Иоганнес Брамс — знаменитый немец и его музыка: факты о композиторе
Иоганнес Брамс – представитель немецкого музыкального романтизма, известный инструментальными и вокальными композициями. Его творчество охватывает практически все жанры музыки, кроме оперы. О ней композитор писал: «Брак похож на оперу. Если уже сочинил, неважно – удачно или нет, то думаешь о том, как сочинить другую. Но я не отважился ни на первую оперу, ни на первый брак». Интересные факты из жизни композитора – в материале 24СМИ.
Детство и образование
Иоганнес Брамс родился в Гамбурге 7 мая 1833 года. Его отец Якоб зарабатывал на жизнь уличным музыкантом, пока не получил постоянную работу контрабасиста в Гамбургском городском оркестре. Он женился на Кристине Ниссен, женщине старше него на 20 лет. В браке родились дочь и двое сыновей.
Первые уроки игры на скрипке Иоганнес получил от отца, а начиная с 1840 года его обучал игре на фортепиано Отто Коссель. Уже первые учителя отмечали, что ребенок весьма талантлив. Способность к сочинительству появилась рано – к 10 годам. Первое собственное произведение – соната fis-moll, написанная в 1845-м.
Юный композитор пишет пьесы для фортепиано, так как не слишком понимает возможности оркестра. В дневнике Брамс отметит: «Я постоянно сочинял... дома, утром. Днем устраивал марши для духовых оркестров, а по вечерам играл на фортепиано в кабаре». Впервые он выступит на публичном концерте в 1843 году, а собственный первый концерт даст в 14 лет – в 1847-м.
Карьера пианиста
В апреле 1853 года Брамс покидает Гамбург. Композитор отправляется в турне с молодым венгерским скрипачом Эде Ременьи. В Ганновере он знакомится с придворным дирижером и еще одним виртуозным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Мужчины будут дружить всю жизнь.
По совету Иоахима Брамс едет в Дюссельдорф, где находит Роберта Шумана. Он планирует услышать от знаменитости оценку собственных музыкальных способностей. Шуман находит молодого композитора талантливым: «И он пришел, юная кровь, у колыбели которой бодрствовали благодати и герои. Зовут его Иоганнес Брамс». Такое мнение Шуман публикует в «Новом музыкальном журнале», который издается в Лейпциге. Для юного композитора это значит, что теперь его работы будут публиковаться ведущими издательствами, такими как Breitkopf & Härtel.
Брамс проживет у Шуманов больше двух лет. Он будет работать пианистом и дирижером, давать концерты и частные уроки игры на фортепиано и писать новые произведения. В 1858-м он становится придворным музыкальным руководителем в Детмольде и руководит придворным хором. В 1859-м возвращается в Гамбург и пытается устроиться на должность дирижера, но в 1862 году уезжает в Вену.
Венский период
В Вене его встречает теплый прием. Он дает частный концерт совместно со скрипачом Йозефом Хельмесбергером-старшим, который восхищается игрой Брамса и восклицает: «Вот наследник Бетховена!» Сам Брамс не считает такое сравнение заслуженным и опасается, что оно породит завышенные ожидания от его творчества.
Считается, что для того, чтобы «соответствовать», он уничтожает часть написанных произведений. Злопыхатели скажут, что уничтожил потому, что ранее их играли в борделях. Правда осталась неизвестной, и возможно, нет никаких «уничтоженных произведений», т. к. композитор нумеровал работы в произвольном порядке.
В Вене он создает «Немецкий реквием», пишет музыку к библейским текстам, публикует «Венгерские танцы». Между 1865 и 1868 годами много путешествует с концертами и, по сути, живет на средства от этих выступлений. Вплоть до 1890-х Брамс больше выступает в роли исполнителя чужих произведений, но иногда как дирижер собственных работ, которые исполняются оркестром.
В 1872 году он окончательно поселяется в Вене. Пытается получить придворную должность, но безуспешно. Поэтому работает, как свободный музыкант. В 1876-м представляет публике Симфонию № 1 до минор op. 68, затем Вторую симфонию до мажор и ряд других произведений: увертюр, сонат, пьес и концертов.
Последние годы жизни
Большую часть времени Брамс сочиняет камерную музыку. Он дружит с герцогом Георгом II и дирижером Фрицем Штайнбахом. Продолжает переписываться с Кларой Шуман. Становится членом разных обществ. Им восхищаются, награждают почетными званиями. Но как говорил сам композитор: «Если я могу придумать красивую мелодию, то предпочту ее медали».
Смерть Брамса наступила в начале апреля 1897 года. Ему было 64 года. В ряде биографий указано, что причиной стал рак поджелудочной железы, в других отмечают, что Брамс страдал от рака печени.
Творческое наследие
Иоганнес Брамс сочинил 122 произведения с номером и много маленьких произведений без такового. Также он часто писал фортепианные аранжировки. К самым большим его работам относятся:
- оркестровые произведения: 4 симфонии;
- инструментальные концерты: скрипичный концерт ре мажор, 2 фортепианных и концерт для скрипки и виолончели;
- фортепианные произведения;
- песни – около 300;
- камерная музыка.
Произведения Брамса
К романтическому периоду классической музыки относят около 20 композиторов. Главных – три. Кроме Брамса, это Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен. Музыку романтиков отличает акцент на эмоциях. Он достигается благодаря нарушению традиционной гармонии, связи музыкальных и немузыкальных (литературных) идей, а также изменениями в составе оркестра.
«Венгерские танцы»
В 1850-х годах Эде Ременьи знакомит Брамса с музыкой своей страны – мелодиями в цыганском стиле. Изначально «21 венгерский танец» предназначался для фортепиано. Произведение играли в 4 руки. Сейчас они чаще исполняются в оркестровой аранжировке. Самые популярные – танцы № 1 и № 5. Сам композитор их не нумерует, так как считает не оригинальными произведениями, а адаптацией народных мелодий, таких как чардаш, вербункош.
Интересные факты:
- Венгерские танцы звучат в нескольких фильмах. Среди них «Великий диктатор» Чарли Чаплина, мультфильм «Багз Банни», фильм «Высокий блондин в черном ботинке» с Пьером Ришаром в главной роли.
- Брамс написал оркестровку для танцев 1, 3 и 10. Оркестровки к другим танцам выполнены Андреасом Галленом и Антонином Дворжаком.
«Академическая увертюра»
Увертюра написала летом 1880 года в честь университета в Бреслау, присвоившего Иоганнесу Брамсу степень почетного доктора. На первый взгляд все должно оказаться довольно скучно.
Но на самом деле произведение представляет собой обработку студенческих застольных мелодий того времени, к которым применили академические композиционные приемы. В результате получилось произведение, требующее одного из самых больших ансамблей среди оркестровых произведений Брамса. «Академическая увертюра» исполнялась в университете на вручении дипломов.
«Немецкий реквием»
Реквием представляет собой произведение для хора, оркестра, соло-сопрано и баритона, законченное в 1865-м. В этом году у Брамса умерла мать. Клара Шуман писала, что они всегда считали, что реквием написан в память о матери, хотя сам композитор никогда этого не говорил.
Колыбельная Брамса
«Колыбельная» (Wiegenlied) – произведение для фортепиано, опубликованное в 1868 году. Тональность – ми-бемоль мажор. Это одна из самых знаменитых колыбельных в классической музыке. Брамс посвятил ее своей подруге Берте Фабер, чтобы поздравить с рождением второго сына.
У неудачливого в любви Брамса была связь с Бертой Фабер в годы молодости. Когда он уехал в Вену, то некоторое время влюбленные писали письма друг другу. Потом она вышла замуж. В 1868 году у бывшей возлюбленной родился сын Ганс, и Брамс решил поздравить ее колыбельной. В ней замаскировал мелодию, которую ему часто напевала Берта.
Текст состоит из 2 частей. Первая – немецкая народная песня, а вторая написана в 1849-м Георгом Шерером. Произведение исполняли разные певицы, но известнейшая версия – в исполнении Селин Дион, вошедшая в альбом звезды в 1998-м.
Работы композитора оцениваются по-разному. Так, Петр Чайковский не любил их и считал, что Иоганнес Брамс – заурядный композитор, который «пишет четко и ловко, но без поэтического вдохновения». Композитор XX века Арнольд Шёнберг в эссе «Брамс прогрессивный» считает, что его творчество, наоборот, недооценено. Возможно, все дело в том, что у каждого композитора есть сильные и слабые произведения, а у каждого слушателя – собственные приоритеты. Или в том, что в XIX веке композитор, не написавший ни одной оперы, считался слабым.