Пьер Лакотт

Pierre Lacotte
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
91 год
Дата смерти
10 апреля 2023 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Пьер Лакотт стал легендой балета, состоявшись как артист, постановщик и педагог. Особой любовью у него пользовались романтические спектакли XIX века, которым он давал вторую жизнь.

    Детство и юность

    Будущий артист балета родился 4 апреля 1932 года во французском городе Шату неподалеку от Парижа и вырос со старшим братом. Глава семейства работал инженером в Peugeot.

    Пьер рос болезненным ребенком и часто бывал прикован к постели. Единственным развлечением мальчика тогда была классическая музыка, которой его мама занималась профессионально. Лакотт часами слушал произведения Фридерика Шопена, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и хотел выразить свою страсть к мелодиям через танец, однако встречал непонимание родителей.

    Однажды маленький Пьер увидел фотографию из Парижской оперы и попросил на день рождения билет на спектакль. Так Лакотт впервые оказался во французской столице и театре, назвав происходящее фантастическим. Более того, он увидел на сцене танцующих сверстников и был поражен, что дети могут двигаться так же изящно, как взрослые. После этого мальчик стал одержим балетом и наконец смог уговорить маму отдать его на занятия.

    Балет и творчество

    Лакотт брал частные уроки у Гюстава Рико, много репетировал дома и в 1942 году смог поступить в балетную школу Парижской оперы. От этой новости отец Пьера пришел в ярость, назвав младшего сына гадким утенком, но это его не остановило. Наряду с танцем молодой человек уже тогда интересовался постановкой хореографии и понемногу стал пробовать ставить спектакли самостоятельно.

    Артист балета окончил школу в 1946 году и начал гастролировать по миру в составе кордебалета Парижской оперы. В 17 лет он впервые исполнил главную роль, в 21 стал солистом, а годом позже поставил дебютный спектакль, который показывали на бельгийском и французском телевидении.

    Параллельно он сотрудничал с Театром Елисейских Полей и руководил собственной труппой «Балет Эйфелевой башни». Французский хореограф ставил спектакли на музыку Антонио Вивальди, Шарля Азнавура и других композиторов.

    Однако контракты с двумя сценами обернулись судебным разбирательством, поэтому Пьеру пришлось уволиться. О талантливом артисте были наслышаны в Великобритании, но он выбрал Соединенные Штаты, где его никто не знал, и купил билет в один конец в Нью-Йорк. По счастливой случайности талантливого француза сразу приняли в Метрополитен-оперу. Окрыленный триумфом, Лакотт работал как сумасшедший, пока не повредил ногу. Чтобы сделать операцию, ему пришлось вернуться на родину.

    Embed from Getty Images
    Пьер Лакотт в молодости с Гилен Тесмар

    Во Франции Пьер продолжил карьеру как независимый танцовщик и балетмейстер. В молодости он предпочитал современные постановки, однако его педагог Любовь Егорова смогла привить ученику вкус к классической хореографии эпохи романтизма.

    В конце 1960-х Лакотт был обездвижен грыжей межпозвоночного диска и менингитом и, валяясь в постели, задумал написать книгу по истории танца. Во время изучения архивов артист наткнулся на незаслуженно забытый старинный балет «Сильфида». Хореограф его реконструировал и поставил примой-балериной свою жену Гилен Тесмар. Спектакль был показан по телевидению и имел оглушительный успех, был оценен лично Галиной Улановой и превратил супругов в суперзвезд, а с 1972 года вошел в постоянный репертуар Парижской оперы. Так Пьер обнаружил еще одно призвание — возрождение спектаклей XIX века. С большим уважением он относился к традициям русского, итальянского и французского балетов.

    Постановки Лакотта шли по всему миру, включая СССР, а затем и Россию. Француз сотрудничал с Мариинским театром, МАМТ, Большим театром. С большим успехом в Москве гремели балеты «Сильфида», «Дочь фараона», «Марко Спада» и многие другие.

    Помимо прочего, Пьер возглавлял труппы в Монте-Карло, Нанси, преподавал в Национальной консерватории и Парижской опере. Выходить на сцену самостоятельно танцовщик перестал в середине 1970-х, а свой последний спектакль «Красное и черное», для которого также разработал костюмы и декорации, поставил в 2021 году.

    Личная жизнь

    На балерине Гилен Тесмар Пьер женился в 1968 году. Она родилась в семье дипломата в Пекине и много переезжала, успев пожить на Кубе и в Марокко, прежде чем осесть в Париже. Они познакомились, когда Лакотт принимал у девушки на девять лет младше себя вступительный экзамен в консерваторию.

    Гилен стала спутницей Пьера не только в личной жизни, но и на сцене: жена была музой хореографа, участвовавшей во многих его постановках, в том числе гастролировала по Советскому Союзу. Собственных детей у пары не было, однако они по-отечески относились к следующим поколениям танцовщиков и с восхищением наблюдали за их становлением. Биографиям супругов посвящен документальный фильм Une vie de ballets, вышедший в 2012 году.

    Смерть

    Французский балетмейстер умер 10 апреля 2023 года, вскоре после 91-летия. О смерти мужа сообщила его вдова Гилен Тесмар, уточнив, что причиной стал сепсис от пореза. Женщина также отметила, что супруг был полон творческих планов и работал над новой книгой.

    Интересные факты

    1. В 1961 году на гастролях Кировского театра в Париже Пьер познакомился с Рудольфом Нуреевым. Накануне отъезда советский артист сообщил коллеге, что его насильно возвращают на родину. Лакотт связался с невесткой министра культуры Кларой Сент, которая тут же приехала на место и помогла Нурееву бежать. После этого за французским хореографом следили сотрудники КГБ и пресса. Однако политический беженец по настоянию руководителя своей новой труппы оборвал контакты с Пьером на целое десятилетие. Только в начале 1970-х Рудольф позвонил с извинениями и попросил танцевать в «Сильфиде». Обстоятельства побега артиста показаны в байопике Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон», где главную роль сыграл Олег Ивенко, а Лакотта изобразил Рафаэль Персонас.
    2. В 1987-м уроженец Шату издал книгу о балете «Традиция».
    3. Лакотт поддерживал шутливое высказывание Михаила Барышникова о том, что у идеального танцора должны быть французские ноги и русская голова и руки.