Биография
Джузеппе Торнаторе считается современным классиком итальянского кинематографа, каждый новый фильм которого становится событием. Для картин режиссера характерно сочетание напряженного сюжета, эстетики кадра и живого внимания к личной драме героя. Замыслы своих проектов мастер вынашивает годами, одновременно работая над множеством разрозненных историй, и лишь малая часть из них проходит сквозь строгое сито и становится цельным законченным произведением.
Детство и юность
Торнаторе родился 27 мая 1956 года в живописной прибрежной коммуне Багерия, расположенной на Сицилии. Дань любви родному городу режиссер воздал в фильме «Баария», действие которого разворачивается как раз там. Джузеппе отлично учился в школе и с ранних лет увлекался кинематографом и театром так, что в 16 лет уже ставил первые пьесы.
Высшее образование Торнаторе начал получать на филфаке Палермского университета, однако вскоре оставил его, чтобы сосредоточиться на режиссуре. Прежде чем уйти в кино, Джузеппе не один год посвятил театру, а мостиком, приведшим его в художественный кинематограф, стали телевидение и документалистика.
Фильмы
Режиссерским дебютом итальянца стала криминальная драма «Каморрист» — экранизация одноименного романа, рассказывающая о борьбе неаполитанских преступных структур. Фильм вышел в 1986 году и принес автору премию Итальянской национальной ассоциации киножурналистов «Серебряная лента».
Уже следующая картина Торнаторе стала международным хитом. Премьера «Нового кинотеатра “Парадизо”» состоялась в 1988 году и сделала Джузеппе знаменитостью, подарив «Оскар» за лучший иностранный фильм и Гран-при на фестивале в Каннах. С этой картины, посвященной детским воспоминаниям центрального персонажа, началось сотрудничество режиссера с композитором Эннио Морриконе, которое превратилось в крепкий творческий союз.
Маэстро написал музыку к «Легенде о пианисте» — пронзительной драме с Тимом Ротом, где саундтрек играет не меньшую роль, чем главный герой. В этом фильме вновь проявилось удивительное умение Торнаторе демонстрировать целую эпоху через призму отдельно взятой жизни и судьбы. «Малена», снятая двумя годами позднее, продолжила эту традицию и стала бенефисом актрисы Моники Беллуччи, сыгравшей в этой чувственной и местами душераздирающей драме главную роль.
И хотя большинство картин режиссера роднило внутреннее одиночество героев и их болезненная оторванность от окружающего мира, сам он не замечал в собственной фильмографии логической линии. Наоборот, с выходом очередного фильма Джузеппе старался максимально отстраниться от него и начать новую, не похожую на предыдущие, историю.
На главную роль в «Незнакомке», повествующей о злоключениях украинской девушки, эмигрировавшей в Италию и попавшую там в сексуальное рабство, режиссер взял российскую актрису Ксению Раппопорт, которая специально для этой работы в считаные месяцы выучила итальянский язык. Этот фильм также принес Торнаторе ряд профессиональных наград.
Очередной громкой премьерой Джузеппе стал психологический триллер «Лучшее предложение», вышедший на экраны в 2013 году. Еще при первых замыслах фильма режиссер увидел в главной роли Джеффри Раша, и писал сценарий с оглядкой на него. Актер ответил согласием, едва ознакомился с рукописью, и в итоге предстал в блистательном образе управляющего аукционного дома, авторитет и репутация которого становятся удобным прикрытием для участия в многомиллионных аферах в сфере искусства. Компанию в кадре австралийцу составили Дональд Сазерленд и Джим Стерджесс.
В 2021 году режиссер представил публике документальный фильм «Эннио. Маэстро», посвященный биографии великого кинокомпозитора и друга. Морриконе и Торнаторе сотрудничали четверть века, и картина Джузеппе «Двое во вселенной» с Джереми Айронсом и Ольгой Куриленко в главных ролях стала последним фильмом, к которому композитор написал музыку.
Джузеппе считал Морриконе чудо-человеком, который в возрасте за 85 оставался поразительно работоспособным и современным. В ткань фильма вошли фрагменты интервью с маэстро, а также воспоминания деятелей культуры и искусства — от Ханса Циммера до Квентина Тарантино.
Личная жизнь
О личной жизни режиссера известно немного. Жена Торнаторе Роберта Пачетти снялась в 1990 году в его фильме «У них все хорошо», на чем ее актерская карьера и завершилась.
Случались в биографии итальянца и неприятные моменты: в 2017 году, на волне движения #MeeTo и дела Харви Вайнштейна, актриса Мириана Тревизан обвинила его в сексуальных домогательствах. Торнаторе спокойно ответил журналистам, что его совесть чиста, и получил поддержку киносообщества, где о нем отзывались как о джентльмене. В итоге для Тревизан это дело окончилось иском о клевете и дискредитации репутации.
Джузеппе занимает активную гражданскую позицию, при этом, к его собственному сожалению, далек от веры в Бога. Зато он всецело поглощен профессией, полагая, что кинозал становится школой жизни для миллионов людей. Торнаторе занимается реставрацией классических итальянских кинолент, читает лекции по эстетике в Университете Палермо, а также сочиняет песни.
Джузеппе Торнаторе сейчас
Сейчас Торнаторе продолжает заниматься любимым делом. Художественных фильмов он не снимал с 2015 года, а потому новость о том, что режиссер вновь приступил к работе, стала радостью для поклонников его творчества. В 2023 году Джузеппе занят сериальной адаптацией фильма «Новый кинотеатр “Парадизо”», продюсирует который Марко Беларди.
Сюжет сериала повторяет канву первоисточника и рассказывает о режиссере, которого воспоминания переносят в мир детства и юности, где он помогает провинциальному киномеханику, влюбляется, взрослеет и наконец покидает родной городок, чтобы начать новую жизнь.
Фильмография
- 1986 — «Каморрист»
- 1989 — «Новый кинотеатр "Парадизо"»
- 1990 — «У них все хорошо»
- 1994 — «Простая формальность»
- 1995 — «Фабрика звёзд»
- 1998 — «Легенда о пианисте»
- 2000 — «Малена»
- 2006 — «Незнакомка»
- 2009 — «Баария»
- 2013 — «Лучшее предложение»
- 2016 — «Двое во вселенной»
- 2021 — «Эннио. Маэстро»
Интересные факты
- В 2010 году Торнаторе составил фотокнигу, посвященную Монике Беллуччи, которая всегда была предметом его восхищения.
- В своих картинах Джузеппе чаще всего дает городам вымышленные названия.
- Родной брат режиссера Франческо также связан с миром кино и является продюсером.
- Лучшим кинофиналом в истории Торнаторе считает концовку фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной».