Ян Арлазоров — любимый юморист и его творчество: факты о персоне
Факты
24 августа 2023 г. 11:15
Время чтения: 10 минут

Ян Арлазоров — любимый юморист и его творчество: факты о персоне

Сегодня жанр импровизации на сцене или в шоу никого не удивляет. Но были в России времена, когда ничего подобного на эстраде не существовало, пока не появился Ян Арлазоров. Этот артист стал родоначальником интерактива со зрителем. Но любопытные факты связаны не только с профессиональной деятельностью юмориста.

Происхождение

Ян Арлазоров — москвич. Он родился в столице СССР 26 августа 1947 года. Его отец был юристом, а во время войны служил в медслужбе. Этот человек отличался честностью, обостренным чувством справедливости, трудился на совесть и никогда не брал взяток. Мать юмориста работала хирургом.

Младший брат Яна Леонид стал математиком, известным под отцовской фамилией Шульруфер. А свою артист позаимствовал у матери.

Детские годы

Детство Арлазорова сложилось благополучно, интересно и увлекательно. Мальчик хорошо учился в школе, участвовал в художественной самодеятельности. Во дворе со сверстниками он играть не любил, предпочитая проводить время в уютной домашней обстановке.

Маленький Ян страдал от лишнего веса, поскольку взрослые родственники старались его закормить. В итоге для поддержания здоровья он решил заняться физкультурой. Арлазорова интересовал футбол, легкая атлетика, борьба, а в теннисе он даже достиг разряда кандидата в мастера спорта. Но увлечение театром взяло верх.

Образование

Родители рассчитывали, что сын пойдет по материнским стопам и выберет профессию врача. Но Ян с юности, когда увлекся школьным театром, начал мечтать о сцене. Вдобавок склонность к артистической деятельности сложилась в нем на генетическом уровне.

Дело в том, что его двоюродный дедушка служил в Театре им. Евгения Вахтангова. Часто он рассказывал Яну увлекательные истории о творческой профессии, все сильнее разжигая в нем страсть к искусству. Кроме того, мальчик нередко присутствовал на репетициях, успел смолоду оценить запах закулисья.

Когда Ян Арлазоров заявил отцу с матерью, что намерен стать профессиональным артистом, те резко воспротивились — родители не видели в отпрыске таланта. Временами он уже почти шел у них на поводу, но в итоге поступил в Щукинское училище.

Артист Ян Арлазоров (https://www.youtube.com/watch?v=uzPMKPcV8Po)
Артист Ян Арлазоров / Фото: кадр из видео youtube.com

Из театра на эстраду

В молодости, после окончания училища, Арлазоров набирался артистического опыта в детском театре, выходя на сцену перед самым требовательным и неподкупным зрителем.

Отработав там три года, он перешел в Театр им. Моссовета. В этот период творческой биографии Ян Майорович запомнился публике ролью Фредерика Феллоуза, персонажа комедии «Шум за сценой».

Работая театральным актером, Арлазоров не прекращал тянуться в сторону эстрадного искусства — он считал, что для выступлений в этом формате требуется куда большее мастерство. Поначалу он совмещал работу на подмостках с редкими номерами в сборных концертах, но позже сделал окончательный выбор.

Ян Майорович стал штатным артистом концертного объединения, получил из рук маэстро Аркадия Райкина диплом, подтверждающий победу на конкурсе советской эстрады. В этом амплуа он впоследствии сумел наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал.

Первый успех к юмористу пришел после прочтения со сцены монолога «Кассирша» с известным рефреном «Госпидя!». Затем в арсенале артиста появился ставший наиболее узнаваемым образ, в котором он обращался к зрителю в зале словами «Эй, мужик!».

Общение со зрителем

Рост популярности Яна Майоровича пришелся на 1980-е. В перестроечный период застоявшаяся советская эстрада нуждалась в обновлении, свежих приемах и образах. И Арлазоров сумел ответить на запросы времени.

По факту он оказался создателем нового эстрадного жанра интерактива. Суть его сводится к тому, что в процессе показа импровизированного монолога артист вступал в диалоги с присутствующими в зале зрителями. Нередко случайные люди превращались в полноправных участников номера. Сегодня подобный прием уже не считается чем-то редким, а в ту пору выглядел как смелый экспериментальный шаг.

Всегда остроумный, обаятельный и иногда дерзкий, Арлазоров стал первым советским эстрадником, работавшим напрямую с залом. Каждое выступление сопровождалось потоком импровизации, что в корне отличало его от большинства коллег, выходивших на сцену с написанным на бумаге текстом.

Подобная работа считается среди артистов сложнейшей. Дело в том, что при общении с публикой невозможно быть до конца уверенным, что дело пойдет в нужном русле. Юморист не знает, как именно ответит ему зритель, высок риск провала. Поэтому для такого жанра требуется высочайшее мастерство, умение управлять ситуацией и выводить ее на юмористические рельсы из любого положения.

Арлазоров не боялся выходить на сцену и работать напрямую с людьми, поскольку в нем эти способности были отработаны до идеала. Всякий раз он умело подыскивал нужные слова и реплики, чтобы исключить негатив и насмешить присутствующую публику.

Уход из «Аншлага»

Годами выступления Арлазорова показывали в телепрограмме «Аншлаг», но потом он покинул это артистическое объединение, чем вызвал недоумение тысяч поклонников. Оказалось, что юморист рассорился с руководительницей проекта Региной Дубовицкой. Она стремилась к тому, чтобы эстрадники как можно быстрее выдавали все новые и новые номера, торопила их в написании монологов для съемки свежих передач. Яну Майоровичу это пришлось не по душе, он спешить не любил.

Принято считать, что знаменитая сценка с крылатым обращением «Эй, мужик!» — это полностью импровизационный номер. Однако Ян Арлазоров работал над его написанием в течение пяти месяцев — перфекционист по натуре, он вдумчиво, детально прорабатывал каждый нюанс сценария, чтобы в итоге выступление выглядело легким и непринужденным.

Также ходили неподтвержденные слухи, что уход Арлазорова из «Аншлага» сопряжен с его ревностью к близкому соратнику Дубовицкой — Владимиру Винокуру. Но сам Ян Майорович рассказывал в интервью, что его перестало удовлетворять качество юмора в телепрограмме. Все сильнее оно скатывалось в халтуру, подстройку под примитивные запросы. Такие порядки шли вразрез с моральными принципами юмориста.

С уходом артиста появление видеозаписей его номеров не исчезло из телепередач. Аналогичная ситуация сложилась с монологами Ефима Шифрина, тоже покинувшего проект. В итоге оба юмориста подали в суд и выиграли, получив компенсацию.

Свободный художник

Работа в коллективе никогда не нравилась Арлазорову. Он предпочитал трудиться в одиночку, оставаясь свободным художником. Даже в период выступлений в «Аншлаге» он так никогда и не стал неотъемлемой частью передачи, оставаясь приглашенным юмористом. Пояснять такое поведение он не спешил, отмахиваясь от журналистов словами, что так его воспитали родители.

Арлазоров теперь не входил ни в одно объединение, театр и пр. Покинув «Аншлаг», он стал независимым, но это не помешало ему и дальше завоевывать любовь зрителя. Ряд монологов он написал самостоятельно, например «Легенду о колбасе» или юмористическое стихотворение о хлынувшей на экраны в 1990-х рекламе, пародирующее «Песню о Буревестнике» Максима Горького.

Впрочем, иногда эстрадник работал в тандеме с авторами. Например, выступал на сцене с материалами Семена Альтова, Анатолия Трушкина, Ефима Смолина. Но наиболее узнаваемый образ мужика он полностью создал без посторонней помощи.

Читайте такжеАркадий Арканов — жизнь и судьба выдающегося юмориста

Радио

Под конец 1990-х на «Авторадио» выходила программа «Народная скорая помощь», ведущим которой работал Ян Арлазоров. Слушатели звонили в прямой эфир, чтобы поделиться с известным артистом теми или иными жизненными трудностями. В итоге люди из разных частей страны получали фактическую помощь.

Часто в эфир дозванивались россияне, которые не только просили поддержки, но и сами помогали друг другу. Арлазоров объяснял эту взаимовыручку тем, что такое поведение свойственно русскому народу.

Со временем передачу закрыли. Причины этого решения остаются невыясненными, а факт упразднения эфира странным — программа обеспечивала радиостанции высокие рейтинги.

Ян Майорович Арлазоров (https://www.youtube.com/watch?v=uzPMKPcV8Po)
Ян Майорович Арлазоров / Фото: кадр из видео youtube.com

Кино

Помимо работы в театре и на эстраде, Арлазоров имел отношение и к кинематографу. Ролей, впрочем, набралось немного. Например, артист исполнил роль Франсуа в фильме-спектакле 1972 года «Двери хлопают». Тогда же вышел боевик «Хроника ночи», где актер изобразил анархиста Пеппи. Сам он потом рассказывал, что съемки в картине ему не понравились.

Фильм в жанре экшен расходился с мировоззрением юмориста. Комедийный актер расценил порученную ему роль как издевательство. Арлазоров ощущал себя на съемочной площадке лишним, обстановка с постоянными сценами перестрелок и взрывов казалась ему крайне некомфортной. После этого он решил не спешить развивать кинокарьеру, но полностью из этого вида искусства не ушел.

В 1980-м на экраны вышел мультфильм «Пиф-паф, ой-ой-ой». Ян Майорович выступил в нем режиссером и актером озвучивания. Потом зритель увидел еще ряд работ с Арлазоровым — телеспектакли «Вечерний свет», «Цитата», «Суд над судьями», фильмы «Карнавальная ночь – 2», «Веселые соседи».

Характер

Арлазоров не терпел предательство и подлость, сам отличался повышенной чувствительностью. Мать, которую он считал идеалом женщины, передала ему такие качества, как отрицание мелочности и зависти, требовательность к себе.

Выходящий на сцену в образе простого мужика, мастерский рассказчик монологов и анекдотов, в жизни Арлазоров был куда более сложной личностью. Он демонстрировал полную бескомпромиссность к себе и окружающим.

Он считал, что у него нет друзей. Но знавшие его близко люди отмечали, что при всей сложности характера Ян Майорович притягивал к себе редчайшим качеством — кристальной честностью.

Йога

Артист, которому в силу особенностей профессии приходилось быть на виду, ненавидел фотографироваться. Каждый раз, когда приходилось позировать перед камерой для афиш, он испытывал мучения. Это говорит о его стремлении к уединенности.

Ян Арлазоров увлекался йогой, в которой оставался наедине с собой. Кстати, артист занялся ею еще в те времена, когда соответствующие методические пособия считались в стране запрещенной литературой. Но юмориста это не пугало.

Актер рассказывал близким людям, что при занятиях йогой никто посторонний не нужен: удается самому совмещать в себе роли спортсмена и тренера.

Неудачный брак

Единственный раз артист заключили официальный брак с актрисой Ёлой Санько. Впрочем, семейная жизнь продолжалась недолго. Супруги очень скоро стали сильно ссориться по бытовым причинам. У Арлазорова в ту пору еще не сложилась карьера, заработки оставались маленькими и непостоянными. Это стало главным поводом для раздора.

Востребованная в кино жена считала, что семью тянет исключительно она. Своего раздражения по этому поводу Ёла Ивановна не скрывала, в резких выражениях высказывая супругу в глаза все, что думает. В итоге Ян Майорович не выдержал и нашел успокоение рядом с другой женщиной.

Узнав об измене, Санько поспешила покинуть мужа, прихватив с собой дочь. После болезненного расставания отношения между мужчиной и женщиной больше не наладились.

От неудачного супружества Арлазоров долго приходил в себя, но со временем рядом появилась Людмила Корчевская, его концертный директор. В течение 20 лет пара оставалась вместе, пусть и без штампов в паспортах.

Болезнь

Последние годы жизни Арлазорова — это период борьбы с тяжелой болезнью. В это время он, и без того не самый общительный человек, полностью разорвал контакты с людьми. Рядом оставались только ближайшие родственники — отец и младший брат.

От лечения артист чересчур долго отмахивался, предпочитая народные методы — голодание, помощь знахарей и пр. Но в результате добился только осложнения ситуации. Наконец друзья сумели уговорить его на операцию, для чего отправили в Германию.

Немецкие медики провели операцию, благодаря которой мучения на некоторое время прекратились. Но из-за чрезмерно запущенного положения боли вскоре возобновились. После еще одного врачебного вмешательства положительных сдвигов уже не наблюдалось.

Смерть

Удивительно, что незадолго до кончины Ян Арлазоров упорно продолжал выходить на сцену. Зритель даже не догадывался, что артисту приходится преодолевать, чтобы веселить публику.

Яна Майоровича не стало в 61 год. Причиной смерти 7 марта 2009 года стало онкологическое заболевание. Поскольку денежных накоплений юморист не оставил, расходы на похороны взял на себя Иосиф Кобзон. Прощание с Арлазоровым прошло в Театре эстрады. На церемонию пришла дочь Алена, а супруга там так и не появилась. Ян Майорович упокоился на столичном Востряковском кладбище.

Могила Яна Арлазорова (https://www.youtube.com/watch?v=jX20c8fRx0E)
Могила Яна Арлазорова / Фото: кадр из видео youtube.com
Читайте такжеМихаил Евдокимов — с эстрады в губернаторское кресло: факты о карьере и творчестве юмориста

Память

Через два года после смерти на могиле Арлазорова открыли памятник. На фото выше видно, что он представляет собой установленный на постаменте бронзовый круг с рельефным изображением лица артиста. Также в память о юмористе в 2011-м вышла документальная лента.

Есть мнение, что Ян Майорович стал прародителем русского стендапа. Но это не так, поскольку специфика современного жанра отличается от эстрадных выступлений юмориста. Впрочем, их объединяет ключевой элемент — работа со зрителем. В этом актер оказался первопроходцем.

Ян Арлазоров обладал тяжелым и скрытным характером. Но, несмотря на это, близкие и знакомые в большинстве своем вспоминают о нем с теплотой и улыбками на лицах. А народ помнит, цитирует и пересматривает записи его ярких номеров.

Читайте также