Биография
Анук Эме за десятилетия творческой деятельности снялась в массе художественных фильмов, удостоенных почетных призов. Ее называли символом французского кино, иконой стиля. Режиссеры восхищались талантом исполнительницы, а зрительницы старались во всем подражать звезде экрана. Сама актриса неоднократно повторяла, что не знает слова «карьера». В кинематографе она чувствовала себя свободной, работая только с теми, с кем ей хотелось.
Детство и юность
Анук Эме, чье настоящее имя Франсуаза Жюдит Сорья Дрейфус, родилась центре старого Парижа в начале 1930-х годов. Предки будущей актрисы во времена Третьей Французской республики по долгу службы были членами элитных творческих кругов.
Глава семьи Генри Мюррей являлся евреем по национальности, играя в театре, он сталкивался с непониманием властей. Мать Женевьева Дюран Сорья, снимавшаяся в художественных фильмах, считалась талантливой исполнительницей характерных драматических ролей.
В 40-х годах отца девочки преследовали появившиеся в стране фашисты, поэтому восьмилетнюю дочь прятали в коммуне Барбезьё-Сент-Илер. В опасный военный период малышке пришлось сменить фамилию, чтобы представляться окружающим на классический европейский манер.
Франсуаза получала образование в учебных заведениях Франции — школе милосердия в Париже и интернате в местечке Морзин. В юном возрасте дочь артиста превратилась в красивую девушку и начала притягивать взгляды увлеченных творчеством мужчин.
Первое приглашение участвовать в съемках поступило в китайском ресторане, где семья привыкла обедать в обществе близких друзей. Роже Вадим познакомил подростка с режиссером Анри Калефом, нашедшим для юной красавицы первую из десятков ролей.
Дочь актрисы влюбилась в образ персонажа Анук из дебютного фильма, тем более что о драме «Дом на море» заговорили в культурных кругах. Она выбрала это имя в качестве творческого псевдонима, а фамилия Эме появилась в 1950-х годах.
При поддержке родителей определившись с будущей биографией и профессией, Франсуаза окончила среднюю школу в возрасте 16 лет. Потом начинающей актрисе посчастливилось учиться в Англии, где она посещала курсы драмы и танцев.
Фильмы с Анук Эме
Настоящий успех пришел к актрисе в конце 1950-х, до этого в начавшейся карьере был десяток незаметных ролей. Английские и немецкие фильмы, снятые талантливыми кинематографистами, открыли способности уроженки Парижа.
Крупным шагом к достижению цели стал фильм «Любовники Монпарнаса», где Жерар Филип выступил в роли автора живописных картин. История Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн, его возлюбленной, стала популярной в Европе.
Статус звезды Анук получила после выхода «Сладкой жизни», Федерико Феллини ввел ее в мир прославленных мастеров. Потом была лента «Восемь с половиной», породившая явление артхауса и собравшая после премьеры ряд престижных кинопризов.
В компании с Марчелло Мастроянни Анук на 100 % раскрылась, ее героиня из высшего общества умела переживать и любить. Женщина обрадовалась достижениям и приняла восторженные отзывы. А сам маэстро Феллини назвал актрису лучшей на все времена.
В середине 60-х в прокат вышла мелодрама «Мужчина и женщина», где партнером стройной красавицы выступил обаятельный Жан-Луи Трентиньян. Актеры, поддавшись очарованию сюжета, созданного Клодом Лелушем, разыграли на экране чувственный трогательный роман, которого могло и не случиться. Поначалу на главную женскую роль рассматривалась Роми Шнайдер.
В дальнейшем в фильмографии актрисы ежегодно появлялись шедевры, в их числе была лента с Дирком Богардом и Робертом Форстером «Жюстин». «Свидание», «Прыжок в пустоту» и «Трагедию смешного человека» критики единогласно включили в ряд выдающихся картин.
В 80–90-х Анук плодотворно трудилась, копилка пополнилась такими шедеврами, как «Прет-а-порте» и «Одна за всех». Благодаря оригинальному стилю воплощения образов персонажей, великой француженке неизменно сопутствовал громкий успех.
Эме несколько раз возвращалась к сотрудничеству с Клодом Лелушем, снявшим продолжения «Мужчины и женщины» в 1986 и 2010 годах. В биографической киноленте, появившейся в начале XXI века, актриса выразила отношение к многолетнему совместному труду.
Вместе с Аленом Делоном актриса в 2008 году вышла на сцену парижского Театра Мадлен в спектакле по пьесе американского драматурга Альберта Герни «Любовные письма». Спектакль стал первой режиссерской работой великого мастера французского кино. В партнерши Делон позвал свою давнюю знакомую. В интервью Ален пояснил, что у него с Анук никогда не было романа, только дружба, которая благотворно влияла на творчество.
В зрелом возрасте Анук Эме продолжала периодически появляться на публике, ее фото присутствовали в медиапространстве. Отметив 88-й день рождения весной 2020 года, актриса осталась причастной к мировым кинокругам.
Незадолго до этого события вышел фильм «Лучшие годы жизни», где Клод Лелуш собрал старых, проверенных временем друзей. Проект, где великая француженка снова встретилась с Жаном-Луи Трентиньяном, стал предметом обсуждения и темой десятка статей.
В апреле 2022 года Анук Эме отметила 90-летний юбилей. Сейчас ее фильмы по-прежнему транслируются на экранах, а красота актрисы вызывает восхищение у новых поколений зрителей. Спустя несколько месяцев после торжества произошло трагическое событие: умер давний партнер и возлюбленный актрисы Жан-Луи Трентиньян.
Личная жизнь
В личной жизни французской актрисы был не один десяток романов, она флиртовала и встречалась с массой знаменитых мужчин. Когда чувства остывали, Анук расставалась с партнерами.
Первым мужем уроженки Парижа стал некий Эдуард Зиммерман, непримечательный мужчина из рядовой еврейской семьи. Из-за плотного съемочного графика девушка редко бывала дома, поэтому не видела необходимости в браке обзаводиться детьми.
В период работы над «Золотой саламандрой» Анук влюбилась в Тревора Ховарда, а потом вышла замуж за кинематографиста, носителя греко-эфиопских корней. Благодаря узаконенному роману с режиссером Нико Папатакисом женщина познакомилась с рядом интересных людей.
В начале 50-х Анук забеременела и родила дочь Мануэлу, а потом впала в депрессию, спровоцировавшую развод. Внимание мужчин с европейскими, русскими и армянскими корнями вернуло великую актрису к работе и осчастливило французский народ.
Эме тайно и открыто любили Жан-Луи Трентиньян и Федерико Феллини. Морис Роне и Марчелло Мастроянни тоже сходили по ней с ума. Однако звезда художественных фильмов не давала волю чувствам, решив, что следующего супруга должна определить судьба.
Пьер Бару, написавший музыку к ряду проектов Клода Лелуша, стал новым избранником актрисы в середине 1960-х годов. Из-за непредсказуемости характеров равным по харизме супругам сохранять отношения стоило великих трудов.
Четвертым мужем зрелой француженки стал англичанин Альберт Финни. Мужчина был впечатлен и очарован талантом и красотой Эме. Союз, продолжавшийся меньше десятилетия, несмотря на отсутствие наследников, друзья и знакомые называли чем-то близким к обычной семье.
Внешность и стиль
Парижанка с изящной фигурой и классически красивой внешностью при росте 170 см весила 50-55 кг. Аристократичные манеры и отсутствие эпатажа помогли ей в молодости присоединиться к светским кругам. Сама актриса называла своим главным секретом красоты любовь к себе.
Анук Эме всегда обладала невероятным чувством стиля, именитые критики называли француженку законодательницей мод. Маленькие черные и белые платья, наряду с вечерними туалетами, составляли ее гардероб.
После выхода на экраны фильма «Мужчина и женщина», в котором Анук продемонстрировала безупречное чувство стиля, внимание модниц всего мира, в том числе и Советского Союза, привлекла двубортная коричневая дубленка. Модель осталась в гардеробе надолго.
К тому же периоду творчества относится приверженность Анук к русскому стилю. Это и тулупчики из овчины, и пальто из меха, созданное по эскизам гусарского костюма, и пальто яркого цвета с большим воротником.
Благодаря актрисе стали модными очки формы «кошачий глаз». Создал их для французской дивы модельер Том Форд и назвал их в честь артистки. Его примеру последовала марка «Айси Берлин».
Смерть Анук Эме
18 июня 2024 года родственники Анук сообщили трагическую новость о ее смерти. Актриса ушла из жизни в возрасте 92 лет, причина смерти звезды не афишировалась.
Фильмография
- 1946 — «Дом на море»
- 1957 — «Любовники Монпарнаса»
- 1959 — «Сладкая жизнь»
- 1963 — «Восемь с половиной»
- 1966 — «Мужчина и женщина»
- 1969 — «Жюстин»
- 1969 — «Свидание»
- 1981 — «Трагедия смешного человека»
- 1986 — «Мужчина и женщина 20 лет спустя»
- 1994 — «Прет-а-порте»
- 2002 — «Наполеон»
- 2010 — «Женщина и мужчина»
- 2019 — «Лучшие годы жизни»
Интересные факты
- Фотограф из Филадельфии Ева Арнольд делала репортаж о великой актрисе, собирая информацию в обществе контактировавших с ней людей. Друзья говорили, что вдохновение посещало уроженку Парижа в моменты расставания с возлюбленным или очередным из мужей.
- Артистка иногда игнорировала морально неприятные проекты. Так, она отказалась играть женщину, прошедшую через холокост. Эме также отвергла предложение Дастина Хоффмана и не стала участвовать в проекте, полном выдающихся звезд.