Андрей Бартенев

Andrey Bartenev
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
58 лет
Место рождения
Рост
184
Семейное положение
не женат
Соцсети
    4,8 / 5 (6 голосов)

    Биография

    Андрей Бартенев — человек-праздник, художник, не перестающий эпатировать публику неповторимыми произведениями. Творчество живописца и дизайнера одежды ценится поклонниками авангардного искусства не только в России, но и за рубежом. Самым страшным врагом творец считает скуку и не ищет признания, ее умножающего. Счастье для него заключается в улыбках близких людей.

    Детство и юность

    Знаменитый художник современности родился в северном городе Норильске 9 октября 1965 года. Родители жили с сыном в коммунальной квартире. Мальчик рано заинтересовался музыкой — ему хотелось научиться играть на фортепиано, но дома громоздкий инструмент негде было поставить. Тяга к творчеству не проходила, и Андрей начал лепить, рисовать, резать и клеить из бумаги.

    После окончания 10-го класса юноша решил сменить обстановку и из Заполярья направился на юг России, в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Буйство южных красок поразило молодого человека, который привык к полярной ночи, вечному снежному покрову и северному сиянию.

    Дизайн и творчество

    В возрасте 20 лет Андрей переехал в Москву по приглашению Жанны Агузаровой и директора певицы. В столице он начал работать с молодыми коллективами. Художник ставил первые перформансы, на которые с удовольствием начали ходить как критики, так и обыватели. Вместе с Александром Петлюрой Бартенев в молодости представил в галерее «Марс» свои ранние работы: «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка».

    Андрей Бартенев в молодости
    Андрей Бартенев в молодости / @andreybartenev

    В 1992 году дизайнер создал оригинальный черно-белый проект-перформанс «Ботанический балет», фото которого появились в глянцевых журналах. Вскоре с этой выставкой он поехал на фестиваль в Ригу, где получил Гран-при.

    Зарубежная пресса, наблюдая за творчеством русского дизайнера, была в восторге от стилистики инсталляции Андрея, которая напоминала эпоху русского авангарда и футуризма. Перформансы Бартенева — словно ожившие фигуры с картин художников начала XX столетия, которые под классическую музыку перемещались по пространству с точностью взаимодействия планет. В середине 90-х его приняли в Союз московских художников.

    По приглашению Роберта Уилсона в начале 2000-х Андрей Бартенев работал в центре Watermill в Хэмптонсе. Русский дизайнер поставил в США запоминающуюся работу «Лестница красного». В представлении участвовали оперные певцы и оркестранты, которые вместо симфонических инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки. Эффект произвели на публику макаронные блюда, которые исполнители кидали с балкона на сцену.

    Проект «Я тебя люблю» (скульптурная композиция, представленная множеством динамиков и микрофонов) создавался для первой Московской биеннале и позднее был выставлен в Музее современности в Москве. Суть инсталляции заключалась в том, чтобы сказать в микрофон фразу с признанием в любви, которая тут же отзывалась пятикратным эхом со спецэффектами, а вслед за этим звучал записанный на пленку ответ предыдущего участника.

    Бартенев считал себя прирожденным педагогом, так как начал обзаводиться учениками с самого начала творческой биографии. Тому поспособствовал юношеский опыт работы пионервожатым в советских детских лагерях. Художник преподавал не только на Западе, но и собирал молодых творческих ребят в Москве на собственные лекции по искусству, а также привлекал особо одаренных для перформансов. Популярность получил проект Бартенева — галерея «Здесь на Таганке», в котором дизайнер выступил куратором.

    Андрей Бартенев и Жанна Агузарова
    Андрей Бартенев и Жанна Агузарова / @artguide

    Целью стало объединение в одном художественном арт-пространстве работ опытных и начинающих художников. В интервью Андрей Дмитриевич пошутил, что возраст творцов, с которыми он занимается, от 4 до 164 лет. В рамках проекта ежегодно проводились две групповые выставки. Главными направлениями представленных творений стали керамика, скульптура, перформанс.

    Каждое проходившее мероприятие получало оригинальное название. Например, в 2016 году публику на выставке в Москве ожидали «Переспелые пальцы слонов». Расходы, связанные с организацией таких событий, Андрею пришлось взять на себя.

    Известной российской ученицей мастера стала Саша Фролова, которая прославилась проектом «Аквааэробика». Также в число выдающихся студентов мастера вошли Роман Ермаков, Гоша Рубчинский, Вова Перкин, Данила Поляков. Последний стал для Бартенева не только интересным художником, но и вдохновителем.

    В интервью Андрей Дмитриевич признался, что в изобразительном искусстве для него живут несколько «фонтанов, которые всегда удивляют». В их числе — погибший художник Владик Мамышев-Монро и Поляков. Эпатаж молодого рыжеволосого манекенщика оказался близким по духу творческим настроениям Бартенева. Он выступил художником-постановщиком фильма «Энтропия», в котором помимо Данилы снялись Валерия Гай Германика, Ксения Собчак и другие.

    Бывшие ученики художника получили высокие оценки мастеров современности и работают сценографами и артистами в знаменитых коллективах Европы и США. Сам Андрей тоже регулярно сотрудничал с западными брендами. Так, в 2018 году к ЧМ по футболу совместно с фирмой Hublot он разработал дизайн сувениров — футбольного мяча и матрешки для продаж в бутике. В том же году (и ранее, в 2003-м) Бартенев оформлял магазин Cartier в Москве.

    С 2017 года Андрей Дмитриевич участвовал в ежегодном фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок, проводящемся в штате Невада. Ярким проектом для этого события стал перформанс с надувными фигурами инопланетян. По задумке автора зеленые жители других планет шествовали по пустыне под сопровождение чарующих звуков электронной арфы. За инструментом сидел солист Большого театра Александр Болдачев.

    Андрей Дмитриевич — регулярный участник светских мероприятий. На различных встречах мастер эпатажа появляется в самых необычных костюмах. Стройный художник с ростом 184 см, который выглядит намного моложе своих лет, выступает моделью для собственных экспериментов. Бартенева можно увидеть в фантастических нарядах, напоминающих инопланетян и загадочных космических существ. Особенно запомнился публике модельер в костюме малинки.

    Художник Андрей Бартенев
    Художник Андрей Бартенев / @andreybartenev

    В марте 2017-го дизайнер начал вести передачу Первого канала «Модный приговор», в которой на время заменил Александра Васильева. Поклонники историка моды недоумевали, с чем могли быть связаны резкие изменения в программе. Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим на несколько выпусков, пока он будет занят своими сторонними проектами.

    На рубеже 2020 и 2021 годов публика посетила выставку-экспозицию Бартенева «Тетя Маша и 33 медведя», составленную из черно-белых керамических статуэток этих животных, которые посетители могли к тому же приобрести. Осенью 2021 года в программе «Эмпатия Манучи» Андрей Дмитриевич рассказал, что перформансами больше не занимается, объяснив решение сменившимися взглядами современной публики.

    Привести россиян к сладкой жизни художник пообещал, создав коллекцию летней обуви «Медведи». Обувь ручной работы, украшенная авторскими рисунками Бартенева, была разработана со вкусом и в его неповторимом стиле.

    Картины

    Как художник Бартенев создает картины, выполненные в смешанных техниках: декупаж, пастельная живопись, графика, коллаж. Наиболее известными его работами считаются «Девочка с двумя фейерверками», «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Портрет в сапогах», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, я фей прекрасный», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского».

    Картины Андрея Бартенева
    Картины Андрея Бартенева / @andreybartenev

    Стилистически картины представляют собой крайнюю степень абстракции. Помимо художественных работ Андрей Дмитриевич создает зрелищные представления. Это такие инсталляции, как «Спящие красавицы», «Снежная королева», «Фауст», «Нижнее белье для Африки», фестиваль иллюстрации «Институт улыбки», выставка «Люби кутюр!».

    Драматический театр

    Неутомимый Андрей Бартенев попробовал себя и в качестве театрального актера. В начале 2000-х годов он сыграл в постановке Shlem.com по произведению Виктора Пелевина. Экспериментальный спектакль, в котором авторы попытались соединить представление, видеопроекцию и общение зрителей в интернет-пространстве, участвовал в фестивале современного искусства NET, однако действо не произвело впечатления на критиков. Но этот опыт характеризует Бартенева как художника, который находится в поиске новых форм.

    Андрей Дмитриевич работал и в Европе. Он преподавал в Норвежской академии театрального искусства. На Западе проведение перформансов выделено в самостоятельный вид искусства, и такая дисциплина преподается отдельно. Российский дизайнер общался с представителями западной художественной элиты Эндрю Логаном, Пако Рабанном, Кельвином Кляйном, Жан-Полем Готье, Робертом Уилсоном, Зандрой Роуз.

    Бартенев разработал дизайн театральных костюмов для спектаклей «Синяя птица» (Нью-Йорк), «Золушка» (Гамбург), «Три сестры» (Москва). В 2019 году художник стал автором сценической одежды для проекта «Щелкунчик», поставленного в столичном культурном комплексе «Зарядье».

    Скандалы

    С именем Бартенева связано немало скандалов, хотя, в сущности, он безобидный художник-пацифист. Так, на одной частной вечеринке для богатого клиента концептуалисту заказали проведение вечера. Каково же было удивление представителей высшего общества, когда им в качестве развлечения было представлено шоу из десятков кошек и собак, которые занимались процессом размножения.

    В 2011 году на Первом канале в программе «Давай поженимся» вышел необычный выпуск, приуроченный к празднованию Хеллоуина. В качестве жениха выступил Бартенев, который пришел в студию в оригинальном образе — в костюме надувной кукурузы. Концептуальный наряд оказался слишком неудобным для съемок, задевал декорации, что вызвало гнев у Ларисы Гузеевой. Однако дизайнер сумел договориться с телеведущей и сделать один из ярких и незабываемых выпусков проекта.

    Костюм Андрея Бартенева
    Костюм Андрея Бартенева / @andreybartenev

    В 2019 году публику шокировала эпатажная свадьба Ксении Собчак и Константина Богомолова. Пара отправилась в загс в открытом катафалке — желающие могли лицезреть пару, уютно устроившуюся в столь оригинальном средстве передвижения. Но на этом скандальные события торжества не закончились. Бартенев предстал перед гостями в роли подружки невесты. Для этой почетной миссии дизайнер создал костюм с 19 надувными шарами с изображениями женского лица. В загсе художник исполнил танец, чем привел в восторг гостей.

    Не прекратились его эпатажные выходки и в 2020-м. Так, в сентябре художника не пустили на борт самолета компании «Аэрофлот», летевшего в Барселону, чем Бартенев поделился с подписчиками соцсетей. Концептуалиста отказались пропускать с ручной кладью, вес которой превышал положенные параметры. Андрей Дмитриевич посчитал себя жертвой схемы по выманиванию денег.

    Личная жизнь

    О личной жизни Бартенева известно мало. В интервью художник шутя или всерьез говорил, что в параллельной реальности у него есть семья, которая состоит из трех мужей и одной жены. Но детей у эксцентрика нет даже там. Отсутствие стремления официально обзаводиться семьей, хоть и оправданное уходом в творчество, способствовало интересу публики, направленному на вопрос об ориентации художника. Тем не менее тему не освещали даже на желтых страницах.

    Известно, что Андрей Дмитриевич потерял мать, которая была самым близким для него человеком.

    Андрей Бартенев сейчас

    Сейчас дизайнер продолжает творческую деятельность. Его работы в январе 2023 года стали частью выставки «День утописта» в галерее «Наковальня». Посетители познали философию цикличности времени, увлекательно поданную с юмором в многообразии форм и представленную куратором Вовой Перкиным.

    Интересные факты

    1. В творчестве дизайнер сравнивает себя с учеными, открывшими рентгеновские лучи: «Все время облучаюсь своими открытиями и смотрю, к какому результату это облучение приведет».
    2. Стихи и философские теории художник считает обязательной основой собственного творчества. Однако поэтические произведения он не публикует нигде, кроме соцсетей, объясняя это нехваткой времени.
    3. Семья не та тема, которую Андрей Дмитриевич любит поднимать. Это неудивительно, ведь, по словам знаменитого дизайнера, его бабушки и дедушки либо были расстреляны, либо находились в местах заключения вплоть до 80-х годов, а родители жили с клеймом «ребенок врага народа».