Биография
Оператор и режиссер Сергей Мокрицкий считает, что лучшие фильмы о войне — антивоенные, показывающие, как выживают, совершают подвиги и погибают герои, не успевшие долюбить. Одна из самых успешных картин Сергея Евгеньевича, «Первый Оскар», рассказывает о коллегах автора — советских кинематографистах, снимавших бои Великой Отечественной и удостоившихся высшей награды американской киноакадемии.
Детство и юность
Будущий кинодеятель появился на свет 18 февраля 1961 года в селе Полияновка Житомирской области. Мама Сергея, работавшая учителем русского языка и литературы, а также библиотекарем, — украинка, а папа — поляк. Первую неделю жизни мальчик пробыл Юзефом — так его назвала польская бабушка. Но затем приехала мама мамы и назвала внука Сережей в честь своего сына, биография которого оборвалась в начале мая 1945 года в боях под Берлином.
Электричество в Полияновке появилось только в 1975 году. Просмотр несуществующего телевизора Мокрицкому и его сверстникам в детстве заменяло общение с земляками, пережившими войну: три года Полияновка была под немцами, многие односельчане Сергея были сперва угнаны в Германию, а затем прошли через сталинские лагеря. Также Сережа с ровесниками из пороха, найденного в бывших окопах, изготавливал самодельные бомбочки-дымовушки.
Когда в 14 лет Мокрицкий впервые увидел Москву на экране телевизора, то загорелся желанием посмотреть весь мир. Первое образование Сергей получил в Херсонском мореходном училище. Кумиром юноши тогда был Ален Бомбар, переплывший Атлантический океан на резиновой лодке.
В год московской Олимпиады уроженец Житомирщины впервые побывал в Крыму — он прошел стажировку на корабле «Красный Кавказ». В 1981 году Сергей начал работать радистом в Дунайском пароходстве, а затем в качестве моряка побывал за пределами советских территориальных вод.
Постепенно мир кают и палуб наскучил Мокрицкому. Парень сперва рассматривал все фото, опубликованные в журнале «Советский экран», а затем купил видеокамеру и в 1983-м занял третье место на конкурсе любительских фильмов, главным призом которого, не доставшимся Сергею, была экскурсия по Одесской киностудии. Через три года дипломированный радист уже был сотрудником черноморской «фабрики грез».
На операторский факультет ВГИКа Сергей поступил с третьего раза, но сейчас считает это подарком судьбы, ведь его наставником в кузнице кинематографических кадров был Алексей Гальперин. Лауреат Сталинской премии, до войны в качестве оператора снявший музыкальное драмеди «Трактористы», а в 1941-м — сюжет «Приказ выполнен» в «Боевом киносборнике № 4», стал прототипом Льва Альперина в картине «Первый Оскар».
Фильмы
Фильмографию Мокрицкого-оператора открыла фантасмагория режиссера Виктора Ноздрюхина-Заболотного «Запах осени», вышедшая в 1993 году. Первым серьезным успехом уроженца Полияновки стал сериал Кирилла Серебренникова и Ильи Малкина «Ростов-папа», снятый в жанре криминального драмеди, а настоящей сенсацией — картина того же Серебренникова «Изображая жертву», удостоенная в 2006 году на фестивале «Кинотавр» приза «За лучший фильм».
Как режиссер Мокрицкий дебютировал черной комедией «День учителя», центральные роли в которой исполнили Анатолий Кот, Светлана Немоляева, Ирина Рахманова и Андрей Бильжо. Вышедший спустя четыре года фильм «Я — учитель», несмотря на похожесть названий и одинаковую профессию главных героев, не имеет с дебютом ничего общего. Это военная драма о трудном выборе, совершаемом педагогом Павлом Зубовым, оказавшимся вместе с учениками на оккупированной гитлеровцами территории. Образ главного героя в ленте создал Александр Ковтунец, а в окружного коменданта перевоплотился уроженец Цюриха Филипп Рейнхардт.
Между фильмами с «учительскими» названиями Мокрицкий в сотрудничестве с украинскими кинематографистами выпустил картину «Битва за Севастополь», ставшую самым кассовым российским фильмом 2015 года, а по мнению обозревателя газеты «Коммерсантъ» Михаила Трофименкова — лучшей российской лентой о войне со времени распада СССР. Создательница центрального образа советской девушки-снайпера Людмилы Павличенко Юлия Пересильд стала лауреатом кинопремии «Золотой орел» в категории «Лучшая женская роль в кино».
В отличие от «Битвы за Севастополь», следующий фильм Мокрицкого, «Черновик», снятый по одноименном роману Сергея Лукьяненко, провалился в прокате. Писатель и режиссер сыграли в ленте эпизодические роли пассажиров метро.
Личная жизнь
Личная жизнь кинематографиста неразрывно связана с творчеством. В 1990 году, во время учебы во ВГИКе, уроженец Житомирской области познакомился с очаровательной студенткой сценарно-киноведческого факультета Наташей Волошко. Фамилия девушки, на украинском языке означающая «василек», ласкала слух Мокрицкого. После долгих ухаживаний уроженка Кишинева согласилась стать женой Сергея.
Супруга — продюсер всех картин Мокрицкого, за исключением «Битвы за Севастополь» и ленты «Я — учитель». Сергей Евгеньевич называет ситуацию, когда обсуждение кинопроектов продолжается и в супружеской постели, идеальной.
Любимыми фильмами творческой четы являются «Крестный отец», «Мимино» и «Иван Васильевич меняет профессию». Сергей и Наталья Мокрицкие владеют квартирой в Севастополе, куда регулярно приезжают.
Сергей Мокрицкий сейчас
2022 год для режиссера был ознаменован выходом на экраны «Первого Оскара», а 2023-й наполнен преимущественно преобразованием полнометражного фильма «Черновик» в 12-серийную телевизионную ленту. В одном из интервью Мокрицкий сказал, что его мечта — снять также картину «Чистовик».
Фильмография
- 2008 — «Четыре возраста любви»
- 2012 — «День учителя»
- 2015 — «Битва за Севастополь»
- 2016 — «Я — учитель»
- 2018 — «Черновик»
- 2022 — «Первый Оскар»
Интересные факты
- Благодаря Алексею Гальперину Мокрицкий через одно рукопожатие знаком с Сергеем Эйзенштейном.
- Своим секретным крестным отцом в кино Сергей Евгеньевич называет Петра Тодоровского, который подал ему пример, как из оператора можно вырасти в режиссеры.
- На рубеже веков Мокрицкий был оператором программы НТВ «Куклы».