается с Окой, сформировались наносные песчаные почвы. Правый берег реки обильно зарос лесом, в котором и поселились первые монахи.

В летописях нет сведений о том, когда это произошло, но, предположительно, после принятия жителями Козельска христианства. Уединенной жизни способствовала сама природа. Песчаные почвы не плодородны и не возделывались землепашцами из ближайших деревень. По реке сплавляли леса. Однако в районе Оптиной пустоши нет брода, поэтому и неожиданных визитеров ждать не приходилось.

Название обители

Местная легенда гласит, что первооснователем был разбойник Опта, давший название пустоши. Не все лингвисты согласны с объяснением. Точно также объясняется происхождение наименования Волховской Оптиной пустоши. Однако Опта не князь и не митрополит, поэтому не мог заложить 2 монастыря.

Монастырь Оптина пустынь (https://www.flickr.com/photos/122563514@N07/44369058140/in/photolist-RU8eZk-HYXfNV-HEWU5h-VpbsbY-xDFLXW-Qdu6fx-5Akj11-KChZWj-2aAK2c3-JTLmv7-KWNbx4-KWNgtM-KCi2cL-fGvf2-KChAsq-JrN2DR-286Hsni-KUdcyy-L4uXPK-dp8M3Q-L4uGop-L1HwH5-9ZGwnH-K7U5HN-bqdjik-L4uKv6-2icmzeq-2icj4dp-4PENTY-KUcTdq-L4uH9x-L1HcaY-KUdfH9-L4uvoi-K875Bv-L1HdeS-5HEMgm-9EkDx3-9BnM37-9BmXiJ-9BmXem-9Bj4dx-9Bj3wP-9BmYbS-9Bj4CZ-9Bj4LB-9Bj4Hn-9BmXDU-9Bj53K-9Bj4r4)
Монастырь Оптина пустынь / Фото: Flickr.com

Историки предлагают разные варианты:

  • если «опта» образовано от татарского глагола «опмакъ» и означает человека, который ставит других в затруднительное положение, то на месте обители жили разбойники во времена монголо-татарского нашествия;
  • в русском нет слова «опта», но есть «опт», поэтому на месте пустоши могла быть стоянка купцов, которые привозили и продавали товары «оптом»;
  • слово «окта» в монгольском языке означает «болезнь, лекарство» и может быть отсылкой на монахов-целителей, поселившихся в лесу.

Какую из версий принять за правило, каждый решает самостоятельно. Далее легенда гласит, что Опта, раскаявшись в прегрешениях, принял постриг под именем Макария, чтобы при жизни искупить грехи перед убитыми. Построил из дерева келью. Вскоре к нему присоединились и другие люди, желавшие уединенной жизни.

Жизнь подвижников

С момента основания до XVI столетия монахи жили бедно. Пили воду. Ели отварные овощи, рыбу. В лесу собирали ягоды калины и рябины. Денег на такие продукты, как мясо или молоко, у них не было.

Первое письменное упоминание о поселении в пустыни встречается в Козельских писцовых книгах в 1629 году. Когда скончался царь Федор Иоаннович в 1598-м, то его преемник Борис Годунов ездил в Оптину пустошь на богомолье и пожертвовал монастырю денег на «свечи и ладан».

В Смутное время участь монахов была тесно связана с судьбой города Козельска, который то осаждали поляки, то занимали повстанцы. В то время монастырю принадлежала одна деревянная церковь и 6 келий. Взошедший на престол Михаил Романов пожертвовал монахам в аренду землю с мельницей.

Эпоха Петра I

Когда царем стал Петр I, жизнь обитателей монастыря не стала легче. Царь повелел выгнать из обителей жильцов, ютившихся без пострижения. В 1703-м запретил строить новые монастыри, а существующие обложил оброком. Требовались деньги на войну со шведами.

В это время Оптина пустынь получала доходы от:

  • мельницы;
  • рыбной ловли;
  • организации переправы через реку;
  • огородов и сенных покосов.

На основании новых царских указов рыбный промысел и услуги перевоза стали источником пополнения государственной казны. Так, Оптинских старцев лишили основных доходов.

В 1724-м Петр I учредил Синод и Духовный регламент. Малодоходные монастыри и поселения как отдельные единицы упразднил и переподчинил более крупным монастырям. К первым относилась и Оптина пустынь. Открыли ее вновь уже через 2 года по распоряжению жены Петра, Екатерины I.

Положение обители начинает улучшаться только с 1731-го. Среди местных бояр появилось много тех, кто жертвовал средства на восстановление монастыря. Среди них Пушкины, Румянцевы, Хлоповы, Нарышкины.

До 1750 года большинство построек были деревянными. Начиная с 1750-го строят новый главный собор, посвященный Введению Богородицы во храм. В конце XVIII века на обитель обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон. При его финансовой поддержке построили большую колокольню в 1802–1806 годах и флигели. В 1805-м начали строить Казанский храм, а чуть позже заложили больничную церковь. Игуменом назначили иеромонаха Авраамия. В 1809-м он ходатайствовал об увеличении количества насельников до 30 человек.

Введенский собор (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C_2018.jpg)
Введенский собор / Фото: Wikipedia.org

XIX век

На протяжении XIX века велось активное строительство. Возводились церкви, колокольни, монастырские постройки. Построили большую трапезную. В ней до сих пор сохранились удивительные потолочные росписи и фрески.

Основали монастырский скит, посвященный Иоанну Предтече. Центром скита стала церковь Рождества Иоанна Крестителя, построенная в 1822-м. Это красивое деревянное строение с белым неоклассическим портиком. Кроме храма, в ските построили библиотеку. В советский период в ее здании открыли музей.

На XIX век приходится пик популярности Оптинских старцев. Феномен монахов-отшельников появился в Византии как ученичество, в основе которого лежит послушание воле Бога. Понятие старчества появилось в церковной иерархии в 1800-х как знак народного уважения к некоторым монахам, которые вели подвижническую жизнь и славились в народе глубокой мудростью и добродетелью. Всего православной церковью почитается 14 монахов, именуемых Оптинскими старцами.

В монастыре бывали братья Аксаковы, Петр Чайковский, Иван Тургенев и Николай Гоголь. Но больше всего монастырь известен тем, что сюда приезжали Лев Толстой и Федор Достоевский во времена творческих и жизненных кризисов.

События, приведшие к приезду Достоевского, относятся к 1878 году. Весной писатель начал работу над «Братьями Карамазовыми». Но уже в мае заболел любимый младший сын Алеша. После непродолжительной болезни мальчик умер. Ему было 2 года и 9 месяцев. Достоевскому порекомендовали поездку в Оптину пустошь, куда он и отправился на 40-й день после похорон ребенка.

В эти дни Федор много беседовал со старцем Амвросием. Образ Амвросия воплощен в фигуре отца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Жена писателя отмечала, что он вернулся из поездки умиротворенным. Толстой чаще посещал Оптину пустынь, но на него она не оказывала такого умиротворяющего действия.

Читайте такжеХрам Христа Спасителя — факты о главном соборе России: история, архитектура, святыни

Годы революции

Причины, по которым большевики ополчились на монахов, высказывались еще в романах Достоевского. Литератор писал: «Ничто так не радует русского человека, как падение праведника». Э2022-м это дает возможность сказать: «Если даже такой праведный человек упал, то и мне не зазорно». После чего со спокойной душой продолжать жить, оправдывая собственные грехи падением праведника.

Оптинскую пустынь закрыли в январе 1918-го. За этим последовали гонения на монахов, обвинения в злоупотреблении властью. Затем были расстрелы и ссылки. Ценности, принадлежавшие монастырю, вывезли.

Самая мрачная часть истории связана с монастырским скитом. В 1931 году в нем открыли дом отдыха. В 1939-м на обнесенной оградой территории создали концентрационный лагерь Козельск-1, куда поместили до 5000 пленных польских офицеров. В 1940-м их отправили в Катынь, где расстреляли.

В Введенском храме разместили сельскохозяйственную технику. Церковные ворота забаррикадировали. Для прохода в церковь пользовались подсобной дверью, а для движения техники разбили часть стены. В одном из зданий устроили молодежный клуб и кинотеатр. Для этого установили киноаппаратуру.

Храм в честь Преображения Господня (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C._%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%B2_%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F.jpg)
Храм в честь Преображения Господня / Фото: Wikipedia.org

Годы Второй мировой войны

С началом Великой Отечественной войны на месте бывшего лагеря открыли госпиталь, просуществовавший до 1944-го. Потом снова открыли лагерь. Теперь уже для офицеров, попавших в плен в годы конфликта и репатриированных из немецких концлагерей. После войны на территории разместили воинскую часть, просуществовавшую до 1949-го. В последующие годы здания отдали под сельскохозяйственную школу.

Монастырь сегодня

Монастырь Введенская Оптина пустынь возвращен православной церкви в 1987-м. Богослужения в нем возобновили через год, в 1988-м. В это же время в помещениях начались реставрационные работы. Начиная с 1990-х работа монастыря полностью восстановлена.

Архитектура и святыни

Первую церковь Оптиной пустыни освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В XVIII веке вместо нее возвели каменный собор. Деньги для его строительства пожертвовал местный дворянин Андрей Шепелев. Значительные средства в строительство вкладывал и его сын Дмитрий. Сегодня в соборе хранятся мощи преп. Амвросия.

Вокруг главного храма группируется остальной архитектурный комплекс, состоящий из 3 церквей: Казанской, Владимирской и Марии Египетской. Храм в честь Казанской иконы Богородицы построен в 1811-м. Соответственно, его главная икона – Казанская. Стены церкви украшены фресками, созданными в старинной манере влажной росписи. Внутри храма хранятся мощи преп. Антония, Моисея, Исаака.

Храм Владимирской иконы полностью новый. Его построили в 1998-м на месте старого, разрушенного при советской власти. Исследуя монастырское подворье, археологи в 1989-м обнаружили фундамент прежней церкви. Ее восстановили по фото и создали в ней усыпальницу Оптинских старцев.

Лес старцев – облагороженный участок натурального леса, в котором, по преданию, жили старцы с начала основания обители. Считается, что здесь человек ощущает особый покой. Отдыхает от городской суеты и преисполняется благоговения.

В лесу неподалеку от Оптиной пустыни расположен святой источник преп. Пафнутия. Рядом с ним оборудована купель для паломников и водокачка, чтобы паломник мог набрать воду с собой. Температура воды летом остается холодной (6 °C). Считается, что в купели исцеляются духовные и физические болезни.

Среди святынь монастыря – чудотворная икона «Спорительницы хлебов». Набросок к ней делал преподобный Амвросий. Обретение иконы связано с голодом 1890 года. Амвросий сопереживал людям и истово молился о ниспослании милости Божьей. В видении он узрел Богородицу над полем и поручил написать икону по наброску иеромонаху Даниилу. На следующий год урожай оптинских полей был обильным, а на других – снова был неурожай. С тех пор оптинской иконе Богородицы молятся о ниспослании урожая. Женщины просят Небесную царицу и о других чудесах: счастливой семейной жизни, благополучии и процветании рода.

Оптинский мужской хор – профессиональный коллектив из Санкт-Петербурга. Хор создан на Успенском подворье, принадлежащем монастырю и расположенном на Васильевском острове. В составе коллектива – выпускники Санкт-Петербургской консерватории.

Южный вход в монастырь (https://www.flickr.com/photos/rublevpupil/2508517630/in/photolist-RU8eZk-HYXfNV-HEWU5h-VpbsbY-xDFLXW-Qdu6fx-5Akj11-KChZWj-2aAK2c3-JTLmv7-KWNbx4-KWNgtM-KCi2cL-fGvf2-KChAsq-JrN2DR-286Hsni-KUdcyy-L4uXPK-dp8M3Q-L4uGop-L1HwH5-9ZGwnH-K7U5HN-bqdjik-L4uKv6-2icmzeq-2icj4dp-4PENTY-KUcTdq-L4uH9x-L1HcaY-KUdfH9-L4uvoi-K875Bv-L1HdeS-5HEMgm-9EkDx3-9BnM37-9BmXiJ-9BmXem-9Bj4dx-9Bj3wP-9BmYbS-9Bj4CZ-9Bj4LB-9Bj4Hn-9BmXDU-9Bj53K-9Bj4r4)
Южный вход в монастырь / Фото: Flickr.com

Чудеса Оптиной пустыни и другие интересные факты

Главная ценность монастыря не сооружения или реликвии, а старцы, создавшие один из самых ярких очагов духовности. Архимандрит Моисей – третий наместник монастыря – славился заботой о людях. При нем монастырь кормил бедных и помогал всем, кто обращался за помощью.

Свою деятельность как настоятель Моисей начал с монастырской казны объемом в 15 рублей. Под его руководством численность братии увеличилась в несколько раз. Расширились территории, принадлежавшие обители. Создали монастырскую библиотеку. Построили 2 церкви, трапезную, гостиницу, конный и скотный дворы, посадили сад. Монастырь начал строительство 2 заводов. Вокруг архитектурного комплекса выстроили знаменитую белую ограду.

Часто очередное строительство начиналось почти без денег. Когда кто-то говорил об этом Моисею, то старец отвечал: «Верно, что у меня денег нет. Но про Бога ты забыл. У него есть. Вот он и даст». И действительно, всегда появлялись благодетели, спонсировавшие новое строительство.

В монастырской гостинице не брали плату за постой. Постояльцам полагалось заплатить кто сколько может.

По легенде, когда преподобный Моисей отошел в мир иной, Антоний, убирая в столе настоятеля, нашел закатившийся гривенник. Он улыбнулся и сказал: «Эх, не увидел батюшка гривенник, а то бы и его истратил на бедных».

Читайте такжеВознесение Господне — праздник восшествия Иисуса Христа на небо: история, суть, значение, традиции и приметы

Амвросий, шестой настоятель, славился исцелениями. Легенд, связанных с выздоровлением прихожан, огромное множество. В одной из них рассказывается, как во время молитвы у чтеца сильно болел зуб. Амвросий ударил его рукой, и боль прошла. Кто-то улыбнулся, подумав, что чтеца ударили за ошибку в тексте. А некоторые прихожанки, понимавшие, в чем дело, просили преподобного «Батюшка, ударь и меня, а то голова болит». Люди верят, что Амвросий владел даром исцеления неизлечимых болезней.

Каждый из старцев нес в народ дар Святого Духа – духовного или телесного исцеления, молитвенной защиты или дар прозорливости. Старцы исцеляли людей при жизни и продолжают делать это после телесной смерти. Поэтому паломничество в монастырь не прекращается. Девятый настоятель, преподобный Иосиф, писал: «Верю, что каждый пришедший в Оптину пустынь, найдет здесь ответ на свои молитвы и Господь дарует ему удовлетворение».

Оптина пустынь – популярное место паломничества. Люди едут с ожиданием, что случится чудо, похожее на описание в сказаниях. Церковь предостерегает от подобных ожиданий, напоминая, что чудо, которое совершается, происходит во спасение души, а не для удовлетворения потребностей и желаний человека.

Читайте также