Денис Фонвизин — потомок крестоносца и отец русской бытовой комедии
За 47 лет жизни Денис Фонвизин сумел навсегда изменить русскую классическую литературу, создав жанр национальной бытовой сатиры. Его произведения и сегодня входят в школьную программу, а биография писателя вызывает живой интерес у исследователей и книголюбов.
Рыцарские корни
Род литератора пошел от обрусевших немецких рыцарей: во время Ливонской войны в период правления Ивана Грозного захватили в плен его дальнего предка. Затем взяли на русскую службу.
Изначально фамилия выглядела так — von Wiesen. Позже она прошла этап русской адаптации и дополнилась окончанием -ин. В XVIII столетии писали либо отдельными словами — Фон Визин, либо использовали дефис. Еще Пушкин считал, что фамилия писателя приобретает более русский характер, если писать слитно. Но двоякое написание сохранялось до середины XIX века, и только с подачи литературоведа Николая Тихонравова укоренился привычный сегодня вариант.
Будущий писатель родился в Москве 14 апреля 1744 года. В обеспеченной дворянской семье росло еще семеро детей. Денис получил имя в честь предка, который проявил в период Смуты особую военную доблесть. Детство мальчика протекало в отцовском доме в патриархальной обстановке.
Образование
Как это часто происходило в чиновничьих кругах, родители дали сыну первоначальное домашнее образование. Затем Фонвизин учился в гимназии, где регулярно получал похвалы, награды и повышения чина.
В этот период обучения Денис участвовал в театральных постановках Михаила Хераскова. Тогда же стал посещать в университете, при котором работала гимназия, факультет философии. Затем его вместе с братом Павлом в числе лучших учеников отправили в Петербург.
Литературный путь
В столице Денис Иванович быстро влился в студенческое общество, продолжил играть в театре, начал пробовать силы в литературе. В журналах стали периодически печатать его творения. А благодаря отличному знанию немецкого и латинского языков уже в это время молодой Фонвизин стал заниматься профессиональными переводами.
Вскоре появились новые произведения автора острого сатирического содержания. Например, свет увидела комедия «Бригадир», в которой писатель дерзким языком изобличал тогдашние дворянские нравы, страсть ко всему французскому. Пьеса спровоцировала большой резонанс в обществе, по ней начали ставить спектакли, долго не сходившие с афиш.
Писатель не прекращал развивать творчество, работал много и старательно, выпуская все новые литературные шедевры. Среди прочего у него вышла книга, посвященная государственным законам. Впоследствии ее признавали одним из лучших творений в русскоязычной публицистике.
В последний период жизни Фонвизин занимался преимущественно статьями для журнала. Вдобавок вышли такие произведения, как «Выбор гувернера» или «Разговор у княгини Халдиной», а еще автобиографический труд «Чистосердечное признание». Но вершиной творчества писателя по праву признается «Недоросль».
Главная комедия
В течение полутора лет Денис Фонвизин прожил во Франции, после возвращения откуда приступил к работе над главным литературным трудом — пьесой «Недоросль». Автор потратил на нее 5 лет.
Побывав за границей, литератор еще острее ощутил главные беды России: крепостное право, несовершенную систему дворянского воспитания и образования. В итоге создал прямолинейную пьесу, открыто описывающую окружающую проблематику.
Читатели полюбили произведение за смелость, а также за яркость образов отрицательных персонажей, живость диалогов, тонкость юмора. Тем временем дворянское сословие и правительственные круги восприняли пьесу в штыки — не понравилась сатиричность. Если бы не Никита Панин, воспитатель будущего императора Павла I, едва ли автору удалось бы обойти цензуру. Но повезло, сочинение поставили сразу на московской и петербургской сценах, правда, премьера затянулась. Кстати, подбирал актеров и режиссировал сам Денис Фонвизин.
«Не хочу учиться…»
Хлесткая фраза «Не хочу учиться — хочу жениться!» прочно связана в сознании сегодняшнего человека с писателем Фонвизиным, вложившим ее в уста героя «Недоросля» Митрофанушки Простакова.
Привычная трактовка выражения большинству известна со школьной скамьи — учителя русского языка и литературы до сих пор иллюстрируют этим афоризмом все то моральное падение дворянства, олицетворением которого стало семейство Простаковых. В реальности фраза не имеет к конкретной семье из пьесы прямого отношения. Герой Митрофан лишь воспроизводит негативное отношение благородной прослойки к указу, который издал еще Петр I.
Суть императорского распоряжения сводилась к тому, что следует распределить по российским губерниям учителей для воспитания дворянских детей. Отпрыскам благородных семей полагалось освоить хотя бы точные науки, иначе они не получат права создать законную семью — прежде чем пойти под венец, надо сдать экзамен.
Закон вышел, когда тянулась Северная война. Ее характер впервые для страны требовал квалифицированных кадров в армии. С солдатами проблем не возникало — справлялась рекрутская система, но ощущалась острая нехватка среднего и младшего командного состава. Вот и решил царь принудительно давать образование дворянам, чтобы они занимали эти места в армии. Но постановление воспринималось в привилегированных слоях негативно, что писатель и отразил на страницах «Недоросля».
Необычный гонорар
В начале творческого пути Денис Иванович принялся переводить басни Людвига Хольберга. При этом договорился с одним книготорговцем, что за перевод трудов датского писателя получит в качестве вознаграждения иностранные книги. Уговор был выполнен, причем своеобразно. Переводчик получил гонорар «соблазнительными» изданиями, на страницах которых красовались «скверные эстампы». Проще говоря, в руках Фонвизина оказалась «Камасутра».
Горячие картинки вскружили юноше голову, его стали одолевать соответствующие фантазии. В итоге он завел связь с неизвестной девушкой. Впрочем, вскоре страсть утихла, роман быстро развалился.
Отношение современников к творчеству Фонвизина
Пушкин пришел в неподдельный восторг по прочтении «Недоросля». Поэт высоко оценил веселость Дениса Ивановича, при этом сокрушался, что подобных сочинений в русской литературе крайне мало. Александр Сергеевич также заметил преемственность драматургии Фонвизина и Николая Гоголя. В дальнейшем имя автора комедии появилось в «Евгении Онегине»: «Блистал Фонвизин, друг свободы…»
Александр Герцен отмечал, что в сатирических сочинениях автора впервые для русской литературы появился сарказм и с тех пор надолго сделался господствующей тенденцией в произведениях иных писателей.
Критик Виссарион Белинский считал Фонвизина чуть ли не лучшим творцом первого русского литературного периода, потому что тот обращался не к заоблачным образам, а говорил об обществе, живой действительности, существующей здесь и сейчас.
С «Недорослем» также связан исторический анекдот. Григорий Потемкин прочел произведение и заявил автору, что теперь тот может больше ничего не сочинять и даже спокойно умереть, поскольку благодаря одной только этой пьесе обрел бессмертие.
Заграничные путешествия
В конце 1770-х Денис Фонвизин побывал не только во Франции, но и в других странах. Впервые писатель очутился за границей, поскольку потребовалось лечение его супруге.
Путешествие оказалось полезным для литератора, позже он описал полученные впечатления в «Записках первого путешественника». Произведение в будущем сильно повлияло на становление русской прозы.
Позже, уйдя в отставку с госслужбы, драматург снова съездил в Европу — на этот раз в Германию и Италию. В этой поездке он лечился уже сам, а также успел издать на французском языке анонимное жизнеописание Никиты Панина.
Опала
Денис Фонвизин придерживался либеральных взглядов. На основе этих идей появилось его первое сатирическое произведение — стихотворение «Послание к слугам моим». Затем был «Бригадир», который хоть и пользовался популярностью, но в печати при жизни автора так и не появился. Зато писатель прочитал его самой Екатерине II, после чего сблизился с Паниным и пошел работать секретарем на госслужбу.
Вскоре он стал издавать множество публикаций в либеральном журнале «Собеседник российского слова». Появился «Недоросль», время для которого выдалось не самое удачное — как раз миновало Пугачевское восстание, так что выражать либеральные взгляды было опрометчиво. К тому же ряд исследователей считают, что Фонвизин с Паниным и иными известными деятелями готовили заговор против императрицы.
Так или иначе, литератор оказался в опале. Государыня запретила печатать любые сочинения неугодного автора. Из-за этого еще несколько будущих поколений ничего не знали о подготовленном, но не вышедшем пятитомнике его творений.
Фонвизин и декабристы
Никита Панин, которого вместе с Денисом Ивановичем отстранили от службы, уже будучи тяжелобольным, попросил товарища составить формулировки новых государственных законов. Автор выполнил просьбу: в проекте резко осуждал деспотичную политику Екатерины II, ругал царившее в стране бесправие, жестокость по отношению к крестьянам, беззаконие и пр.
Документы предназначались Павлу I, будущему царю. Они оказались засекреченными и были обнаружены только при Николае I. Но остался второй экземпляр, который сберегли родственники драматурга. Копия попала в руки племянника писателя — Михаила Фонвизина. Будучи декабристом, он передал документ Никите Муравьеву в Северное тайное общество. Тот внес в проект правки, после чего бумаги быстро распространились множеством копий среди декабристов.
Если у кого-то обнаруживали сочинение, человек попадал под следствие. Так, Михаила Фонвизина отправили в ссылку. Но творение удалось сохранить, его опубликовали в 1861 году.
Личные качества
В Фонвизине сочетались противоречивые на первый взгляд характеристики. С одной стороны, он богатый светский человек, построивший отличную карьеру. Литератор в числе первых русских людей мог позволить себе коллекционировать заграничные предметы искусства. При этом был необыкновенно остроумным сатириком, смело критиковавшим действия руководства страны, обвиненным в заговоре против высшей государственной власти.
Еще один интересный факт из биографии писателя: он считался настоящим франтом. Это был мужчина, тщательно следивший за своим внешним видом. Драматург предпочитал носить модную обувь с большими пряжками, соболиный сюртук, украшенный живыми цветами.
Знакомства
Встречается утверждение, что Денис Фонвизин дружил с Михаилом Ломоносовым. Это не совсем соответствует действительности. Прежде всего бросается в глаза разница в возрасте двух людей — 33 года. Но однажды писатель встретился с великим русским ученым — это факт.
Денису Ивановичу посчастливилось побывать во дворце графа Шувалова, куда его, еще молодого студента, пригласил ректор университета. Там он столкнулся с Михаилом Васильевичем и даже успел побеседовать о латыни.
Но это не единственная встреча литератора с выдающимися людьми тех времен. В том же доме Шувалова он увиделся с великим актером Федором Волковым и первым театральным руководителем России Александром Сумароковым. Эти значимые для драматурга события упомянуты в незавершенных мемуарах.
Другие интересные встречи произошли за границей, куда Фонвизин ездил по долгу службы. На почетных собраниях ему довелось воочию видеть знаменитого просветителя Вольтера, а также в качестве дипломата во Франции он пересекался с Бенджамином Франклином.
Семья
Фонвизин описывал в автобиографии, как в 23 года страстно влюбился в некую Анну. Девушка ответила ухажеру взаимностью, но уже была замужем, поэтому роман не состоялся. А женился литератор гораздо позже.
Когда писатель состоял на службе, ему поручили наследственное дело купчихи, вдовы прапорщика. Ей никак не удавалось отсудить часть наследства. В процессе долгой судебной тяжбы Денис Фонвизин настолько сблизился с Екатериной, что завертелся роман. В итоге состояние досталось ей, сама женщина стала супругой и верной спутницей драматурга до конца его дней. Детей в союзе не появилось.
Смерть
Здоровье литератора пошатнулось, еще когда его отправили в отставку. Он не прекратил творить, но потом его разбил паралич. Жена прилагала все усилия, чтобы к супругу вернулась речь и подвижность конечностей.
Понемногу он продолжал готовить статьи для журналов, а также трудился над написанием собственной биографии. Однако после череды апоплексических ударов уже не смог до конца восстановиться.
В декабре 1792 года писатель умер, когда ему было только 47 лет. Драматурга похоронили в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.
Влияние на массовую культуру
Помимо упоминания в «Евгении Онегине», Александр Пушкин обращался к личности почитаемого писателя в стихотворении, где представил его в виде призрака: по сюжету тот посещал русских поэтов с тем, чтобы поощрить либо наказать. А Николай Гоголь поместил Дениса Ивановича в повесть «Ночь перед Рождеством», хотя его имени не называл.
В честь литератора названо свыше 10 улиц и переулков в России и не только. С 2016 года в Москве работает станция метрополитена «Фонвизинская». А на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде среди ряда фигур нетрудно разглядеть и скульптуру драматурга.
Денис Фонвизин был литератором эпохи правления Екатерины II. С даты смерти писателя прошло уже больше 200 лет, а его разобранные на цитаты произведения по-прежнему пользуются популярностью. Особенно пьеса «Недоросль», злободневность которой за прошедшие годы так и не угасла.