История персонажа
Анна Федорова – главная героиня 1-го сезона криминальной драмы «Обоюдное согласие», вышедшей на медиасервисе KION 18 марта 2022 года. Ее роль сыграла актриса Светлана Иванова. 1 апреля 2024-го KION представил новый сезон драмы «Обоюдное согласие 2», в которой уже нет героев предыдущего сезона, а зрителям предлагается обсудить новую историю, темой которой останется насилие.
Создание персонажа
Валерия Гай Германика начинала, как режиссер документального кино, что накладывает отпечаток на ее дальнейшие работы. Она не снимает развлекательные фильмы, сосредоточившись на вещах, провоцирующих общественную дискуссию. Сериал «Обоюдное согласие» как раз и есть такая работа.
По сюжету 1-го сезона главная героиня Анна Федорова – девушка модная и раскованная, хоть и работает учительницей. Анна отправляется с друзьями на прогулку на яхте. Утром добирается до города Приморска вплавь и пишет заявление об изнасиловании, обвиняя своих троих друзей: Антона Белова (Тарас Кузьмин), Виктора Доринова (Шамиль Хаматов) и Макса Чеботарева (Глеб Бочков). Дело ведет следователь Виктор Иванович Нестеренко (Андрей Козлов).
Темой 2-го сезона стало домашнее насилие. Григорий Венишев – человек, которого ценят коллеги и клиенты, руководитель реабилитационного центра, помогающий тысячам пациентов. В первых кадрах 1-й серии зрители видят ссору Григория и его жены Марины Венишевой в автомобиле, а затем камера показывает Марину Евгеньевну, рыдающую над трупом Григория. Роли супругов Венишевых сыграли Максим Ползиков и Глафира Тарханова. Дело об убийстве ведет следователь – майор полиции Анна Клинских (Диана Арбенина).
Биография Анны Федоровой из сериала «Обоюдное согласие»
Анна Николаевна Федорова – героиня 1-го сезона. Она родилась в провинциальном городе Приморске. Затем переехала в столицу, устроилась в престижный лицей, но вскоре вынужденно вернулась в родной город и пошла работать в среднюю школу. Ей 29 лет. Она не замужем. Живет с мамой, в прошлом тоже работавшей учительницей.
Сериал делится на две сюжетные линии. В одной зрителя знакомят с прошлым Анны, а также биографиями ее друзей. Параллельно этому развиваются события в настоящем: ведется следствие, мажористые друзья пытаются ускользнуть от ответственности, но следователь твердо намерен довести дело до конца. Также показаны будни Анны: странные ученики, не менее странные поступки главной героини и следствие этого – нарастание в городе негатива по отношению к самой Анне.
Режиссер и президент киноакадемии «Ника» Андрей Кончаловский назвал Гай Германику очень интересным режиссером в творческом плане. Критиков у Валерии тоже хватает: учителя, представители Русской православной церкви. Гай Германика провоцирует общество на осознанную дискуссию, но некоторая его часть предпочитает оставаться в состоянии Кати Беловой (Анна Снаткина). В сериале Катя – подруга главной героини Анны, жена Антона Белова и сестра Макса Чеботарева. Макс в прошлом – парень главной героини, Анны Федоровой. Катя вытаскивает Макса из неприятностей, в которые он периодически попадает, но ничего не предпринимает, чтобы их избежать. Ей удобнее злиться на того, кто рассказывает о проблеме или игнорировать этого вестника ужасных новостей.
Тема насилия неоднозначна. Все понимают, что конкретно спровоцировало преступника: короткая юбка, вызывающее поведение. Официально его осуждают («что ж теперь не носить короткую юбку») и ждут его наказания дядей милиционером. Жертва тоже ждет, иногда в первом ряду. Однако неофициально все осуждают жертву («сама спровоцировала»), а также следователя за то, что преступник ушел от наказания и самого негодяя – за все подряд (за изнасилование, за уход от суда, за то, что он такой вырос).
Но остается проблема. До того, как люди научились писать и изобрели Уголовный кодекс, действовал «общественный договор». Его правила не нарушали, справедливо опасаясь изгнания из коллектива и последующей смерти. Человек редко выживал в одиночестве в окружении дикой природы. Может показаться, что теперь общество больше ни о чем не договаривается, а преступника накажет суд. Однако закон только надстройка над устным «общественным договором», не отражающая расстановку сил: общество продолжает осуждать женщину, но стесняется заявить об этом вслух.
Гай Германика намеренно заостряет тему так, чтобы добиться признания: либо признаемся в крамольных мыслях и вводим в УК статью об ответственности женщины, либо прекращаем осуждать жертву. Протесты учителей и представителей церкви подтверждают, что режиссеру удается провоцировать дискуссию, а это лучшее подтверждение ее таланта.
Внешность и характер Анны
Актеры на роли в сериале «Обоюдное согласие» подобраны прекрасно. Светлана Иванова худенькая и бледная. Это делает ее внешность лучшим холстом для драматического сериала. Остается одеть в темную водолазку и не накрасить, чтобы получить серенькую учительницу провинциальной школы. Ярко-красное платье и макияж создают из Светланы светскую львицу.
Характеристика персонажа:
- возраст – 29 лет;
- внешность – изящная зеленоглазая брюнетка с короткой стрижкой до плеч;
- семейный статус – не замужем, в прошлом состояла в отношениях с Максом Чеботаревым;
- профессия – учитель литературы;
- черты характера – эмоциональная идеалистка, которая не понимает общества, в котором живет и пытается сочетать несочетаемое; типаж – бунтующий подросток в теле взрослой женщины.
Отношения с окружающими
Главные отношения для режиссера те, что устанавливаются между мужчиной и женщиной. В сериале нет счастливых женщин. Катя живет вроде бы с «заботливым» мужем и злоупотребляет алкоголем, чтобы скрыть депрессию. Анна смелая и раскрепощенная, но почему-то изнасилованная. Некоторые поступки героини заставляют пересмотреть ее роль несчастной белой овечки еще до того, как зритель увидит финал. Мужчины в сериале – подростки-переростки. Они до пенсии будут собираться компанией с алкоголем и женщинами. Созданные режиссером персонажи не несут ответственность ни за поступки, ни в принципе как элемент социума с набором обязанностей.
Как учительница Анна тоже не лучшая. Школьная программа построена так, что произведение отрывается от эпохи. Учитель литературы не разбирается в сопутствующем контексте (эпоха, психология). Слушать такого педагога неинтересно, а что с этим делать – школа не знает. Странный способ мотивации «прочитаешь – что-то тебе покажу» в 1980-х мог бы выглядеть эпатажно, но в 2020-х даже звучит убого.
Как дочь Анна средняя, не плохая и не хорошая. Такие же отношения с мамой, как у нее, устанавливаются в разных семьях. Дети готовы помочь, если есть время, и послушать мамины указания, если ей хочется поговорить.
Интересные факты
- Во 2-м сезоне сериала остается только тема насилия, но герои меняются. Следователь Анна Клинских – жесткий и принципиальный сотрудник, не склонный к компромиссам, но в душе она мягкая, в отличие от главного героя. Он внешне «отличный мужик», но внутри монстр, третировавший семью. Детективная часть построена в лучших традициях Агаты Кристи, и убийцей способен оказаться любой член семьи.
- Режиссер Валерия Гай Германика – поклонница творчества итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли и его романа «Спартак», написанного в 1874 году. Она взяла псевдоним в честь книжной возлюбленной предводителя восставших – гладиатора Спартака и жены его противника – диктатора Суллы. Имя режиссера в жизни – Валерия Игоревна Дудинская. Жену Суллы действительно звали Валерия, но Валерия Мессала. В Древнем Риме у женщин отсутствовали личные имена, а те, что использовались, происходили от имени мужчины. Валерия была дочерью Марка Валерия Мессалы. Роман между Спартаком и Валерией – художественный вымысел автора.
- Самый громкий сериал Валерии Гай Германики – «Школа» (2010). Он вызвал дискуссию в обществе из-за изображения школьной жизни. В ленте нашлось место субкультурам, подростковому алкоголизму, употреблению запрещенных веществ и другим порокам. Комментируя высказывания критиков, режиссер подчеркнула, что снимала фильм не о школе, а об отношениях среди подростков. «Искусство должно провоцировать, задевать душу», – сказала Валерия. Если о фильме спорят, то это прекрасно.
- Валерия Гай Германика избегает слова «сериал». Так, «Школу» она считает не 60-серийным сериалом, а 60 короткометражками о школе.
- О творчестве и героях Гай Германика рассказала, что не ставит перед собой сверхзадач, никого не воспитывает и не раздает рецепты. Она только показывает мир во многообразии связей. Каждый его образ собирательный, объединяющий как положительное, так и отрицательное.