Зоя Космодемьянская — между правдой и вымыслом: жизнь и подвиг женщины-героя
До 1990-х Зоя Космодемьянская и ее последние месяцы жизни были неоспоримым примером храбрости и бескорыстного служения Родине. Биографию «советской Жанны д’Арк» знал и пересказывал каждый школьник. После распада СССР началась переоценка героев, подвигов, событий, приказов, реформ и всего, что связано с государством, пришедшим на смену Российской империи.
С историей жизни Космодемьянской знакомят и современных подростков. Но теперь к классическому жизнеописанию примешивают домыслы, которые выдают за факты. Подробнее о судьбе женщины-героя и ее подвиге – в материале 24СМИ.
Происхождение
В советские годы по идеологическим соображениям не упоминали, что дедом Зои по отцу был священник Петр Космодемьянский, родившийся в 1872 году. Фамилия семьи, как полагают исследователи, происходит от названия церкви святых Космы и Дамиана.
У Петра Ивановича было четыре сына, которые могли пойти по стопам отца. Отец Зои, Анатолий, и его брат Алексей учились в Тамбовской духовной семинарии. Но Октябрьская революция и борьба с религией превратили священников в живую мишень. Деда Зои большевики подозревали в укрывательстве белогвардейцев. В августе 1918 года Петра Ивановича пытали, а затем утопили в пруду.
Дед героини по материнской линии, Тимофей Чуриков, жил в деревне Осиновый Гай и был известен среди односельчан по двум фактам: неистовый спорщик, который женат на первой красавице Марфе Михайловне. Чуриков был житейски подкованным и начитанным человеком, но «академиев не проходил». Поэтому постарался дать дочери Любови образование, которое позволило девушке учительствовать в родной деревне.
Анатолий Космодемьянский, распрощавшись с планами стать священником, начал преподавать. Учителей в селе не хватало, поэтому крестьяне стремились, чтобы дети попали к Анатолию Петровичу или Любови Тимофеевне. Родители Зои пользовались в селе большим уважением и считались самыми образованными в округе. Отца Космодемьянской характеризовали как человека с твердым характером, сдержанного и немногословного, хотя умевшего заразительно и искренне смеяться.
Дата рождения
Через 5 лет после смерти священника Петра Космодемьянского, родилась его внучка Зоя. В советские времена датой рождения героини называли 13 сентября 1923 года. Но исследователи назвали число ошибочным, когда раскрыли обстоятельства сбора информации о девушке, которой собирались присвоить звание Героя Советского Союза.
Процесс превращения «Тани из Москвы» в Зою Анатольевну Космодемьянскую начался со звонка в Осиновый Гай главе партизан Артуру Спрогису одного из сотрудников местной администрации. Сельчанин спутал дату регистрации акта записи – 13 сентября – с днем рождения. Согласно этой версии, девушка родилась 8 сентября.
Переезд в Москву
В 1929 году семья Космодемьянских была вынуждена сменить место жительства. Отец непублично критиковал коллективизацию. О негодовании Анатолия узнали люди, которые собирались написать донос. Но главу семейства предупредили, что его может ждать арест. Поэтому Космодемьянские спешно собрались и уехали с Тамбовщины в Сибирь.
В Москву семья приехала в 1930-м. Изначально это был визит к родственникам, но Анатолию и Любови понравилось в столице, где они вскоре нашли работу и решили остаться. Глава семейства преподавал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Зоя пошла в школу вместе с братом Александром, который был младше на 2 года.
Смерть отца
В 1933 году Космодемьянским предоставили просторную, светлую и теплую комнату. Но за положительным изменением последовали трагические события. Однажды Любовь Тимофеевна вернулась домой с детьми и обнаружила, что муж не на работе. У Космодемьянского болел живот, била лихорадка. Но Анатолий Петрович сохранял сдержанность, не стонал, хотя боль нарастала.
Зоя не могла спокойно наблюдать за тем, как мучается отец. Взяла пальто, шапку и побежала за доктором. Стояла темная февральская ночь, когда 9-летняя девочка отыскала медпункт и привела врача домой. Медик почти сходу сказал: «Заворот кишок. Немедленная операция». Но драгоценное время ушло на поиск машины, доставку пациента в больницу. Операцию провели, но с опозданием.
В 1933 году страна страдала от продовольственного кризиса. Во многих регионах люди умирали от голода. В Москве дела обстояли получше, чем в отдаленных областях, но на учительскую зарплату прокормить двоих детей было тяжело. Любовь Тимофеевна после смерти мужа дополнительно устроилась в вечернюю школу. Почти весь день мать Зои была на работе, поэтому девочка присматривала за братом и быстро училась самостоятельности.
Конфликт с одноклассниками
В учебе девушка проявляла усердие, ко всему относилась серьезно, легкомысленность и озорство ей были чужды. Получала «отлично» и «хорошо» по всем предметам, особенно любила историю и русскую литературу. Но отношения с одноклассниками не складывались, поэтому Зоя завоевала репутацию «прямолинейной одиночки».
Осенью 1940 года Космодемьянская перешла в 9-й класс. Однажды мать вернулась домой и обнаружила дочь в полуобморочном состоянии. Девушку увезли в Боткинскую больницу, где диагностировали острый менингит и несколько суток боролись за жизнь. Высокую температуру, сильные головные боли и уколы пациентка переносила без стонов и жалоб. Врачи удивлялись, как 17-летняя школьница стоически переносит болезнь.
Аркадий Гайдар
После выздоровления Космодемьянская восстанавливалась в подмосковном санатории «Сокольники», где познакомилась с Аркадием Гайдаром. Писатель оказался на оздоровлении в связи с посттравматическими болями. Подтверждением тому, что Гайдар и Космодемьянская отдыхали в одном санатории, служат фото, сделанные в ноябре 1940 года. Среди пациентов здравницы запечатлены прославленный писатель и будущая женщина-герой СССР.
По словам историографов, литератор и школьница познакомились во время взятия снежной крепости, которую соорудил автор повести «Тимур и его команда». Зоя прогуливалась по территории «Сокольников» и обратила внимание на развлечения отдыхающих. Среди участников снежных баталий Космодемьянская увидела человека, чьи произведения были в списке любимых. Зоя призналась Гайдару, что восхищается его творчеством. А писатель рассказал, как проводит время, и пересказал «биографии» снежных баб, слепленных во дворе санатория.
Выживут 5%
Выросшая на патриотических книгах и вере в советские идеалы Космодемьянская искала возможности принять деятельное участие в борьбе с нацистами, которые стремительно подбирались к столице. Осень 1941 года для защитников Москвы оказалась самой сложной и решающей. Для помощи фронтовикам создали разведывательно-диверсионные части, которые набирали молодежь для деятельности в тылу врага.
Зоя попала в воинскую часть № 9903, которую наспех сформировали после начала войны. Командиром назначили майора Артура Спрогиса, который был примечательной личностью. Выходец из Латвии начинал службу пограничником, работал во внешней разведке, был связным Рихарда Зорге, участвовал в поимке террориста Бориса Савинкова. Спрогис воевал на стороне республиканцев в Испании, где организовывал диверсионные операции и был знаком с Эрнестом Хемингуэем.
Зое и другим добровольцам сказали прямо, что перед частью стоят сложные, но важные задачи, при выполнении которых погибнет 95% личного состава. Отдельно бойцов предупредили, что многие смерть встретят в плену после многочасовых пыток. Командиры призвали сомневающихся оставить разведшколу. Дополнительно офицеры отдельно разговаривали с каждым добровольцем. В итоге из 3 тыс. человек отсеяли 1 тыс. Решимость Космодемьянской была непоколебима, поэтому она прошла трехдневное обучение, в ходе которого ее научили рукопашному бою, обращению с оружием и минированию дорог.
Боевое крещение
4 ноября, через четыре дня после начала службы, Зоя участвовала в первой операции. Отряд пересек линию фронта и заминировал шоссе в районе Волоколамска. Через 2 недели недалеко от этих мест развернулись события, легшие в основу истории о 28 панфиловцах. Первую часть плана бойцы выполнили без заминок, но потом попали под обстрел и с потерями вернулись в расположение.
Несмотря на суровые военные будни, молодость брала свое. Солдаты находили время на общение с девушками. Космодемьянская игнорировала ухаживания легкомысленных юношей, но подружилась с 28-летним сержантом Василием Самсоновичем Бирюковым. До войны боец преподавал математику и физику в школе.
Бирюков позже вспоминал, как восхищался красотой сослуживицы: «Щеки, нос, губы, брови, волосы, лоб, шея – все как выточено великолепным мастером-скульптором». Однажды с очередного задания Бирюкова ждала Зоя, которая прижалась головой к плечу сержанта и сказала: «Я рада, что знаю тебя, Вася!»
Было у бойцов время на просмотр фильмов, которые обычно включали перед сном. Василий Самсонович рассказал, как однажды смотрел кино, но сюжет не запомнил, потому что рядом с ним сидела Зоя, которой он уделял все внимание.
«Гони немца на мороз»
16 ноября немцы продолжили генеральное наступление на столицу СССР. Установилась по-настоящему зимняя погода, которую нацисты за несколько месяцев до этого рассчитывали встретить в Москве. Но взамен оккупанты встретили суровое сопротивление и были вынуждены расквартироваться в небольших городах и деревнях, заняв дома местных жителей.
Поступил приказ от высшего командования использовать тактику выжженной земли, но в тылу врага. Партизанам, разведчикам, диверсантам велели уничтожать дома и другие постройки, в которых от холодов могут укрываться немцы. Сожжению подлежали объекты, расположенные за линией фронта на 40–60 км вперед и на 20–30 км вправо и влево от основных дорог.
Аналогичное задание получила часть Спрогиса, который приступил к выполнению приказа. 22 ноября Зоя и еще 70 диверсантов пересекли линию фронта. На следующее утро в лесу бойцы разделились на группы и получили задания. Здесь Космодемьянская и Бирюков виделись в последний раз.
Диверсантам выдали теплую форму, но Зоя Космодемьянская отправилась на задание в сапогах и пальто. Девушка считала, что так лучше выходить на разведку. Диверсантке выдали револьвер, по три гранаты и «коктейля Молотова». В вещмешках держали патроны, паек на 5 дней и бутылку водки, чтобы греться в холод. В этот период температура в Подмосковье опускалась до –10 °C, днем колебалась от 0 °C до –8 °C.
Ошибка Космодемьянской
Диверсионные группы выполняли задание с переменным успехом: одни молниеносно наносили удар и скрывались в лесу, а другие попадали в засаду и погибали. В ночь на 27 ноября Космодемьянская с Борисом Крайновым и Василием Клубковым пришли в деревню Петрищево. Диверсанты подожгли 3 дома и конюшню, уничтожив 20 лошадей, которых использовали для транспортировки оружия на фронт.
В Петрищево бойцы разделились, договорившись встретиться в условленной точке. Первым пришел Крайнов. Боясь быть схваченным, командир группы отправился к месту встречи с другими отрядами. Космодемьянская не застала Крайнова, а Клубков попал в плен к немцам. Зоя ушла одна, но вернулась через сутки, чтобы завершить начатое. Немцы приказали местным жителям отслеживать диверсантов, поэтому Космодемьянскую схватили почти сразу, как она вернулась.
200 ударов
Оккупанты пытались выведать планы диверсионной группировки, чтобы эффективнее устраивать засады. Но пленница не дала ценную информацию. Тогда нацисты принялись пытать Космодемьянскую. Девушку били армейским ремнем с пряжкой. Допрос проходил в избе Василия и Прасковьи Кулик. Хозяева дома насчитали не менее 200 ударов.
В перерывах между избиением Зою с завязанными за спиной руками выводили на мороз. На пленнице был жакет и брюки. Босые ноги топтали снег, из разбитых губ сочилась кровь, на лбу от удара появился синяк.
Казнь
В избиениях Космодемьянской участвовали не только немцы. Пожар уничтожил дом пожилого колхозника Ивана Солнцева, которому нацисты предложили избить диверсантку, но тот отказался. Тогда оккупанты позвали Аграфену Смирнову и Федосью Солину, которые ударили партизанку палками. «Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала!» – негодовала Смирнова. Прервала избиение Прасковья Кулик, которая была свидетельницей допроса и пыток. Женщина встала перед замахнувшейся Смирновой, закрыв собой Космодемьянскую.
Казнь 18-летней Зои состоялась утром 29 ноября. Стоя на ящиках из-под макарон с петлей на шее, девушка произнесла речь о неминуемой победе СССР и наказании для нацистов за совершенные зверства.
Установление личности
Тело казненной партизанки висело месяц. Проходившие отряды немцев сгоняли злость от поражений, издеваясь над трупом. В конце декабря местным жителям разрешили захоронить тело диверсантки на окраине Петрищева. Но последовавшие события в Москве не позволили истории о Космодемьянской затеряться в пучине перипетий Великой Отечественной войны.
Руководство страны сделало ставку на поднятие боевого духа военнослужащих и гражданских, рассказывая о подвигах соотечественников. Выдержка и храбрость Космодемьянской и тысяч других граждан могли затеряться во времени. Но за дело взялись журналисты и литературные секретари, которые принялись собирать информацию о самоотверженных советских людях.
В такие истории проникали преувеличения, свойственные советской пропаганде. Но от этого ценность подвига как всего народа, так и отдельных людей меньше не становилась. Особенность ситуации с Зоей заключалась в том, что девушка назвалась Татьяной – в честь Татьяны Соломахи, погибшей от рук белогвардейцев.
Первые месяцы Космодемьянскую считали без вести пропавшей. Разобраться помогла только эксгумация, которых были две. Зимой 1942 года, когда немцев отбросили на запад, в Петрищево приехало 10 женщин во главе с комиссией. Но никто из них не признал в трупе свою дочь. Ситуация изменилась, когда погибшей присвоили звание Героя Советского Союза.
В Петрищево приехала новая партия женщин, одна из которых заплакала, якобы узнав дочь. Другие гражданки делали то же самое, и в итоге началась драка, которую прервала Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Тогда Татьяна стала Зоей Анатольевной, и развеялись сомнения, что в Петрищеве похоронили другую диверсантку. Хотя мистификации на эту тему возникали и в 1960-х: якобы казнили не Зою, а партизанку Лилю Азолину. После перезахоронения и восстановления личности труп решили кремировать. Останки Космодемьянской погребли на Новодевичьем кладбище в Москве.
«За Зою»
Когда Зоя вступила в диверсионный отряд, ее брату было 16 лет. После восстановления судьбы сестры Александр добивался отправки на фронт, чтобы отомстить нацистам. К 18 годам окончил танковое училище и в октябре 1943-го принял участие в первом бое. Младший лейтенант написал на своем тяжелом танке КВ: «За Зою». Космодемьянский дослужился до звания старшего лейтенанта и дошел до Восточной Пруссии. Брат Зои громил врага и совершал подвиги, которые приводили к тактическим победам советских сил.
До победы над Германией Александр не дожил менее месяца. 13 апреля 1945-го 19-летний офицер получил смертельное ранение в боях вблизи Кенигсберга. После войны командиру танковой батареи присвоили звание Героя Советского Союза.
Любовь Космодемьянская наблюдала за веселящимися жителями Москвы, которые ликовали 9 мая. Но радость Победы перебивала горечь утраты дочери и сына, которые прославили семью учителей.
Мифы о Космодемьянской
Советские власти бережно охраняли память о Космодемьянской. В СССР не рисковали публично заявлять, что подвига якобы не было. В России власти пресекают попытки рассказать альтернативную историю Зои. «Относиться к ее жизни можно только как к житию святых», – сказал Владимир Мединский в 2016-м.
Но с 1990-х укоренилась тенденция на появление иных обстоятельств последних дней жизни Зои. Многие из них основаны на домыслах и искаженных фактах, которые не приняты большинством историографов.
Психическая болезнь
Легенда гласит, что в школьные годы на фоне ссор с одноклассниками Космодемьянская пережила тяжелейший нервный срыв. Психологическая травма оказалась такой сильной, что Зоя якобы неоднократно попадала в лечебницу для душевнобольных. На этом фоне возникла фанатичная любовь к Сталину и готовность совершать безумные поступки.
Авторы мифа сослались на архив психбольницы, где некоторое время лежали записи о здоровье пациентки. Когда Зоя снискала славу, пропагандисты принялись не только устанавливать биографические сведения, но и избавляться от «неудобных» фактов. Так, якобы в лечебницу пришли два человека, которые сверкнули удостоверениями и изъяли документы, касающиеся Космодемьянской.
Отсюда стартует «усовершенствованная» версия, появившаяся в конце 2016 года. Либеральный оппозиционер Андрей Бильжо заявил, что Космодемьянская якобы страдала шизофренией. По словам экс-психиатра, в момент допроса и пыток девушка впала в «кататонический ступор с мутизмом», поэтому не смогла внятно отвечать на вопросы нацистов.
Из этой истории правдой является только то, что Зоя действительно пережила нервный срыв из-за проблем в школе. Факт подтвердили мать и брат героини, но проблему удалось преодолеть, и о шизофрении речь не идет.
Жертва предательства
Обстоятельства пленения партизанки покрыты темными пятнами, которые пытаются закрыть фактами, основанными на домыслах. Здесь фигурирует имя Василия Клубкова, за которым в годы войны закрепилась репутация предателя. Обстоятельного следствия по делу не было, парня допрашивали и в итоге расстреляли.
В 2000 году журналисты опубликовали версию событий, которые происходили в Петрищеве 59 лет назад. Клубков попал в плен, но смог сбежать, был пойман и снова ускользнул – во второй раз удачно. Изначально боец говорил, что попал к немцам один, Космодемьянской с ним не было. Позже молодой человек признался, что выдал соратницу, за что получил от немцев свободу.
Историографы полагают, что Василия вынудили оговорить себя. Когда парня допрашивали, в СССР имя Космодемьянской было широко известно. Предполагается, что чиновник ради продвижения по службе сфабриковал дело, явив народу предателя и «убийцу» Зои.
Зоя Космодемьянская – патриотка и кумир послевоенной советской молодежи. Память о ней увековечена памятниками, а в 2020 году список музеев пополнил комплекс «Зоя» в Петрищеве. Факт подвига оспаривается, но внятных и достоверных сведений скептики не предоставили.