Биография
Евгения Ханаева вошла в историю советского кинематографа как непревзойденная исполнительница ролей второго плана и эпизодических образов. Артистка умела за короткое время появления на экране запомниться зрителю, раскрыть характер персонажа, не оставить публику равнодушной. Талант Евгении Никандровны отмечен почетными званиями заслуженной и народной артистки РСФСР.
Детство и юность
Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. Мать Ираида Ильинична Рывкина — домохозяйка родом из Богородска. Отец Никандр Сергеевич — оперный певец, солист Большого театра, приехал в Москву из Рязанской области. Фамилию Ханаева принято было считать татарской, но прямого подтверждения того, что актриса принадлежала к этой национальности, нет. Она хоть и не была глубоко верующей, но посещала церковь.
В год, когда родилась единственная дочь Женя, отец поступил в консерваторию, хотя уже работал в Большом театре (молодого человека взяли из-за уникального вокального таланта), и скоро сделал блестящую певческую карьеру, став впоследствии народным артистом СССР.
Детство и юность девочки прошли в роскошной 5-комнатной квартире в Брюсовом переулке, куда переехали Ханаевы. Никандр Сергеевич оказался любимцем самого Иосифа Сталина, получил три Сталинские премии. В дом были вхожи не только известнейшие артисты, но и первые лица того времени. В загородный дом запросто мог приехать маршал Георгий Жуков. А сам тенор часто выступал на даче вождя.
Женя жила в достатке, передвигалась на автомашине с водителем. Но при всем этом была скромной, не выпячивала блага напоказ. С ранних лет занималась музыкой, обладала хорошими вокальными данными и страстно мечтала о сцене, что отнюдь не радовало родителей.
Поэтому поначалу, в 1938–1939 годах, Евгения была студенткой юридического факультета МГУ. Но, окончательно разочаровавшись в таком выборе, ушла из вуза и поступила в театральное училище имени М. С. Щепкина, а затем в Московское городское театральное училище. В 1947 году Ханаева вошла в число первых выпускников Школы-студии МХАТ (училась у великих основателей — Ивана Москвина, Василия Качалова, Ольги Книппер-Чеховой) и стала актрисой этой прославленной сцены.
Театр
Еще когда Евгения играла в студенческих спектаклях, педагоги предупреждали ее: даже несмотря на то, что артистка единственная на курсе стала получать персональную стипендию имени Антона Чехова, с такой малопривлекательной внешностью ей не стоит ждать ролей главных героинь. И оказались правы. Режиссеры МХАТа упорно не хотели замечать талант Ханаевой. В театре, который она боготворила, ей давали незначительные, маленькие роли. Свои фото в киностудии Евгения тоже не отсылала, боясь отказов.
В 50-х артистка играла миссис Хлопинс в постановке сочинения Чарльза Диккенса «Пиквикский клуб», Жюстину в спектакле по «Дворянскому гнезду» Ивана Тургенева, Паулину в представлении по «Зимней сказке» Уильяма Шекспира. Роли не сыпались как из рога изобилия, приходилось выжидать длительные паузы, зато каждой новой работе она радовалась как ребенок.
В 1962 году Ханаеву поставили на замену заболевшей актрисе, и она с блеском сыграла королеву Елизавету в спектакле «Мария Стюарт» по пьесе Шиллера. Таких оваций зал МХАТа не слышал уже давно, а критики предрекали новой звезде бешеный успех. Однако вместо него вновь последовали годы простоя: слишком уж сильны были закулисные традиции и интриги в театре.
Евгения Никандровна не вступала в конфликты, терпеливо ждала своего часа — и он настал в 1970-м, когда руководство МХАТом взял на себя Олег Ефремов. Он увидел в артистке харизму и талант, стал развивать их, давая ей новые роли и образы, которые были упущены в молодости. Ханаева сыграла Анну Романовну в спектакле по пьесе Михаила Рощина «Старый Новый год», Зинаиду Лебедеву в чеховском «Иванове» и других.
Фильмы
В этот же период Евгения Никандровна, отметившая уже полувековой юбилей, стала все больше и больше сниматься в кино. Дебют актрисы на экране состоялся еще в 1966 году в картине «Человек без паспорта», но остался незамеченным. После долгого перерыва в 1972-м широкий зритель увидел артистку в драме Ильи Авербаха «Монолог».
А в 1976 году состоялся первый триумф: актриса сыграла в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». Ее героиня Мария Васильевна Девятова — школьная учительница, над которой подшутили девятиклассники. Полнометражная дебютная работа молодого режиссера принесла популярность не только ему, но и самой Евгении Никандровой. Позднее Владимир Валентинович признавался, что звезда советского экрана Лидия Смирнова просила его дать ей эту роль, но сам Меньшов видел в качестве исполнительницы только Ханаеву.
Чтобы не обидеть Лидию Николаевну отказом, режиссер поставил артисток в одинаковые условия, предложив тем пройти пробы. Когда материал был отснят, автор картины показал кадры представителям «Мосфильма» — те единодушно решили, что Марию Васильевну сыграет Евгения Никандровна. После столь убедительного воплощения образа педагога в адрес Ханаевой еще долго приходили письма от родителей подростков, спрашивающих совета по воспитанию детей.
Следующей яркой работой в фильмографии артистки стала комедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам». В ней Ханаева сыграла Изольду Тихоновну, чрезмерно опекающую своего экранного сына (в исполнении Евгения Евстигнеева). Мастерство Евгении Никандровны позволило создать на экране яркий, колоритный и незабываемый образ властной дамы, для которой судьба готовит сюрпризы и испытания, зеркально отражающие ее собственные поступки.
В 1979 году Владимир Меньшов вновь встретился с артисткой, пригласив ту на роль матери Родиона Рачкова в мелодраме «Москва слезам не верит». Ранее претендентками выступали Инна Макарова и Клара Лучко, но в итоге на экране появилась именно Ханаева. В оскароносной ленте публика увидела артистку лишь в нескольких сценах, но за несколько минут Евгении Никандровне удалось представить харизматичную, характерную героиню во всей красе.
После этой роли за артисткой закрепилось амплуа властной, резкой, эксцентричной женщины. Аналогичный образ Ханаева воплотила и в драме «Старый Новый год», сыграв Анну Романовну. В этой картине звучит также настоящий вокал актрисы: режиссеры ценили ее прекрасные певческие данные.
Исполнительница отдала кино 15 лет своей творческой биографии. Она активно снималась вплоть до конца 80-х, немало ролей сыграла в детских фильмах («4 : 0 в пользу Танечки», «Витя Глушаков — друг апачей»). Одной из последних работ Ханаевой стала роль в фильме «Блондинка за углом». Актриса сыграла Татьяну Васильевну, мать Николая (Андрея Миронова).
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы стала ее бедой и радостью одновременно: много лет, наблюдая за тем, как эта талантливая артистка играет волевых, сильных и в чем-то жестких женщин, зрители не догадывались о том, какие страсти бушуют в душе Ханаевой.
В годы учебы в Школе-студии МХАТ Женя познакомилась с Константином Градополовым. Красавец-спортсмен и начинающий актер покорил сердце девушки, у пары был продолжительный роман. Но до свадьбы дело не дошло. По некоторым сведениям, вмешалась ревность со стороны Евгении. Но сын Ханаевой Владимир в интервью журналу «Караван историй» предположил, что мать утратила духовный интерес к избраннику.
Новым кавалером девушки стал Анатолий Успенский — наследник мхатовского главбуха. Парень по приглашению отца провел новогоднюю ночь в театре и встретил там Женю. Она была на 4 года старше Анатолия и, как утверждают представители ее близкого окружения, взяла ситуацию в свои руки.
Вскоре пара объявила родителям о желании пожениться. Эту новость обе стороны встретили с неприязнью. Ханаевы возмущались, что парень им не ровня, Успенские тоже заявили, что хотели бы видеть другую невестку. Так или иначе, Евгения уже ждала ребенка, и молодые люди сыграли свадьбу. После рождения сына Володи родители Ханаевой разменяли свою большую квартиру, и молодые переехали в новую.
Казалось бы, семейная жизнь актрисы была крепкой и размеренной, но в судьбе Евгении Никандровны случилась поздняя любовь. Во МХАТ пришел новый актер — 47-летний красавец Лев Иванов, который и стал последним увлечением Ханаевой. Мужчина тоже был женат, но не мог бросить психически больную, прикованную к постели жену. А вот актриса проявила характер и ушла от мужа, оставив ему сына-девятиклассника.
Мать с сыном не общались 17 лет. Женщина позвонила Владимиру и наладила с ним отношения только накануне операции, после которой уже не пришла в себя.
Смерть
В середине 80-х годов Евгения Никандровна — страстная любительница вождения и быстрой езды — попала в небольшое ДТП: сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад. После этой аварии актрису стали мучить дикие головные боли. Оказалось, что поврежденный позвонок врезался в основание черепа, это послужило развитию опухоли мозга.
В октябре 1987 года Ханаева решилась на сложнейшую операцию. Нейрохирург Эдуард Кандель сразу предупредил пациентку, что возможен летальный исход. Но артистка была уверена, что все пройдет благополучно и болезнь удастся победить. Пробыв несколько дней в коме, Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание. Причиной смерти, наступившей 8 ноября 1987 года, стали осложнения после оперативного вмешательства. Знаменитость так и не узнала, что ей было присуждено звание народной артистки СССР. Могила актрисы находится на Введенском кладбище Москвы.
Фильмография
- 1970 — «Эксперимент»
- 1972 — «Монолог»
- 1974 — «Странные взрослые»
- 1976 — «Розыгрыш»
- 1977 — «По семейным обстоятельствам»
- 1979 — «Москва слезам не верит»
- 1980 — «Старый Новый год»
- 1981 — «Куда исчез Фоменко?»
- 1982 — «Однолюбы»
- 1982 — «Берегите мужчин!»
- 1983 — «Воробей на льду»
- 1983 — «Безумный день инженера Баркасова»
- 1984 — «Блондинка за углом»
- 1987 — «Так победим!»
Интересные факты
- Помимо непосредственно игры на театральной сцене и на киноэкране артистка демонстрировала и мастерство озвучивания. В частности, голосом Ханаевой заговорила герцогиня в музыкальной радиопьесе «Алиса в Стране чудес» на стихи Владимира Высоцкого по мотивам сказки Льюиса Кэрролла.
- На полученные от работы в спектаклях и съемок в фильмах деньги артистка предпочитала покупать антиквариат, в частности, полотна русских художников. Стены квартиры Евгении Никандровны украшали картины Ивана Шишкина, Василия Поленова и других живописцев.
- После смерти актрисы в память о ней были сняты документальные фильмы, повествующие о ярких работах и биографии знаменитости. Среди них «Евгения Ханаева. Под звуки нестареющего вальса», «Евгения Ханаева. Поздняя любовь» и другие.