История персонажа
Дульсинея Тобосская — главный женский персонаж романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Ее романтический образ неизменно вдохновлял рыцаря на подвиги и стал источником вдохновения для многих писателей, драматургов и режиссеров.
История создания персонажа
По преданию, прототипом героини стала возлюбленная писателя, миловидная деревенская девушка по имени Ана Мартинес Сарко де Моралес. Она не ответила Сервантесу взаимностью, даже не узнала о его симпатии, однако, казалось бы, мимолетные чувства оставили в сердце автора столь заметный след, что много лет спустя перенес юношескую влюбленность на страницы книги.
Есть версия, что история о первой любви Сервантеса — только легенда, а на самом деле под именем Дульсинеи описана великая княгиня Софья Палеолог. Кроме того, не исключено, что в образе Дульсинеи присутствуют черты законной супруги автора — Каталины Паласьос, которая была родом из той же части Испании, что и героиня.
Судьба Дульсинеи Тобосской
Дульсинея, молодая крестьянка из деревни Эль-Тобосо, возникает в начале романа — Дон Кихот выбирает ее «дамой сердца», потому что «рыцарь без любви — как тело без души». Идальго величает девушку своей императрицей и посвящает ей подвиги. На самом деле незнакомку зовут Альдонса Лоренсо, а имя Дульсинея дал ей сам Дон Кихот, сочтя его «приятным и глубокомысленным».
Несмотря на значительное место в романе и сердце рыцаря, Дульсинея как действующее лицо в книге так и не появляется — читатель узнает о ней только из цитат и описаний других персонажей. Сам Дон Кихот ни разу не видел прекрасной Дульсинеи и порой даже сомневается в ее существовании, что не мешает ему воспевать любовь к ней самыми восторженными словами.
Санчо Панса, описывая девушку, упоминает, что она умеет за себя постоять и шутить с ней не следует. Дульсинея лишена жеманства, «совсем не кривляка», любит смеяться и петь. О внешности девушки не сказано ничего конкретного; Дон Кихот воспевает «белоснежную кожу» и «золотые волосы», однако Санчо, видевший настоящую Дульсинею, знает, что на самом деле это крепкая смуглая девушка с зычным голосом, грубоватая и непосредственная, но не спешит раскрывать своему господину подробностей.
На протяжении романа Дон Кихот постоянно твердит, как хочет наконец встретиться с Дульсинеей, но у него не получается. Рыцарь объясняет постоянные неудачи действием колдовства. Постепенно конкретные детали исчезают из памяти, и образ Альдонсы становится просто романтическим обобщением: даже рыцарь отчетливо понимает, как далек он от реальности.
Поскольку роман сатирический, история любви рыцаря к прекрасной даме не заканчивается «хеппи-эндом». Из 25-й главы читатель узнает, что платоническая любовь Дон Кихота продлилась целых 12 лет, но за это время он видел Дульсинею лишь пару-тройку раз и так и не признался ей в чувствах.
Дульсинея Тобосская в книгах и фильмах
Дульсинея Тобосская стала героиней множества пьес и фильмов. В кино и театре образ воплощали Ванесса Уильямс, Алиса Фрейндлих, Наталья Гундарева и другие звезды первой величины.
Советский писатель Александр Володин в 1972 году написал продолжение истории о Дульсинее в виде пьесы, впервые поставленной на сцене «Современника». В ней Санчо Панса после смерти идальго все-таки находит настоящую «даму сердца» и рассказывает ей о беззаветной любви рыцаря. Героиня переезжает в Толедо и находит там возлюбленного, удивительно похожего на Дон Кихота, и пускается в странствия, повторяя путь того, кто так безнадежно ее любил. Позже по мотивам пьесы Володина был поставлен еще один спектакль — «Та самая Дульсинея».
В 1980 году вышел музыкальный фильм «Дульсинея Тобосская» с Натальей Гундаревой в главной роли. Худсовет был против кандидатуры актрисы, считая более подходящей Ирину Муравьеву, но режиссер Светлана Дружинина изначально не видела другой Дульсиней, кроме Гундаревой, и сумела отстоять свою позицию.
Пейзажи испанской деревушки снимали в Азербайджане. Незадолго до начала съемок актриса сломала ступню, и режиссеру пришлось пристально следить за тем, чтобы гипсовая повязка не попала в кадр. Часть фильма снимали на плато Гобустан в опасных условиях, поскольку для съемок выбрали место вблизи от фабрики по забору змеиного яда. Партии Дульсинеи спела Елена Камбурова, а остальные актеры исполняли песни самостоятельно. Впоследствии эту роль признали вершиной творческой карьеры Натальи Гундаревой.
Библиография
- 1605 — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
- 1972 — «Дульсинея Тобосская»
Фильмография
- 1926 — «Дон Кихот» (Дания)
- 1933 — «Дон Кихот» (Германия)
- 1947 — «Дон Кихот из Ламанчи»
- 1957 — «Дон Кихот» (СССР)
- 1964 — «Дульсинея Тобосская»
- 1972 — «Человек из Ламанчи»
- 1973 — «Дон Кихот снова в пути»
- 2000 — «Дон Кихот» (Франция)
- 2002 — «Дон Кихот» (Испания)
- 2018 — «Человек, который убил Дон Кихота»