Биография
Валентин Цзин — личность многогранная, сочетающая в себе способности режиссера, хореографа-постановщика, перформера и актера театра и кино. Артист безостановочно работает над собой и своим телом — главным инструментом познания и отображения действительности в искусстве. Уроженец Владивостока, сегодня живущий в Берлине, не только практикует танец — феномен японской культуры под названием буто, он также создал собственный метод, по которому и творит, и мыслит.
Детство и юность
21 января 1984 года во Владивостоке у супругов Валентина и Татьяны Цзин (в переводе на русский язык фамилия звучит как «золото») родился сын Валя. Тем, чем сегодня занимается знаменитый на весь мир танцор, имеющий русско-китайское происхождение, он неосознанно хотел заниматься, еще будучи подростком. В 14–16 лет юноша зачитывался книгами по философии, уходил в себя, «словно аутист», самостоятельно придумывал себе развлечения и не зависел от социального внимания.
После школы он поступил в Дальневосточную государственную академию искусств, не поддавшись на уговоры матери, гнавшей наследника в юристы:
«Актерство, конечно, во мне проросло, пока я учился на театральном факультете, но у меня не было мыслей типа “я должен стоять на табуретке и быть в центре внимания”. Я был всегда скорее исследователем и наблюдателем. Мне ближе профессия режиссера, чем актера или артиста, поэтому в централизации своего эго я не нуждался».
С 2015-го по 2017-й Цзин учился в магистратуре Центра танца Берлинского университета искусств, где познал технику перформанса, арта, танца буто и пантомимы. Позднее артист вернулся в это же учебное заведение, но уже в статусе преподавателя.
Театр и танцы
Цзин всегда работал там, где хотел, — это в первую очередь касается театра Романа Виктюка (спектакли «Сергей и Айседора» и «Черный человек») и DEREVO Антона Адасинского.
В «Дереве», где к тому времени сложилась особая внутренняя философия, Валентину посчастливилось узнать ряд мастеров буто (авангардный стиль современного японского танца, нацеленного на чувственное, а не на рациональное восприятие зрителя). Но так как средствами на посещение мастер-классов за границей молодой человек не располагал, то решил организовать подобные мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах. Благодаря им парень встретил своих главных учителей в лице Акаджи Маро, Ко Муробуши, Масаки Ивана и других.
В 2009-м к изучению танца — феномена японской культуры выпускник ДВГАИ подошел с «прошлыми жизнями», то есть со спортивным (тхэквондо), театральным и даже клоунским бэкграундом. Последний был получен на Всемирном конгрессе дураков Сергея Полунина в Москве, где Валентин числился в составе французской компании Ilotopie.
Проект оказался знаковым событием в биографии хореографа. Работа вылилась в перформанс «Выход из леса» для фестиваля «Архстояние-2013», ставший началом трилогии: «Выход из леса» (после него режиссера взяли в берлинскую магистратуру), «Выход из офиса» и «Выход из спектакля» (он, к слову, состоялся на открытии здания Захи Хадид).
В 2011-м на фестивале «Кинотанец» вместе с Алисой Панченко Валентин показал перформанс — пластическую трагикомедию «Слайдоскоп», а также представил фильм «Мост», снятый режиссерами из Франции и Швейцарии, с ним и Алисой в главных ролях, где объединились буто и кинематограф.
Исследователь танца в итоге пришел к созданию экспериментального Poema Theatre, объединившего физический театр, контемпорари и буто. Там он даже сформировал собственный стиль «семиотика тела» и собственный метод, базирующийся на принципе «максимального раскрытия и достижения границ тела, отказа от него как инструмента для линейного повествования и перехода в зону интуитивного тела, тела-символа».
Цзин выступал во многих городах Европы, сотрудничал с Кеном Маем (Япония — Финляндия), Мигуи Мандаласолом (Испания), Соней Хеллер (Германия) и Алексом Рухом (США), являлся автором и руководителем Butoh Channel, популяризирующего буто по всему миру, и сделал возможным существование «русских международных буто-деревень».
В последующие годы Валентин регулярно представлял вниманию публики новые проекты, в частности пластические спектакли Rope Berry V, Memory.
Фильмы с Валентином Цзином
Цзин, будучи человеком, который может параллельно существовать в нескольких областях искусства, не обошел вниманием и кино.
В молодости, начав с активного появления в эпизодах многосерийных картин («Рублевка Live», «Марш Турецкого», «Агент особого назначения») на старте нулевых, в их середине актер снялся в «Арвентуре», отмеченном сразу несколькими наградами Московского международного кинофестиваля. Художественный кино- и мультипликационный фильм по Александру Грину режиссер Ирина Евтеева задумала как синтез анимационного и игрового кинематографа, уделив особое внимание изобразительному ряду:
«С Ириной Евтеевой мне было очень интересно работать. Во-первых, она представитель старой школы. Вообще, то, что она изобрела технику анимации в то время в Ленинграде — это нечто уникальное. И несмотря на то что Ирина Всеволодовна — эдакий “динозавр” своего дела, она очень спонтанный человек и безумно любит экспериментировать».
Еще одним интересным проектом Валентин назвал блокбастер «Форт Росс», спродюсированный Дмитрием Харатьяном, при этом не скрывая, что все его киноработы и коммерческие сериалы были для того, чтобы финансово себя обеспечить. Придя к тому, чтобы его кормило собственное искусство, он перестал сниматься в 2010 году. К счастью, спустя десятилетие талантливый артист все же вернулся к пополнению собственной фильмографии.
В 2022-м в прокат вышла историческая фэнтезийная драма «Сердце Пармы» по одноименному роману Алексея Иванова. В фильме, режиссером которого выступил Антон Мегердичев, отразился ряд знаковых событий, развернувшихся во второй половине XV столетия, в частности столкновение Великой Перми и Москвы. Главную роль в картине — князя Михаила — сыграл Александр Кузнецов. Валентину же достался не менее знаковый герой — «большой князь» вогулов (манси) Асыка. Цзин сообщил, что при чтении романа он был пленен каждой его страницей, мощью мысли, а Асыку актер назвал «прямым, понятным во всех ракурсах».
Личная жизнь
Непростой коронавирусный 2020-й негативно повлиял на личную жизнь многих знаменитостей. Но, к счастью, это не коснулось Валентина и его дамы сердца Аниты Ауэрнигг. 23 августа влюбленные сочетались законным браком спустя четыре года отношений, выбрав для церемонии свадебные наряды, сшитые из одного полупрозрачного материала.
Жена перформера, танцора и хореографа, так же как и он, принадлежит миру искусства. Девушка прославилась как диджей и продюсер под творческим псевдонимом X tin, а сегодня часто помогает мужу в проведении перформансов, связанных с электронной музыкой и техно, и выступает совладельцем UY Studio и куратором Das Schloss Artist Retreat.
Валентин Цзин сейчас
Сейчас Цзин, работающий в самых разных форматах, продолжает двигаться в выбранном направлении, знакомя публику со своим видением мира. Причем делает он это посредством не только уникальных перформансов, плавно переходящих в настоящее театральное действо, но и многочисленных мастер-классов.
В августе 2024-го актер представил вниманию публики новый сольный проект под названием Lass Uns («Давайте»). Название спектакля словно приглашает зрителей отправиться в путешествие по подсознанию, где можно исследовать человеческие эмоции и страхи, скрытые подавленные воспоминания. Театральные критики уже успели по достоинству оценить постановку, отметив, что в ней «сцена становится лабораторией, где Цзин препарирует человеческое состояние, снимая слои притворства, чтобы раскрыть сырое, неотфильтрованное “я”».
Вернулся актер и к кинематографу. В октябре того же года на экраны вышел приключенческий боевик «Амура», повествующий о судьбах сестер-близнецов Ани и Нади. Первая становится бойцом ММА, вторая уезжает в Японию в поисках смысла жизни и попадает в круговорот опасных событий. Картина собрала яркий актерский состав, главные роли представили Алена Михайлова, Юрий Колокольников, Екатерина Вилкова. Валентину достался колоритный образ Тору Оки.
Фильмография
- 2011 — «Наркотрафик»
- 2013 — «Второе дыхание»
- 2013 — «Арвентур»
- 2014 — «Форт Росс»
- 2017 — «Провокатор»
- 2022 — «Сердце Пармы»
- 2024 — «Амура»
Интересные факты
- В коронавирусном 2020 году у режиссера, хореографа и перформера состоялся танцевальный дебют в формате онлайн. Валентин, рост которого в разных источниках варьируется от 190 до 194 см, участвовал в проекте московского клуба рисовальщиков движущейся натуры «Партитура движения», окрестив его «серьезным для себя челленджем».
- К трем базовым вкусам своего детства во Владивостоке мужчина отнес «Милкис», «Чоко-пай» и крабовые чипсы.
- Маму берлинский художник и исследователь танца просто обожает. Он часто публикует фотографии с ней на личных страницах в социальных сетях и называет не иначе как своей опорой и ангелом, самым близким другом и мудрым учителем.
- Поклонники находят некоторое сходство Валентина с персонажем книг Джона Толкина Голумом. Особенно это заметно в тех перформансах, в которых артист появляется с минимальным количеством одежды.