Клод Лелуш

Claude Lelouch
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
83 года
Место рождения
Семейное положение
разведен
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Клод Лелуш — французский режиссер, известный как творческой плодовитостью, так и обилием любовных романов. Постановщика критики относят к новой волне, однако, используя инновационные приемы коллег — отказ от съемок в павильонах и жесткого сценария, он никогда не забывал о вкусах массового зрителя.

    Детство и юность

    Клод родился в последний октябрьский день 1937 года в столице Франции. В биографии семьи Лелуш большую роль сыграло кино.

    Отец будущего режиссера, мелкий торговец Симон, увидел симпатичную девушку и последовал за ней. Красотка, работавшая швеей, попыталась скрыться и пошла в кино. Парень приобрел билет на соседнее место. По иронии судьбы актеры Фред Астер и Джинджер Роджерс, игравшие в фильме, на котором родители Клода впервые взялись за руки, через 32 года вручили режиссеру награду «Оскар» за картину «Мужчина и женщина».

    Из любви к отцу будущего кинематографиста, алжирскому еврею, мать, урожденная Шарлотта Абеляр, из католичества перешла в иудаизм. По соображениям безопасности Лелуши переселились на родину главы семейства — в Северную Африку.

    Embed from Getty Images
    Клод Лелуш в молодости с Кристин Коше

    В 1942 году Шарлотта с Клодом поехали в Ниццу. Причиной опрометчивого поступка молодой женщины стало желание помочь сестре, собиравшейся рожать. Едва Шарлотта с сыном пересекли на корабле Средиземное море, как немцы закрыли морское сообщение.

    Мадам Лелуш обратилась за помощью к кузену мужа, но родственник оказался завербованным агентом гестапо. Чтобы спасти сына, женщина иногда дарила чиновникам свои украшения. Часто Клода приходилось прятать в кинотеатрах. Мальчик многократно смотрел каждый из шедших фильмов и влюблялся в кино.

    Чтобы воссоединиться с женой и сыном, Симон Лелуш при первой возможности вступил в армию генерала Жана де Латтра де Тассиньи. Поцелуй родителей при встрече на вокзале в Марселе Клод запомнил на всю жизнь и попытался воспроизвести в финальной сцене «Мужчины и женщины». После войны Симон наладил бизнес по изготовлению диванных подушек, а Шарлотта сосредоточилась на домашнем хозяйстве.

    В школе Клод учился плохо, единственным интересом юноши был просмотр фильмов. В 17 лет Лелуш-младший завершил образование: он ударил стулом учителя-антисемита. Симон, вызвавший Клода на разговор, сообщил сыну, что лишает его содержания и карманных денег, и в качестве прощального подарка вручил отпрыску кинокамеру. На пленку парень зарабатывал уже сам при помощи мелкой спекуляции.

    Личная жизнь

    В отличие от многих кинематографистов Лелуш никогда не курил, не пробовал наркотики и не злоупотреблял алкоголем. Вторая страсть француза после кино — женщины. У режиссера семь детей, причем младшая дочь Стелла почти на 30 лет младше старшего сына Симона. Биографические справочники обычно сообщают о трех или четырех женах Клода. Но сам режиссер говорит, что супруг у него было пятеро.

    Дело в том, что с 19 до 28 лет Лелуш, потерявший невинность в отрочестве с парижской проституткой, жил в фактическом браке с артисткой Жанин Маньян. Еще не завершив отношения с первой супругой, режиссер закрутил роман с ее коллегой Кристин Коше, которая забеременела первенцем Клода.

    Embed from Getty Images
    Клод Лелуш и Алессандра Мартинес

    Кинематографист в этот период снимал фильм «Жить, чтобы жить», рассказывающий о супружеской измене, и личная жизнь почти слилась с творческой. Но двумя женщинами одновременно Клод не ограничился и на съемках влюбился в исполнительницу главной роли Анни Жирардо.

    Официальные браки режиссер заключал трижды — с Кристин Коше, Мари-Софи Поша, снявшейся в семи фильмах Клода, в том числе в «Прекрасной истории», и подарившей ему троих детей, и Алессандре Мартинес, родившей Стеллу. Любопытно, что отец второго ребенка Алессандры, сына Хьюго, актер Сириль Декур на 20 лет младше Мартинес и на 46 лет младше Лелуша. Актриса Эвелин Буи и шведская манекенщица по имени Гунилла родили детей от Клода, не вступая в брак.

    Режиссер утверждает, что, изменяя всем своим спутницам, он старался их не обижать, свадьбы и разводы встречал с одинаковой радостью, а отпрыскам становился другом, когда они вступали в подростковый возраст. В 2005 году издательство «Вагриус» опубликовало перевод автобиографической книги Лелуша «Баловень судьбы».

    Фильмы

    Дебютные картины Лелуша — документальные ленты о проститутках и криминале Парижа — отвергались большинством телеканалов. Юноша переключился на съемки спортивных репортажей.

    Вскоре Клоду улыбнулась удача. Канадское телевидение предложило $ 10 тыс. за документальный фильм о Советском Союзе. Чтобы попасть в СССР, начинающий кинематографист вступил в компартию Франции, а отснятый материал сумел перевезти через советскую границу в баночке из-под черной икры. Вознаграждение за ленту «Когда поднимается занавес» стало первым серьезным гонораром Лелуша.

    Трейлер фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина»

    Впоследствии в фильмографии режиссера также встречались документальные ленты (в том числе «Жан-Поль Бельмондо» о любимчике режиссера — актере, впоследствии снявшемся в его «Баловне судьбы» и «Отверженных») и короткометражки (наиболее известна картина «Свидание», длящаяся менее девяти минут). Зрителями любимы фильмы Лелуша «Эдит и Марсель» (о любви Эдит Пиаф и боксера Марселя Сердана»), детектив «Железнодорожный роман» с Фанни Ардан и криминальная мелодрама «А теперь, дамы и господа...» с Джереми Айронсом и Патрисией Каас в главных ролях.

    Однако визитная карточка Клода — картина «Мужчина и женщина», удостоенная в 1966 году Гран-при Каннского фестиваля, украшением которой стала музыка Франсиса Лея. Через два десятилетия режиссер вернулся к истории любви Анны Готье и Жана-Луи, сняв ленту «Мужчина и женщина: двадцать лет спустя», которую сейчас считает неудачной. В 2019 году триумфатором фестиваля в Каннах стала 3-я часть эпопеи — фильм «Лучшие годы жизни». В «Инстаграме» режиссера появились как кадры со съемок, так и фото с церемонии.

    Основные роли в картине, как и в молодости, исполнили Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме. Дочь главной героини сейчас, как и в середине 60-х годов XX века, сыграла Суад Амиду, а образ сына главного персонажа вновь создал Антуан Сир. Любопытно, что в 2-й части трилогии роль Франсуазы исполняла не Амиду, а одна из подруг режиссера Эвелин Буи, подарившая мужчине дочь Саломею.

    Клод Лелуш и Анук Эме

    По сюжету персонаж Трентиньяна страдает болезнью Альцгеймера, и единственное воспоминание, которое сохраняется в душе мужчины, — любовь с героиней Эме. Режиссер включил недуг в фабулу картины в память об актрисе Анни Жирардо, снимавшейся, кроме фильма «Жить, чтобы жить», в таких его лентах, как «Уйти, вернуться» и «Отверженные».

    Артистка, как и ее советская коллега Любовь Добржанская, в конце жизни не могла вспомнить друзей и родственников. Единственным человеком, которого узнавала Жирардо, был Лелуш. По словам режиссера, он стал единственным возлюбленным Анни, который не поднимал на нее руку.

    Клод Лелуш сейчас

    Из-за пандемии коронавирусной инфекции Лелуш приостановил съемки 50-й картины в своей фильмографии «Любовь — это лучше, чем жизнь». По замыслу режиссера лента с Моникой Беллуччи и Кристофером Ламбертом должна была сниматься весной 2020 года во время круиза «Джаз на море». Предполагалось, что пассажиры лайнера станут участниками съемочного процесса. Эпидемиологическая ситуация и карантинные меры сдвинули морскую прогулку и съемки на конец сентября – начало октября 2020 года.

    В интервью газете «Известия» в апреле 2020-го Лелуш выразил надежду на объединение людей и стран в борьбе с пандемией. Чтобы вернуть в кинотеатры зрителей, привыкших во время самоизоляции смотреть фильмы дома, Клод порекомендовал снимать блокбастеры, предназначенные для большого экрана, такие как «Унесенные ветром».

    Фильмография

    • 1956 — «Когда поднимается занавес»
    • 1966 — «Мужчина и женщина»
    • 1973 — «С Новым годом!»
    • 1976 — «Свидание»
    • 1983 — «Эдит и Марсель»
    • 1986 — «Уйти, вернуться»
    • 1986 — «Мужчина и женщина: двадцать лет спустя»
    • 1988 — «Баловень судьбы»
    • 1992 — «Прекрасная история»
    • 1996 — «Отверженные»
    • 2002 — «А теперь, дамы и господа»
    • 2007 — «Железнодорожный роман»
    • 2007 — «У каждого свое кино»
    • 2010 — «Женщина и мужчины»
    • 2019 — «Лучшие годы жизни»