«Веселые картинки» для советских ребят: история успеха любимого журнала — детский хит СССР
«Веселые картинки» — страницы советского детства.
Вторая половина 1950-х – любопытный период в истории СССР. Время надежд, изобретений, новаций во всех сферах и, конечно, Никиты Хрущева с кукурузой, обещающего американцам показать «кузькину мать». А еще именно тогда появился популярный детский журнал «Веселые картинки».
Каждый советский ребенок с нетерпением ждал новый выпуск, карауля почтовый ящик или дожидаясь, пока одноклассник наконец-то изучит номер вдоль и поперек. На пике славы (начало 1980-х) тираж издания доходил до 9,5 млн экземпляров. Подробнее о легенде детской советской периодики – в материале 24СМИ.
1950-е оставили глубокий след в истории страны и заложили фундамент для будущих свершений. Что касается детской литературы, то тогда она переживала расцвет. Государство поощряло писателей, художников, редакторов. На волне вдохновения складывались творческие команды, которые создавали восхитительные вещи.
У истоков «Веселых картинок» стоял карикатурист Иван Семенов, который изначально работал в сатирическом журнале «Крокодил». У него родилась концепция детского издания, «фишкой» которого были картинки, рассказывающие истории. На Западе такие издания были известны под общим названием «комиксы». В те же времена в США Стэн Ли создавал вселенную Marvel.
Есть две версии, откуда взялось название «Веселые картинки». Однажды Семенов спросил у своего сына, что тот рисует. Мальчик ответил: «Веселые картинки». Художнику понравилась эта фраза и он посчитал, что это удачное название для журнала. Другая версия гласит, что в тот период Иван Максимович иллюстрировал книги писателя Джерома К. Джерома. Название первого русского издания и было позаимствовано основателем журнала.
Семенов создал успешное издание во всех планах. Журнал отлично зарабатывал, почти не контролировался властью, а в подготовке номеров участвовали известнейшие личности. С журналом охотно сотрудничали Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Владимир Сутеев, Самуил Маршак.
За иллюстрации отвечал коллега Семенова Юрий Дружков, который придумал символ «Веселых картинок» – Карандаша. Его же авторству принадлежит еще один оригинальный персонаж – Самоделкин. Впоследствии на страницах издания сформировался «Клуб веселых человечков»: Петрушка, Дюймовочка, Чиполлино, Буратино, Незнайка. К команде героев позже присоединился чешский паренек по имени Гурвинек, который в названии журнала изображает букву «Р». К слову, логотип из «букв-человечков» придумал в 1979-м Виктор Пивоваров.
В число художников также входил Константин Ротов, который придумал образ старика Хоттабыча и капитана Врунгеля. С редакцией сотрудничал Аминадав Каневский, подаривший журналу «Мурзилка» желтого зверька в красном берете. Творческую карьеру в «Веселых картинках» начинал и Александр Митта, который до ухода в кино успел поработать художественным редактором.
Изначально журнал имел альбомный формат, но в 1980-х стал вертикальным. Основой «ВК» были сказки, приключенческие истории, ребусы, игры, загадки. А еще ребята обожали рубрики «Школа Карандаша» (уроки рисования), «Школа Самоделкина» (филиал кружка «Умелые руки»), «Что напутал художник». Бонусом редакция организовывала конкурсы детских рисунков.
Целью журнала было не только развеселить читателя, но и расширить кругозор юного поколения. «“Двенадцать подвигов Геракла”. Спасибо “Веселым картинкам”, в пять лет я знала о Геракле, Лернейской гидре, злобном и слабом Эврисфее, царе Авгие, о яблоках Гесперид. Даже в детстве этот журнал уже развивал кругозор у маленького читателя», – вспоминает подписчица.
Полезно знать: сын Ивана Семенова, Александр, тоже стал художником-карикатуристом и сотрудничал с рядом культовых советских журналов: с «Крокодилом», «Колобоком», «Работницей» и, конечно, «Веселыми картинками». Для «Мурзилки» Семенов-младший написал и проиллюстрировал знаменитую детективную историю «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды».
Читайте также по теме:
- Советский журнал «Мурзилка» и его история: легенда детской прессы СССР
- «Советская женщина» в СССР: журнал, который любили миллионы
- «Крестьянка» — журнал, изменивший эпоху: от труда и патриотизма до модных советов
- От строительства коммунизма до семейных ценностей: история журнала «Работница»
- Легенда советской сатиры: как журнал «Крокодил» высмеивал эпоху