Пьер Бомарше — творческий путь публициста и драматурга из Франции
Факты
22 июня 2023 г. 13:15
Время чтения: 10 минут

Пьер Бомарше — творческий путь публициста и драматурга из Франции

Пьер Бомарше – человек, у которого столько амплуа, что хватило бы на девять жизней. Драматург и шпион, торговец оружием и редактор Вольтера, изобретатель и борец за права угнетенных. Нам он больше всего известен как автор «Женитьбы Фигаро» и «Севильского цирюльника». Подробнее о жизни и творчестве Бомарше – в материале 24СМИ.

Часовых дел мастер

Технически французский драматург – выходец из народа. Пьер-Огюстен Бомарше родился 24 января 1732 года в семье часовщика, которого звали Андре Шарль Карон. Но это не точное определение. Мсье Карон больше создатель механизмов, чем торговец. Он довольно богат, но не умеет копить деньги или вкладывать их. Его семья живет в режиме «делаем долги – зарабатываем деньги — раздаем долги».

Пьер-Огюстен Карон, сын, который растет озорным уличным мальчишкой. Отец пытается пристроить его к часовому делу, но в 13 лет выгоняет из бизнеса. Он признает таланты мальчика только тогда, когда Пьер придумывает усовершенствованный спусковой механизм в часах-скелетонах (модель, в которой видны детали в прозрачном корпусе).

Часы-скелетоны (Швейцария) (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Skelettuhr_vorne.jpg)
Часы-скелетоны (Швейцария) / Фото: Wikipedia.org

На это изобретение претендует и часовщик короля Жан-Андре Леппо. За разрешением спора Пьер обращается в Академию наук. Выигрывает и становится поставщиком королевской семьи.

История с часами выглядит странно. По канонам сказки кажется, что злой колдун пытается умыкнуть изобретение босоногого уличного Аладдина. Но биография Леппо просто подчеркивает, насколько мало известно о реальном уровне знаний, полученных его оппонентом Бомарше в детские годы.

В 1752 году часовщик Леппо дарит Людовику XV новинку – механические часы, колесики которых позволяют отсчитывать часы, минуты и секунды. Это одна из первых моделей. В 1753 году состоялся его спор с Бомарше из-за анкерного спускового механизма. В 1755-м наш «колдун» вместе с астрономом Жеромом Лаландом издает справочник по часовому делу. В предисловии указывается, что книга содержит все, что нужно знать, чтобы регулировать механизм хронографа, и описание наиболее полезных деталей.

Из-за конфликтов с отцом Пьер отказался от карьеры часовых дел мастера. Эту почетную миссию он уступил мужу сестры Жан-Антуану Лепину, который создаст новую мастерскую под названием Caron et Lépine. Станет вместо Бомарше поставщиком короля. Изобретёт калибр Лепина и будет так знаменит, что теперь ряд исследователей сомневаются, действительно ли автором того изобретения, из-за которого разгорелся конфликт, был Пьер Бомарше.

После прихода к власти Наполеона Бонапарта Лепин стал его часовщиком. Известнейшие работы, созданные по заказу корсиканца, – часы в замке Компьень и хронограф императрицы Жозефины. Изобретения Лепина встречаются в музеях по всей Европе: в музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Национальном музее Стокгольма и других.

Мещанин во дворянстве

Отказавшись от карьеры часовщика, Пьер-Огюстен Карон с головой погрузился в отношения с женщинами. Здесь тоже не обошлось без скандалов и интригующих тайн.

Карон женат трижды. Первая его жена – Мадлен-Катрин Франке (урожденная Обертен). Она вдова и по возрасту на 10 лет старше 24-летнего Пьера-Огюстена, а по положению – богаче. Одно из имений, доставшихся женщине от первого мужа, – Буа Марше. Легко догадаться, что литературный псевдоним создан из этого названия. Так месье Карон стал Пьером де Бомарше и получил возможность выглядеть в глазах общества дворянином, хотя он им не был.

В следующем году Мадлен внезапно умирает. Причина смерти 35-летней женщины осталась неизвестна. Ее молодой муж тут же оказался в центре внимания желтой прессы – альфонс и возможный убийца. Родственники подают иски в суды. Бомарше отбивается с переменным успехом.

Второй женой стала вдова генерала Женевьев-Мадлен Левёк. Свадьба с Пьером состоялась в 1768 году, а через два года 39-летней Женевьев тоже не стало.

Теперь общественное мнение даже не сомневалось в том, с какой целью Бомарше вступает в брак и что потом происходит. Однако убийство не доказано. Переживания драматурга по этому поводу изобразит Александр Пушкин в пьесе «Моцарт и Сальери».

Биржевой игрок

XVIII век – время, когда хранить деньги в сундуке уже не модно. Они должны работать. Лучший специалист Франции по способам их вложить – финансист короля Жозеф Лерис Дюверне. Когда и как Дюверне познакомился с Бомарше неизвестно, но они стали друзьями.

Жозеф ввел будущего драматурга в деловой мир и всегда выступал его защитником и кредитором при необходимости. Пьер приумножил состояние коммерческими спекуляциями на бирже и в 1761 году купил себе должность королевского секретаря. Так он стал вхож в королевский кабинет.

Музыка и начало литературной деятельности

Одновременно с бизнесом Бомарше входит в мир искусства. Он дает уроки игры на музыкальных инструментах детям придворных. Вскоре становится учителем игры на арфе для дочерей Людовика XV. В это время начинает писать первые произведения для частных театров парижской знати.

Испанские мотивы

Действие двух известнейших произведений Бомарше – «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» – происходит в испанской Севилье. С этой страной беспокойный француз познакомился в 1764 году. Он отправляется в Мадрид мирить сестру Лизетт с любовником – писателем Хосе Клавихо и Фахардо.

Похоже, что примирительная миссия не удалась, но Бомарше не скучал. Он занимался финансовыми вопросами в интересах Дюверне и проникался духом знойной Испании. В это время у испанцев появилась новая колония в Северной Америке – Луизиана. Французские финансовые дипломаты в лице Бомарше пытаются убедить испанскую корону отдать им эксклюзивное право на работорговлю на ее территории. Это прямо делает Бомарше дипломатом и косвенно работорговцем. В Париж он возвращается в 1765 году.

Памятник Бомарше в Париже (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B5,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Statue_Beaumarchais_Clausade_Paris.jpg)
Памятник Бомарше в Париже / Фото: Wikipedia.org
Читайте такжеМольер — актер и драматург: факты из жизни создателя классической комедии

Бомарше-драматург

Творческий путь Бомарше-писателя – короток. Всего написано около двух десятков пьес. Исходя из биографии, кажется, литературная деятельность для него имела не больше значения, чем для Адольфа Гитлера умение рисовать картины.

Пьеса в четырех действиях «Севильский цирюльник» впервые появляется в 1772 году, но труппа «Комеди-Франсез» ставить ее отказалась. Тогда Бомарше дорабатывает сюжет и предлагает Французскому театру в 1775 году, где ее с триумфом поставят 23–26 февраля. По сюжету граф Альмавива, влюбившийся в юную сироту Розину, готов на все, чтобы похитить ее у старика Бартоло. Помогает ему в этом другой герой – слуга Фигаро.

Пьеса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» написана в 1778 году. Сначала ее несколько раз ставили в частных театрах аристократов и в «Комеди-Франсез». Первая постановка для широкой публики состоялась во Французском театре (ныне Национальный театр «Одеон») 27 апреля 1784 года. Пьеса высмеивает все устаревшие привилегии дворянства. В этом ее основное значение.

Король Людовик XVI скажет о пьесе: «Отвратительно! Автор играет на всем, что достойно уважения». По легенде, революционер Дантон, увидев комедию, сказал: «Фигаро убил дворянство!» Наполеону приписывают реплику: «Это уже революция в действии!» Впоследствии Дени Дидро подведет под мысли драматурга теоретическую базу, а Мольер продолжит критику дворянства в новых пьесах.

«Женитьба Фигаро» обогатила французский язык множеством цитат. Одна из них стала девизом французской газеты Le Figaro: Sans la liberté de blâmer, il n’est point d’éloge flatteur. Перевод: «Без свободы обвинять не существует и честной похвалы».

Бомарше как адвокат, обвиняемый и двигатель судебной реформы

Произведения Бомарше – то, чем драматург известен нашим современникам, а своим он запомнился скандалами. В июле 1770 года умирает его друг и учитель в финансовых вопросах Дюверне. К ужасу наследника, графа Александра де ла Бланша, завещание составлено в пользу Бомарше. Разгневанный аристократ подает в суд. В 1772-м Бомарше выигрывает заседание первой инстанции, но в следующем году проиграет вторую.

Тогда драматург дает судье взятку в 115 луидоров и часы с бриллиантами через его жену. Дальше разыгрался сюжет из известного одесского анекдота. Мадам взяла деньги обеих сторон и после суда, закончившегося в пользу графа, вернула Бомарше подарки, оставив себе 15 луидоров. Тот подает жалобу и публикует пару язвительных памфлетов, высмеивающих судью Гезмана, его жену и ситуацию.

Публика «запасается попкорном и занимает места в зрительном зале». Итог: решение суда по делу о наследстве остается в силе, т. е. наследник – Александр де ла Бланш. Пьер Бомарше и мадам Гезман получают выговор и приговариваются к штрафу. Кроме того, парижский парламент взыскал с мадам те самые 15 луидоров в пользу государства. Покрытый позором судья Гезман уходит в отставку, а парламент начинает слушания в связи с необходимостью реформировать судебную систему, оставшуюся пережитком «старого режима».

Бомарше лишили гражданских прав, связанных с дворянством, за подлог документов. Считается, что писатель опубликовал сатирический памфлет с историей судебного заседания, понравившийся парижанам. Но после того, как король это прочитал, он запретил постановку «Севильского цирюльника».

Карьера шпиона

Людовик XV создал в 1722 году тайную полицию, занимавшуюся слежкой за дворянами, якобы с целью обеспечить их безопасность, и слежкой за всеми, кто входил в круг общения королевской семьи. Называлась это служба Le Secret du Roi. Когда и при каких обстоятельствах Бомарше стал ее агентом – неизвестно. Но в 1774-м его отправляют в Лондон спасать честь графини Жанны Дюбарри. Там публицист Шарль Тевено пытается опубликовать «Тайные мемуары проститутки». Подразумевается, что это мемуары королевской возлюбленной.

Задача Бомарше – помешать публикации любым способом: заставить Тевено замолчать, уничтожить тираж, если он вышел, и т. д. Осталось неизвестным, чем бы закончилась для публициста миссия нового д'Артаньяна, но король Людовик XV внезапно скончался. Жанна отправилась в изгнание, и пасквилянт стал неинтересен королевскому дому.

Пьер Бомарше вернулся в Париж. Новый король Людовик XVI решил, что секретная служба ему не нужна, и распустил ее. Агенты, оставшиеся без дел, нашли для себя новое увлекательное приключение – в США началась Война за независимость.

Карьера торговца оружием

Людовик XVI ведет тайные переговоры с представителем повстанцев Артуром Ли. Представитель короля – Бомарше. Он предлагает восставшим контракт на продажу боеприпасов и пороха. Сумма – 1 млн ливров. Прикрытием королевского бизнеса становится португальская фирма. Продажа оружия будет приоритетной для Пьера Бомарше на следующие 6 лет. Красочно и ярко эту историю рассказал Лион Фейхтвангер в романе «Лисы в винограднике», описав Бомарше, Бенджамина Франклина и рождение Соединенных Штатов Америки. Впервые роман опубликован в 1946 году.

Карьера издателя

К старости Пьеру захотелось погрузиться в спокойную семейную жизнь. Он женится в третий раз на Мари-Терез де Виллер-Молаз. Женщина на 21 год младше постаревшего драматурга. В 1777-м у пары родилась дочь Амели-Эжени.

Для семьи Бомарше арендовал на 20 лет крепость Кёль в Германии начиная с декабря 1780 года. Там приступил к редактуре и изданию трудов Вольтера. Хорошо понимая особенности мышления революционеров, Бомарше основывает Литературно-типографское общество на территории герцогства Баден. Это помогает полному собранию сочинений Вольтера избежать строгой цензуры, а издателю – обвинений во враждебном отношении к революции и прочих изысков, которыми окажется насыщена жизнь его соотечественников.

Однако к началу 1789 года бывшему шпиону и контрабандисту наскучит жизнь издателя. Он продаст свои типографии, бумажную фабрику и вернется в Париж.

Поместье Бомарше рядом с Бастилией.  Жан-Батист-Франсуа Женильон , после 1788 года, Музей Карнавале. (https://fr.wikipedia.org/wiki/Pierre-Augustin_Caron_de_Beaumarchais#/media/Fichier:Jean-Baptiste-Fran%C3%A7ois_G%C3%A9nillion_La_maison_de_Beaumarchais_et_la_Bastille.jpg)
Поместье Бомарше рядом с Бастилией. Жан-Батист-Франсуа Женильон, после 1788 года, Музей Карнавале / Фото: Wikipedia.org

Рожденные революцией

Трудно сказать, что заставило Бомарше вернуться: тоска по родине, жажда приключений или что-то третье. По законам эпохи Бурбонов театр «Комеди-Франсез» имел привилегию в использовании новых произведений, опубликованных любым автором. Они ставили пьесы на сцене, если считали интересными для публики, т. е. выгодными с точки зрения продаж. Автору платили на свое усмотрение, т. е. почти ничего. В 1829 году Бомарше объединяет французских писателей в «Общество драматических авторов и композиторов». Он почти потребовал ввести авторское право:

  • отменить привилегии «Комеди-Франсез»;
  • обеспечить автору имущественные права на произведение;
  • включить авторское право в Закон ле Шапелье, т. е. гарантировать свободу предпринимательства и учреждений.

Литературный критик Шарль Огюст Сен-Бёв назовет это решающим моментом в истории литературы, когда писатель из зависимого слуги превратился в хозяина ситуации.

Читайте такжеМаксимилиан Робеспьер — жизнь и борьба: исторический портрет французского революционера

В 1790 году Бомарше становится временным членом Парижской коммуны. Ему 58 лет, и он пытается вновь окунуться в мир поставок оружия. В результате становится обвиняемым. Его арестовали и заключили в тюрьму. Накануне казни «старый контрабандист» бежал и тайно выехал в Гамбург.

Пьер Бомарше вернулся во Францию через 6 лет, в 1796-м. Ему осталось жить всего три года. Причина смерти – апоплексический удар, случившийся в мае 1799-го. Дети и жена похоронили беспокойного француза на парижском кладбище Пер-Лашез (могила на участке № 28).

Читайте также