Софийский собор Великого Новгорода — памятник Древней Руси: история и легенды
Софийский собор считается старейшим собором России и единственным каменным храмом Новгорода начала XI века, сохранившимся до наших дней. По плитам этого ровесника Вестминстерского аббатства ходили Александр Невский, Иван Калита и другие именитые русичи. Интересные факты о главном храме Новгорода — в материале 24СМИ.
История Софийского собора в Великом Новгороде
В новгородском детинце стояла деревянная церковь Софии о 13 куполах, освященная в конце X века епископом Иоакимом Корсунским. Она сгорела в пожаре, а на том месте возвели каменный собор, соединивший в себе черты русского и византийского архитектурных стилей.
Строить каменный Софийский собор начал новгородский князь Владимир Ярославич между 1045–1050 годами по желанию своего отца – князя Ярослава Мудрого. Освятил Софию новгородский епископ Лука Жидята в 1050-м или 1052-м.
С учетом возраста храма-предшественника, София Новгородская стала третьим по древности сохранившимся российским храмом после церкви Ильи Пророка, расположенной в Архызе, в Карачаево-Черкессии. Возведение и освящение последней приходится на времена, когда Русь была языческой. Вторым по древности считается Шоанинский храм в Алании.
Если говорить о возрасте, то София Новгородская:
- ровесник Вестминстерского аббатства, основанного в 1065 г;
- на 100 лет старше парижского Нотр-Дама, построенного в 1160 г;
- на 150 лет старше Реймсского собора, построенного в 1208 г.
По желанию князя, собор строился по образу и подобию Софии Киевской, которая, в свою очередь, построена по подобию Софийского собора в Константинополе.
Название
Предполагают, что название перешло от предыдущего собора, посвященного Святой Премудрости Божьей. В переводе с греческого «софия» означает «мудрость» (σοφία). Само понятие Премудрости восходит к греческой философии и школе Платона. В раннем православии ее отождествляли с Богом-сыном. В католицизме – со Святым Духом, символом которого является голубь. В более поздних трактатах православной церкви Святую Премудрость стали отождествлять с Богородицей.
Период Новгородской республики в истории собора
Новгородская республика – первая и единственная республика Древней Руси. Ее мощь строилась на торговле. Город стоял на пути «из варяг в греки», был участником Ганзейского союза и богател вместе с купцами. Вместе с ним богател и собор. От монголо-татарского нашествия, разорявшего другие княжества, Новгород отделяли болота, но храм много раз страдал от пожаров и большие средства уходили на восстановление.
Возможно, поэтому он не так богато украшен золотом, как Софийский собор Константинополя. Легенды о княжеских и церковных кладах, спрятанных в его стенах, свидетельствуют о безымянных «Робин Гудах», которым не везло в попытке озолотиться церковными ценностями во времена смут и войн.
Археологи считают, что люди видят Софийский собор таким же, каким он построен в начале. Пожары приводили только к обновлению внутреннего убранства и частичному ремонту. Но все остальные элементы сохранились почти в первозданном виде.
Вхождение Великого Новгорода в состав государства Московского
Эпоха феодальной раздробленности подошла к концу в XV веке и завершилась присоединением Новгородских земель к Московскому царству Иваном Грозным. Опасаясь союза новгородцев с польским королем, царь двинул войска на Великий Новгород. Город взяли в осаду и через время он пал. Иван Грозный велел опричникам уничтожить горожан за измену. По свидетельствам летописца, резня длилась больше месяца. Количество погибших неизвестно, но по некоторым источникам – до 100 000 новгородцев.
Голубь, севший во время резни на крест Софийского собора, окаменел от ужаса, увидев, что творилось на улицах. Так гласит легенда. Также в ней говорится о том, что пока птица остается на храме, город будет стоять.
Царь наказал даже колокол за то, что звонил, предупредив новгородцев о подходе войска Ивана IV. Колокол сняли с колокольни, отрезали уши – дужки, за которые подвешивается на звоннице. С тех пор колокол остался стоять на земле. Все ценности из Софийского собора вывезли в Москву вместе с одними воротами – Васильевскими.
XVIII–XIX век
Последующие столетия не принесли значимых изменений. Примерно в XVIII веке к корпусу собора добавили по три контрфорса на северной и южной стороне, а в конце XIX провели реставрацию. Архитектор Владимир Суслов разобрал эти пристройки, вернув храму предыдущее состояние.
Вместе со строительством Санкт-Петербурга Новгород терял влияние торгового центра. Собор перешел в подчинение митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Для постоянного проживания церковные иерархи выбрали северную столицу и лишь изредка приезжали в Новгород. Все 12 священнослужителей, руководивших собором в годы, предшествовавшие революции, похоронены в Александро-Невской лавре, а не в Софии.
Софийский собор после революции
В послереволюционной России Софийскому собору повезло больше, чем другим. Его имущество изъяли в 1922-м. Члены комиссии по изъятию ценностей пытались спасти их и предложили создать в храме Антирелигиозный музей, а в экспозицию поместить изъятые святыни. Что и сделали. В 1929 году Антирелигиозный музей вместе с другими объединили в Новгородский исторический музей.
Больше других в годы революции пострадала соборная звонница. Ее знаменитые колокола отправили в переплавку. Повезло только самому большому колоколу, отлитому в 1659-м. По церковным документам выяснили, что его переотлили из того колокола, которому Иван Грозный обрубил уши в 1572 году. Историческую ценность решили сохранить.
Вторая мировая война
Во время Второй мировой войны от пяти попаданий снарядов пострадал главный купол. Испанские пехотинцы сняли главный крест с купола собора и вывезли его в Испанию. Храм оставался без голубя до начала XXI века, пока не установили новую птицу. Первоначальный крест хранился в музее Военно-инженерной академии в Мадриде. В ноябре 2004-го его возвратили Русской православной церкви. Заниматься реконструкцией не стали и установили вновь обретенную святыню внутри храма. Испании же подарили реплику старинного креста.
Под разрушенным куполом размещалось изображение Христа Пантократора. По легенде, когда иконописцы воплощали образ Сына Божьего, то нарисовали открытые ладони. Вернувшись утром, увидели, что Иисус сжал руку в кулак. Иконописец переделал изображение, но на следующий день все повторилось. На третий раз мужчина услышал глас Христа. Он повелел оставить руку в покое, так как в ней он держит Новгород. Если рука раскроется, то город погибнет.
Храм сегодня
Здание собора принадлежало историческому музею до начала 1990-х. В 1991 году его вернули Православной церкви и переосвятили. Теперь в Софии Новгородской регулярно проводятся богослужения.
Архитектура и убранство
Главный собор Новгорода построен в то время, когда четкого разделения христианства на православие и католичество еще не случилось. Поэтому в его архитектуре встречаются черты, характерные для западных и восточных соборов. Это дает почву сторонникам альтернативной истории поговорить о времени создания сооружения и его авторах.
Официальная версия гласит, что София Новгородская построена по подобию Софии Киевской, а та по подобию Софии Константинопольской. Главный архитектурный элемент константинопольского храма – центральный купол. Его диаметр – около 30 м. Купол опирается на аркаду из 40 арочных окон. По бокам барабан поддерживают четыре сферические конструкции. Внутри здание делится на тр прохода, разделенных колоннами, количеством 104. Мозаики на стенах каждого из проходов объединены общей темой.
София Новгородская – квадратное здание, как храм в Константинополе, но более компактное. Ее венчают пять куполов с одним центральным. Пять куполов означают Иисуса Христа и апостолов. У них меньший размер, чем у константинопольского купола, меньшее количество окон в поддерживающей конструкции – от 4 до 6. Строгие белые стены, узкие окна, закрытые галереи также отличают новгородский собор, приспосабливая его под климатические условия региона.
В Константинополе для строительства использовали камень и мрамор. Материалу определили символическую роль. Он представлял все части Византийской империи. Новгородцы подошли к строительному материалу проще и использовали то, что «под рукой»: местный известняк, ракушняк и полевой шпат. Блоки скрепляли толченым кирпичным раствором.
На внешних стенах разместили узкие окна, что делает Софию похожей на соборы Западной Европы. Современникам здание казалось монументальным и величественным. Если сравнивать с низкими домами горожан, то их легко понять. Нынешняя высота составляет 36 м, хотя в прошлом собор был выше. За тысячу лет его подножие покрылось культурными слоями, где ждут исследователей берестяные грамоты и другие свидетельства жизни новгородцев прошлых веков.
Вход в храм украшают 3 набора ворот. Они известны как Васильевские, Корсунские и Сигтунские (или Полоцкие, или Магдебургские). Васильевские ворота подарены собору архиепископом Василием Каликой. Иван IV перенес их в Москву. Это деревянные врата, выполненные в традиционной для русских мастеров технике огненного золочения.
Корсунские ворота расположены у входа в придел Рождества Богородицы. Считается, что их привез епископ Иоаким Корсунский.
Магдебургские расположены у западного входа. Предполагалось, что это будет главный вход в собор, но сейчас там главный северный вход. Открывают их только в дни великих праздников, когда литургию ведет сам епископ.
Внутренняя структура состоит из пяти нефов с закрытыми галереями. В северной и южной галереях разместили часовни. В западной установлена круглая башня с лестницей, ведущей на верхние уровни галерей, в том числе на хоровую.
Внутри Софийского храма долгое время не было не только фресок, но и отделки стен. Белить их начали через 100 лет после постройки. Украшать фресками – в XI и XII веках. Большинство фресок погибли в пожарах и от последовавших за ними внутренних ремонтов. Сохранилась фреска святых Константина и Елены, частично – пророки в центральном куполе и в алтаре. Больше всего в соборе сохранившихся росписей XIX века.
Местные достопримечательности
Где Святая София, там и Новгород. С момента возникновения этой поговорки и Софийского собора прошла почти тысяча лет. За это время собор обзавелся множеством достопримечательностей.
Купола
Луковичные купола – один из главных элементов православного храма. Их типичные характеристики:
- диаметр купола больше диаметра барабана, на котором он стоит;
- высота купола преобладает над шириной.
У Софии Новгородской шлемовидные купола. Их форма является предметом спора среди историков. Главная «купольная» теория гласит, что луковичные купола появились первыми, а затем им стали придавать шлемовидную форму.
Часть специалистов не согласны с этим мнением. Они считают, что шлемообразная форма Софийских – начальная форма русского купола, а луковичный появился позже и заимствован в архитектуре Казани. В пример приводят шлемовидные купола Успенского собора, построенного в 1326 году, и луковичные у московского собора Василия Блаженного (1672).
Фрески
Лучше других сохранилась фреска с изображением святых Константина и Елены. Она выполнена в уникальной новгородской технике. Изображение создавали не по мокрой штукатурке, как в других соборах, а по сухой. Это визуально облегчает изображение и придает фигурам «воздушный» вид. Исследователи считают, что в такой технике расписывались древние деревянные соборы Руси, не сохранившиеся до наших дней.
Алтарь и иконостас
Из икон древнего алтаря XI века сохранились только два изображения. Это Спаситель, сидящий на троне, а также апостолы Петр и Павел. Они стали частью иконостаса, построенного позже – в XIV–XVI веках. Сейчас в соборе два иконостаса – Успенский, ставший главным, и Рождественский, установленный в Рождественском приделе.
Самая почитаемая икона – «Знамение». Она установлена перед Успенским иконостасом. На Рождественском разместили две другие чудотворные иконы – Спас Вседержитель и Пресвятая Богородица Тихвинская.
Граффити
За надписи на стенах принято ругать школьников. Тем не менее надписи делали древние греки, римляне, египтяне. Новгородцы тоже не остались в стороне, исписывая стены Софийского собора. Больше всего таких сообщений на Мартирьевской паперти. Новгородцы писали молитвы благодарности, просили бога о чем-то, ставили кресты и записывали просьбы о поминовении умерших. Рисовали человечков, домашних животных и какие-то шифровки-ребусы, оставляя ученым богатый исторический материал.
Известно, что Владимир Великий ввел запрет на «настенную живопись», но народ не выполнил приказ князя. Благодаря граффити мы знаем имена мастеров, участвовавших в отделке собора: Георгий, Стефан, Сежир.
Мартирьевская паперть
Мартирьевская паперть расположена рядом с древним кладбищем собора. Здесь сохранилась большая часть княжеских и архиерейских захоронений. Первым был князь Владимир в 1052 году. Через 8 лет умер его епископ Лука Жидята. Последнее захоронение датируется 1912 годом и принадлежит митрополиту Гурию.
Мощи
В соборе хранятся мощи князя Владимира, святой Анны, первых епископов собора. Советский академик Валентин Янин написал научную работу по Новгородскому некрополю. В ней он отметил, что идентификация церковных мощей показала несоответствие описанию содержимого ковчегов для их хранения.
Колокольня
Колокольня, примыкающая к собору, датируется XV веком, а ее башня с часами – 1673 годом. В нижней части звонницы расположено 5 массивных колоколов. Еще 10 реквизировали во время Великой Отечественной войны. Позже их вернули в город, но установили в Антониевом монастыре.
Софийский голубь
Самая известная достопримечательность – голубь, сидящий на кресте Софии Новгородской. Предположительно, он появился в XV веке, когда главный купол собора покрыли позолотой. Голубь – символ Святого Духа, но, согласно легенде, это птица, окаменевшая во время резни, устроенной опричниками грозного царя.
Магдебургские врата
Это самая спекулятивная достопримечательность собора. Существует несколько версий их происхождения, но ни одна не доказана на 100%. Наименее интригующая гласит, что новгородцы приобрели ворота в XV веке. Их купил у поляков епископ Евфимий, любивший католическое искусство.
По другой – их привезли из шведской Сигтуны новгородские воины в 1187 году после разграбления города. У этой легенды много нестыковок. Ворота не бронзовые, а деревянные, покрытые металлическими пластинами. Удобнее везти металл и использовать, чем возить ворота. Сигтуна от Новгорода расположена на расстоянии 770 км пути морем – слишком далеко, чтобы быть правдой. Шведские археологические раскопки также не подтверждают разрушение Сигтуны в указанный временной промежуток.
Короткое время в XVIII веке после Северной войны город находился под контролем шведской короны, но затем Петр I вернул себе контроль. Собор не был разграблен, но ворота заинтересовали шведского короля, и он поручил посланнику доставить историческую ценность на родину. Посланник Якоб Делагарди дипломатично написал монарху, что требуемые ворота установлены на входе в собор и попытка снять их повлечет скандал. Настраивать против себя горожан шведы не собирались, и поэтому вопрос с воротами сняли с повестки.
Теперь эти врата оказались в центре внимания поклонников исторических загадок и альтернативной версии создания собора. Альтернативщики утверждают, что София Новгородская не православный собор, а переделанный католический костел, где Магдебургские ворота – его составная часть. Можно возразить, что у дверных проходов в Софийском соборе арочные двери, а Магдебургские ворота прямоугольной формы. Если они часть изначальной постройки, то должны соответствовать размеру дверного проема, учитывая высоту культурного слоя, нанесенного у подножия собора, но фактически этого нет.
Интересные факты о Софийском соборе
Геометрия собора:
- длина и ширина без галерей – 27x24,8 м;
- с галереями – 34,5x39,3 м;
- толщина культурного слоя, сформировавшегося за века, – 2 м;
- первоначальная высота – 38 м;
- толщина внешних стен – 1,2 м.
Чтобы усилить звук церковных песнопений, в стены собора вмонтированы глиняные горшки. Они называются голосниками. В годы СССР акустика храма считалась самой лучшей в Новгороде. Поэтому в помещении часто проводились концерты.
Остатки старого сгоревшего собора, который стоял на месте Софии, до сих пор не нашли. Одни ученые считают его вымыслом летописца, но другие уверены в его существовании и считают, что для выдумки собор описан очень детально.
В Софии сохранили древний престол. Возможно, он стоял в первой деревянной церкви. Над ним построили новый престол, по форме напоминающий первый.
Новгородское вече собиралось под стенами Софийского собора.
Звон колоколов Софии увековечил композитор Сергей Рахманинов в сюите для двух фортепиано «Слезы».
Иконостас собора рос постепенно. В XI веке появился первый ярус, на котором разместились 4 иконы, из которых сохранилась только одна – апостолов Петра и Павла. Второй ряд появился в XV веке. Сегодня у иконостаса 5 ярусов.
Икона святого Дмитрия Солунского отреставрирована частично. Реставраторы оставили в ней осколок снаряда, оставшегося после бомбардировки собора, как напоминание о войне.
На иконе «Знамение» видны следы выпущенных по ней стрел.
Легенды и мифы
Самые известные легенды – о голубе, сидящем на главном куполе, и изображении Иисуса Христа под ним с внутренней стороны храма.
Есть легенды о сокровищах, скрытых в стенах Софии Новгородской. По одной из них, чтобы получить казну, Иван Грозный долго пытал ключника, но ничего не узнал. Тогда царь приказал ломать стену, и из нее посыпались слитки. Царь вывез найденный клад в Москву, но легенда утверждает, что нашел он только малую часть храмовых богатств. Искать тайники якобы следует в башне с лестницей, по которой поднимаются на верхние этажи.
Еще одна легенда связана с обретением чудотворной иконы «Знамение». В 1170 году новгородцы отбили атаку суздальского князя Андрея Боголюбского. По описанию летописца, накануне битвы новгородский епископ Иоанн услышал голос Богородицы, когда молился перед ее иконой. Дева Мария велела идти с ее образом на городскую стену, поднять над городом – и она спасет Новгород.
Епископ выполнил повеление. Нападавшие стали осыпать икону и священнослужителя стрелами, но внезапно Богородица повернулась к ним и заплакала. В стане врага началось смятение, люди стали нападать друг на друга. Тогда новгородские воины вышли за стену и одержали победу. В честь чудотворной иконы новгородцы учредили праздник 27 ноября.
Интересна и личность святой Анны Новгородской – небесной покровительницы города. Она похоронена рядом с саркофагом основателя храма – Владимира Ярославича. Часть историков считают ее матерью Владимира и женой Ярослава Мудрого, дочерью скандинавского конунга Ингигердой, в крещении Ириной. Однако Ирина похоронена рядом с мужем в Софии Киевской.
В годы советской власти обследовали оба захоронения. Женщину в Киеве идентифицировали как даму 50 лет скандинавского типа, а женщина, захороненная в Софии Новгородской, умерла в возрасте около 30. Поэтому другая группа исследователей считает, что Анна Новгородская могла быть первой женой Ярослава, которую в 1018 году захватил польский король Болеслав Храбрый.
Софийский собор – уникальный памятник древнего зодчества, который находится на берегу реки Волхов. Он рос вместе с городом. Становился опорой для Русской православной церкви на землях Карелии. Сегодня Новгород и Софийский собор посещают сотни туристов со всего мира. Вход в него свободный. Можно посетить богослужение и посмотреть достопримечательности или прогуляться по подворью Новгородского детинца, частью которого является собор.