Жан-Поль Марат — история жизни лидера французских якобинцев
Жан-Поль Марат – врач-масон, политик и «мученик революции». Его убийство в ванне вызовет народное возмущение и станет поступком, оправдавшим начало террора. Подробнее о революционере и его роли в истории – в материале 24СМИ.
Происхождение и образование
Жан-Поль Марат появился на свет в Швейцарии (Будри), т. е. он француз швейцарского происхождения. Его отец – врач по профессии, по вероисповеданию – кальвинист. Дата рождения: 24.05.1743.
Следуя семейным традициям, отец отправляет сына изучать медицину. Марат будет учиться в Тулузе, Бордо, Париже. Получив образование, попробует поселиться в Англии, оказывая людям услуги врача и ветеринара. Можно предположить, что Жан-Поль стал успешным врачом. Мэр города Ньюкасла вручил ему диплом почетного гражданина города.
Цепи рабства
Его деятельность как политика начинается в Лондоне в 1774 году. Он участвует в избирательной компании, поддерживая Джона Уилкса в его борьбе за пост мэра города. На волне предвыборной компании публикует книгу «Цепи рабства» в мае 1774-го.
В ней обличает тиранию, которая как цепи «держит людей в рабстве», но сама подвержена коррупции и чужда вопросам справедливости. Правителя, говорящего о демократии, он сравнивает с оратором, который заинтересован в обмане народа. По его мнению, все правители начинали с захвата имущества по праву силы, а теперь просто пытаются завуалировать свое право под удобными лозунгами. Власти негодуют и бойкотируют книгу.
Зато воодушевляются масоны. На эмблеме лондонской масонской ложи изображена голова короля Карла I, казненного в январе 1649 года. Жан-Поля Марата принимают в ложу, и здесь он проходит три ступени посвящения. В дальнейшем в его биографии еще будет визит в амстердамскую ложу, но в Париже он не поддерживал связи с масонами.
Человек эпохи Просвещения
Политические взгляды Марата базируются на трудах Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка. Его собственные взгляды будут выражены в работах «Опыт о душе», напечатанной в 1772-м, и «Опыт о человеке», вышедшей в 1773-м.
Через пару лет после первых публикаций он защитит докторскую степень по медицине в университете в одном из городов Шотландии. Подробностей о том, что за работа была подана на соискание научной степени, не сохранилось.
После защиты докторской Жан-Поль Марат отправляется в Париж, где нанимается врачом для телохранителей и пажей графа д'Артуа (брата короля). Период – с 1777 по 1785 год. Параллельно открывает экспериментальный кабинет и ставит опыты в области физики, изучая природу огня и света.
Историческая роль
С точки зрения роли в истории Марат не будет ни врачом, ни ученым. Он запомнится как революционер, публицист и издатель газеты.
Его опыты в области физики научной ценности не имели. В работе «Исследование физики огня» Марат описывает 166 экспериментов. Их цель – доказать, что огонь не является материальным элементом. Это некая «огненная жидкость». Вот цитата, хорошо демонстрирующая суть проводимых экспериментов. Под солнечный микроскоп (изобретение Марата) подставили лысину на голове друга и увидели, что «она окружена волнообразными парами <...> Это то пламя, которые художники рисуют, как признак гения».
Парижская академия наук, которую Жан-Поль привлек для оценки уровня работы, написала в отчете, что автор провел много экспериментов, высказывая новый взгляд на вещи. Что это все остроумно, но не кажется доказательством того, что, по мнению автора, эксперименты устанавливают.
Марата это не смущает. Он публикует работу, указывая в предисловии, что Парижская академия наук ее одобрила. Лживая публикация вызывает гнев ряда ученых, таких как химик Антуан Лавуазье. Он требует написать опровержение. Члены академии пытаются отмолчаться, а Марат возмущается ретроградностью людей, которые уничтожают гениев.
Следующей работой станет публикация об исследовании характеристик света. Но теперь он больше не спрашивает одобрения Парижской академии. На титульном листе оригинала местом публикации указан Лондон. Следовательно, либо в Париже не согласились печатать из-за цензуры, либо автор не хотел становиться центром полемики. В «Открытии о свете» он пытается доказать, что теория Исаака Ньютона содержит ошибки: расщепление луча на цвета происходит не в призме, а на ее грани, и цветов всего 3, а не 7, как предлагает Ньютон.
Разногласия с властью
Франция XVIII века была сословным государством, в котором привилегии принадлежали дворянам. Желания делиться ими даже с богатым купечеством, у них не возникало. Поэтому доказывать собственное якобы дворянское происхождение пытались многие, включая Жан-Поля Марата.
Из его переписки 1778–1789 годов следует, что он тщетно пытался доказать принадлежность к испанской знати и зарегистрировать дворянский герб предков. Невозможность попасть в привилегированный класс вызывает негодование и в сочетании с другими экономическими и социальными факторами ведет к обострению революционной риторики.
Друг народа
Можно сказать, что выпуск политической газеты – главное, что сделал Марат (с точки зрения доказанных фактов). В июне 1789 года выходит первый выпуск газеты Le Publiciste Parisien. Через пять номеров ее переименовывают в L'Ami du Peuple, что переводится как «Друг народа». Издание регулярно подвергают запретам из-за постоянных призывов народа к восстанию и репрессиям в отношении сторонников монархии.
Оно точечно критикует аристократов, осуждает обогащение представителей третьего сословия и то, что они стремятся получить прибыли ото всех политических и социальных изменений. Выступает с критикой тех, чье мнение авторитетно для общества: министра финансов Жака Неккера, оратора Оноре Мирабо, генерала Жильбера Лафайета. Обвиняет королеву Марию-Антуанетту в заговоре против Франции.
1790 год в биографии Марата начинается с составления доноса на троих «лидеров мнений»: министра Неккера, математика Жана Сильвена Байи и генерала Лафайета. Его пытаются арестовать за это и конфисковывают очередной тираж газеты. Однако при помощи друзей Марат бежит и будет скрываться долгое время. По легенде, он прятался тысячу дней.
Сразу же после того восставшие парижане взяли штурмом Бастилию, революционер Марат обозначил свою позицию: каких-то 500 отрубленных голов, и Франция сможет порвать с прошлым. Начиная с 1791 года его газета призывает лишить права голосовать чиновников короля, финансистов и священников. Экстремистские воззвания приведут к резне в Париже.
Выборы в Конвент
Сентябрь 1792-го ознаменован рядом важных событий. Марат, как член Парижской коммуны, издает листовку, призывающую к казни заключенных, признанных врагами революции. Он не принимал этого решения единолично, но жирондисты (умеренные) обвиняют в казнях именно Марата как главного зачинщика.
9 сентября прошли выборы. Кандидатура Марата подана Робеспьером и прошла. В Конвенте он теперь заседает вместе с фракцией горных. Большинство из них не доверяют человеку с радикальными взглядами, но Марата берут под крыло якобинцы. Он вскоре становится президентом якобинского клуба и начинает борьбу с жирондистами.
25 сентября жирондисты пытаются обвинить Марата в недоверии Конвенту. В доказательство приводят цитаты из публикаций в «Друге народа».
Суд над королем
Марат и Робеспьер – главные персонажи и организаторы суда над бывшим монархом. Они добиваются того, чтобы голосование за судьбу короля стало публичным, а то, как голосовал каждый депутат, зафиксировано для истории. 21 января 1793 года он напишет: «Голова тирана пала! Я верю в республику!»
Судебный процесс над Маратом
В 1793 году жирондисты настаивают на том, чтобы Конвент рассмотрел «вопрос Марата». Не является ли он скрытым врагом революции. Суд над ним – один из известнейших среди всех судебных процессов. Им обычно иллюстрируют то, как выглядит правильное «народное волеизъявление».
22 апреля политик Марат прибыл в Консьержи. За его явку проголосовало 226 депутатов, против рассмотрения вопроса – 93. На суде политика обвиняли в призывах к массовым убийствам. Он защищался тем, что не злоумышлял против Конвента. Марата оправдали по всем пунктам.
Убийство и историческая ванна
Жан-Поль Марат болел. Точно диагноз не установлен, но предполагают, что это экзема в тяжелой форме или же осложнения от перенесенного диабета. Возможны и другие варианты: себорейный дерматит, чесотка. Тело политика покрылось язвами и сильно зудело. Для уменьшения раздражения он погружался в серную ванну с лечебной целью. Чтобы это не мешало работать, письменный стол разместил рядом с ванной. 20 июня его состояние ухудшилось. Он не выходил и работал только дома.
Убила Марата Шарлотта Корде. Заявленная цель – месть за массовые убийства. Женщина считала его инициатором и организатором революционных погромов.
Ее не хотели пускать в дом, но Шарлотта передала записку, что хочет поделиться сведениями о заговоре. Ее впустили. В кабинете женщина достала нож и нанесла революционеру удар в грудь.
Первыми сцену убийства увековечили художники Жан-Жозеф Вертс и Жак-Луи Давид. Первый сосредотачивается на изображении гнева свидетелей и ступора у убийцы Марата, а второй рисует революционера-мученика. Его Марат в ванне напоминает тело Иисуса, снятое с креста. Позже появятся десятки полотен других художников на ту же тему.
Смерть революционера наступила мгновенно. Шарлоту Корде арестовали, предали суду и гильотинировали 17 июля 1793 года. В отеле, где она останавливалась, нашли манифест, написанный накануне. В нем женщина заявляет, что фракция горных – угнетатели, а руководит ими группа чудовищ, залитых народной кровью, и они ведут французов к пропасти.
Культ мученика
Сразу после смерти вокруг Жан-Поля Марата начинают создавать культ «мученика революции». Конвент принимает декрет о пантеонизации. Его тело помещают в Пантеон. В Конвенте устанавливают его бюст, т. е. статуя Марата украсила здание раньше, чем там появились бюсты других деятелей революции.
Демаратизация
Третий год от начала Великой французской революции (зима 1794/1795) ознаменован голодом и бунтами. Для борьбы с волной народного негодования и попутного обеления себя члены Конвента перекладывают вину за «все плохое» на предшественников и начинают развенчивать сложившийся культ личности.
5 февраля 1795 года Конвент голосует за вынос останков Марата из Пантеона вместе с другими мучениками, которых туда успели поместить (как, например, ученого Амедея Лепеллетье и т. д.). Установленные в их честь бюсты сносятся и сбрасываются в городскую канализацию. С этого момента Жан-Поль Марат становится черной легендой Франции, а образ Шарлотты Конде – частью золотой легенды.
Достопримечательности революции
Главная достопримечательность, которая ассоциируется с Маратом, – ванна. Журналисты Le Figaro проследили ее путь от момента смерти до современности, чтобы проверить факты и убедиться в подлинности объекта. Сегодня достопримечательность выставлена в Музее Гревена (музей восковых фигур в Париже).
Также революционеру часто ставили памятники. Особенным почетом Жан-Поль Марат пользовался в СССР. В его честь назвали Марат-фьорд в архипелаге Северная Земля, переименовали линкор «Петропавловск» в 1921 году. Его имя присваивали улицам и площадям.
Миф и личность
Ученые различают понятия исторического и религиозного мифов. Первый от второго отличается тем, что его нельзя оторвать от контекста. Невозможно «вынуть» человека, перенести в другую эпоху и представить, какими бы были его действия. Но это не значит, что историческое лицо нельзя сделать героем литературного произведения. В этот момент он утрачивает собственные характерные черты.
Жан-Поль Марат – пример такого мифа. Если взглянуть на описание его научных опытов, то виден амбициозный, но глупый человек. Однако в начале жизненного пути он получил звание почетного гражданина Ньюкасла. Сомнительно, чтобы награду вручили бесполезному врачу. Миф о Марате – часть эпохи. Он отражал идеи и настроения общества. Менялись настроения – менялся и исторический портрет, теряя подлинные черты, независимо от того, какие из них были правдой.