Биография
Алексей Кузнецов был театральным актером, режиссером и педагогом. Широкой публике артист наиболее известен по образу герцога Бекингема, созданному в культовом телефильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера».
Детство и юность
Биография будущей звезды началась 14 мая 1941 года в московской творческой семье. Родители Алексея и его старшего брата Александра, ставшего художником-постановщиком, познакомились на съемках фильма Алексея Дмитриева «Соперницы», в котором исполняли центральные роли.
Мама, Ольга Германовна Ленская, в дальнейшем так и осталась артисткой, которая в кино регулярно перевоплощалась в малограмотных колхозниц. Отец, Глеб Петрович, пройдя Великую Отечественную войну и лишившись ноги, полностью переквалифицировался в директора картин, выпускаемых на «Мосфильме». Среди лент, к созданию которых приложил руку Кузнецов-старший, — «Илья Муромец» и «Кубанские казаки», «Иваново детство» и «Председатель».
Интересно, что в 1941 году Глеб Петрович был назначен начальником эвакуации имущества «Мосфильма» и руководил отправкой в Казахстан шестидесяти товарных вагонов. Выполнив поручение, Кузнецов отправился добровольцем на фронт, где служил и начальником медсанбата, и командиром заградотряда, и офицером дивизионного пункта связи. Попав с тяжелым ранением в госпиталь, мужчина перестал писать жене и детям, чтобы не отягощать жизнь семьи уходом за инвалидом, но супруга нашла и его и перевезла в Москву.
Алексей Глебович утверждал, что дебютировал на экране в младенческом возрасте: в фильме, где снималась мать, потребовался грудной ребенок, и женщина принесла сына на съемки. Первой серьезной киноролью Алеши стал образ Олега — младшего брата Валентина Листовского, персонажа Василия Ланового, в картине Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости».
В конце школы Кузнецов несколько лет отработал механиком на съемках эпопеи Юлии Солнцевой «Поэма о море». Этот опыт в дальнейшем помог актеру без подсказок оператора понимать, как стоять и сидеть на площадке.
В 23 года Алексей с красным дипломом окончил Щукинское училище. Руководителем курса, на котором он учился, была актриса и режиссер Анна Орочко, сыгравшая старуху Лоухи в фильме Александра Птушко «Сампо», директором которого был отец Алеши. Со студентами работали Владимир Шлезингер и Юрий Любимов. В дипломном спектакле курса «Добрый человек из Сезуана» Кузнецов играл Водоноса. Постановка стала предтечей Театра на Таганке, и Любимов звал Алексея в создававшуюся труппу, однако выпускник предпочел Театр имени Евгения Вахтангова, при котором работало и работает Щукинское училище.
Театр
Кузнецов с трепетом относился к Вахтанговскому театру и служению в нем. Из режиссеров Алексей Глебович наиболее ценил Римаса Туминаса, с которым ему довелось поработать в пожилом возрасте.
Актер, сыгравший Вольфганга Амадея Моцарта в «Маленьких трагедиях», Труффальдино в «Принцессе Турандот», Корнелия в «Мартовских идах», Учителя в «Визите старой дамы», Дмитрия Ларина в «Евгения Онегине» и еще десятки театральных ролей, считал: Никита Михалков, сказавший, что «Вахтанговский театр — красивая, но пустая шкатулочка», необъективен. Кузнецов полагал, что Никитой Сергеевичем двигала обида: ему не дали реализовать режиссерский замысел на прославленной сцене.
Как постановщик Алексей Глебович принимал участие в воплощении на вахтанговских подмостках таких проектов, как «Два часа в Париже», «Старые стены», «Выбор», «Великая магия», «Последние луны».
Кино
Большую часть фильмографии Кузнецова составляют фильмы-спектакли, снятые на основе постановок Вахтанговского театра. В таком формате вышли и «Фауст», где Алексей Глебович перевоплощался в Брандера, и «Антоний и Клеопатра», и «Внутренний враг».
В молодости отпрыска творческой семьи бесплатно возили таксисты: Алексей дважды сыграл их коллег, создав образ своего однофамильца в лирической комедии Вилена Азарова «Зеленый огонек» и безымянного молодого шофера в кинодраме Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», и был очень убедителен за баранкой. В обеих картинах партнером Кузнецова по съемочной площадке был Анатолий Папанов.
Кузнецов ценил свою работу в картине Вадима Дербенева «Гончарный круг», но в интервью делал акцент не на сыгранной роли, а на возможности познакомиться с легендарным артистом Андреем Файтом, для которого фильм стал лебединой песней. К созданию образа герцога Бекингема Алексей Глебович подошел основательно: чтобы разобраться, как проходило свидание английского вельможи с королевой Анной Австрийской, актер отправился в Ленинскую библиотеку. В итоге эпизод, сыгранный дуэтом Кузнецов — Алиса Фрейндлих, стал одним из самых ярких в ленте.
Через пять лет после «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» артист Вахтанговского театра сыграл Николая Петровича Кирсанова в мини-сериале Евгения Никифорова «Отцы и дети» по роману Ивана Тургенева. В сына персонажа Кузнецова перевоплотился Владимир Конкин, а в брата — Борис Химичев.
К сериалам, в изобилии снимавшимся в России в начале XXI века, Алексей Глебович относился скептически. Исключениями стали роли Тита Никоныча в 4-серийной ленте Валерия Федосова — экранизации романа Ивана Гончарова «Обрыв» — и адвоката Каргена Уолтерса в 12-серийной приключенческой мелодраме Василия Серикова «Брак по завещанию». Последний раз мастер появился на экране в образе Василия Степановича Прозорова в триллере Юсупа Разыкова «Французский мастер», премьера которого состоялась осенью 2022 года.
Личная жизнь
Алексей Глебович предпочитал держать личную жизнь за занавесом и не обнародовал семейные фото. Коллегам Кузнецов запомнился как обладатель тонкого юмора и прекрасного вокала, умный и интеллигентный человек. О старости актер говорил так:
«Если вам довелось встретиться с этой дамой, порадуйтесь и поцелуйте ей руку: не каждый доживает до этого свидания».
Смерть
Алексей Глебович скончался 5 июля 2023 года. О смерти актера сообщила пресс-служба Театра имени Евгения Вахтангова, в котором Кузнецов отслужил более полувека. Несмотря на возраст корифея, его кончина стала для коллег неожиданностью: заслуженный деятель искусств до последнего оставался в строю, а когда партнеры замечали его утомляемость или замедление походки, с улыбкой отвечал:
«Что вы хотите? Возраст!..»
Фильмография
- 1954 — «Аттестат зрелости»
- 1965 — «Зелёный огонёк»
- 1966 — «Дети Дон-Кихота»
- 1966 — «До свидания, мальчики»
- 1973 — «Гончарный круг»
- 1979 — «Д'Артаньян и три мушкетёра»
- 1983 — «Отцы и дети»
- 1985 — «Змеелов»
- 1990 — «Анютины глазки и барские ласки»
- 2010 — «Брак по завещанию»
- 2022 — «Французский мастер»
Интересные факты
- Дедом исполнителя роли герцога Бекингема по материнской линии был барон Герман Николаевич Корф, в годы Гражданской войны сражавшийся в Добровольческой армии. Мать Алексея удочерила тетя Лидия Николаевна, вдова звезды Малого театра Александра Павловича Ленского.
- 14 мая, как и Алексей Глебович, но на 14 лет раньше актера на свет появился его однофамилец, тоже внесший значительный вклад в советский кинематограф, — сценарист Владимир Кузнецов, в фильмографии которого преобладали детективы и ленты о разведчиках и шпионах.
- Крестными родителями руководителя курса Щукинского училища, на котором учился Алексей Глебович, — Анны Алексеевны Орочко — были Владимир Ульянов (Ленин) и Надежда Крупская, находившиеся в ссылке в селе Шушь (ныне Шушенском), где родилась будущая актриса.