Биография
Кэри Грант — один из представителей «старого» Голливуда. Наравне с Аленом Делоном, Марлоном Брандо и Кларком Гейблом актер заставлял женщин всего мира терять голову от влюбленности. Говорят, что даже княгиня Монако Грейс Келли не смогла устоять перед его очарованием, а вместе с ней — Одри Хепберн, Софи Лорен и Ингрид Бергман.
Детство и юность
Арчибальд Алек Лич (настоящее имя Кэри Гранта) родился 18 января 1904 года в Бристоле. Он стал вторым ребенком в семье англичан Элиаса Джеймса и Элси Марии (урожденная Кингдон). Его старший брат Джон Уильям Элиас умер от туберкулезного менингита в 1900 году, не отметив первого дня рождения.
Жизнь в семье Лич нельзя было назвать благополучной: отец постоянно пил, а мать страдала клинической депрессией. Арчибальд стал для Элси лекарством. С 4 лет она учила сына танцевать, петь, водила на уроки фортепиано и в кино. Став известным актером, Кэри Грант признался, что мать была излишне докучлива: отбирала карманные деньги за малейшие проступки, раздражалась, если отец курил и пил в его присутствии. Элси проявляла заботу, боясь потерять еще одного сына.
Когда Арчибальду исполнилось 9 лет, Элиас поместил супругу в психиатрическую клинику, сказав мальчику, что она уехала в отпуск, а позже — что умерла. Подросток рос, считая, что мать бросила семью. Отец признался сыну во лжи перед самой смертью, когда актеру был 31 год. Грант распорядился, чтобы Элси выпустили из больницы, в июне 1935 года. Впервые после долгой разлуки мать и сын увиделись в 1938-м.
Не выждав и года, в 1913-м отец создал новую семью, в которой появился сын Эрик, а места ребенку от первого брака не нашлось. Воспитание Арчибальда легло на плечи бабушки, которая жила в Бристоле.
Плохие отношения с родителями сделали мальчика замкнутым, но у него были друзья — акробатические танцоры из Bob Pender Stage Troupe. Они научили Арчибальда исполнять трюки на ходулях и взяли в тур. В 1914 году во время гастролей по Берлину начинающего акробата заметил Джесси Ласки, в то время бродвейский продюсер, позже — один из основателей Paramount Pictures.
В 1915 году Арчибальд получил стипендию для обучения в Школе грамматики Фэрфилда в Бристоле. Приятная внешность и актерский талант сделали парня популярным среди сверстников. Он преуспевал по всем предметам, интересовался спортом, но запомнился учителям как «непослушный мальчик, который всегда шумел на последних партах и не делал домашнее задание».
Свободное время Арчибальд проводил за кулисами театров. В 1917 году, когда в Bristol Empire выступал известный иллюзионист Дэвид Девант, 13-летнему подростку доверили освещение сцены. А работа посыльным в доках Саутгемптона пробудила в Арчибальде желание путешествовать. Однажды его едва не взяли на корабль официантом, но отказали из-за юного возраста.
В 1918 году Лича-младшего отчислили из школы: несколько раз он оказывался в женском туалете и помог своим одноклассникам обокрасть магазин. Джеффри Уонсел, биограф Кэри Гранта, писал, что он намеренно совершил эти поступки, чтобы вернуться к карьере бродячего артиста.
И действительно — через 3 дня он снова гастролировал, причем на законных основаниях: Элиас решил узаконить хобби сына. Контракт, подписанный между Арчибальдом и Bob Pender Stage Troupe, был рассчитан на 3 года, предусматривал еженедельные выплаты по £ 0,5, предоставление жилья, оплату уроков танцев и других занятий по профессии до 18 лет.
Фильмы с Кэри Грантом
В молодости парень часто переезжал с места на место и наконец поселился в США, основав собственную акробатическую труппу The Walking Stanleys.
В свободное от циркачества время Арчибальд играл на сцене Бродвея. За первую работу молодой человек получал по $ 75 в неделю, далее его гонорар вырос до $ 350. Постепенно театральная карьера вытеснила уличные представления, и в 1930 году он отправился гастролировать в составе труппы мюзикла The Street Singer.
Роль солдата из послевоенной Франции в мюзикле Никки Уильяма Фридландера получила высокую оценку критиков The New York Daily News — Эд Салливан отметил, что у «молодого парня из Англии большое будущее в кино». Статья оказалась пророческой.
7 декабря 1931 года Paramount Pictures подписала с молодым актером контракт на 5 лет со стартовой зарплатой $ 450 в неделю. При этом агенты посоветовали сменить имя на «нечто более похожее на американское, как у Гэри Купера». Так Арчибальд Лич стал Кэри Грантом.
Роль олимпийского метателя копья в дебютном фильме «Эта ночь» 1932 года разочаровала Гранта, и он хотел расторгнуть недавно подписанный контракт. Но, на его удивление, критики издательства Variety оставили положительные отзывы. В том же году актер появился в картине «Белокурая Венера» с Марлен Дитрих.
Ленты 1932 года — «Дьявол и глубина», «Мадам Баттерфляй», «Жаркая суббота» — не сделали Кэри Гранта звездой кинематографа, но создали образ «идеального мужчины, в которого не страшно влюбиться».
Романтическая комедия «Она обошлась с ним нечестно» (1933) в американском прокате заработала более $ 2 млн, сделав Кэри известным. Роль в этой картине артист получил благодаря исполнительнице главной роли — звезде Мэй Уэст, которая хотела видеть своим экранным любовником именно Гранта.
Вышедшая в том же году черная комедия «Я не ангел» спасла Paramount Pictures от банкротства — при бюджете в $ 225 тыс. она заработала в прокате $ 2,25 млн. В этой картине Кэри снова снялся вместе с Мэй Уэст, которая дебютировала и получила признание и как автор сценария. Кстати, на съемках в этой ленте Грант получал уже не $ 450, а $ 750 в неделю.
После громкого подъема в творческой биографии Гранта последовал провал: картины «Рожденная быть плохой», «Поцелуй и накрась губы», «Крылья во тьме» не собрали полных зрительных залов. Негатива в образ Кэри добавили слухи о проблемах в его браке с актрисой Вирджинией Черрилл. Кинокомпания признала актера «убыточным» и планировала уволить. Съемками фильма «Свадебный подарок» в 1936 году завершилось сотрудничество с Paramount Pictures. Стороны не стали продлевать контакт — Грант решил остаться внештатным сотрудником и, по его словам, оказался первым актером-фрилансером в Голливуде.
Но коммерческий успех фильма «Сюзи», в котором Грант играл вместе с Джин Харлоу и Франшо Тоуном, подвиг артиста подписать контракт с RKO и Columbia Pictures на 2 года. По условиям соглашения предстояло снять четыре фильма с суммарным гонораром в $ 250 тыс., при этом Кэри получал возможность выбирать сценарии, подходящие его актерскому стилю.
Первой картиной стала комедия «Когда ты влюблен» (1937) — она с успехом прошла в прокате, а игра Кэри получила хорошие отзывы критиков. Зато второй фильм — «Любимец Нью-Йорка» — оказался провальным, и актера сдали в аренду студии Хэла Роуча, что стало для него настоящей удачей: эксцентричная комедия «Топпер» имела огромный успех у кинозрителей. Первый вариант 1937-го был черно-белым, а в 1985 году Hal Roach Studios переиздала ленту в раскрашенном варианте.
Если «Топпер» принес создателям более $ 2 млн, то следующая картина с участием Гранта, эксцентричная комедия «Ужасная правда» (1937), собрала в прокате более $ 3 млн. Она закрепила за Кэри статус ведущей голливудской звезды и экранный образ изысканного комедийного актера.
Конец 30-х — начало 40-х оказались звездными для Кэри — он получал восторженные отзывы критиков, даже снимаясь в убыточных картинах. Как считал Грант, «Филадельфийская история» 1940 года должна была принести ему номинацию на «Оскар», но Академия отметила его годом позднее за фильм «Грошовая серенада», а затем в 1944-м — за роль в картине «Только одинокое сердце». Однако награду он так и не получил.
В начале 1950-х годов последовал спад в карьере Гранта — спустя 20 лет съемок акробат Арчибальд Лич устал от образа романтика. Снявшись в 1953 году в «Идеальной жене», пополнившей серию его провальных картин, актер решил уйти из индустрии.
Но уже в 1955 году вышел фильм Альфреда Хичкока «Поймать вора» с Кэри и Грейс Келли в главных ролях. Позже актер сказал, что будущая княгиня Монако, возможно, лучшая актриса, с которой он когда-либо работал.
И ему было с кем сравнивать — Грант снова встретился с Деборой Керр в «Незабываемом романе», снялся с Софи Лорен в «Гордости и страсти». К последней артист испытывал нежные чувства, предлагал пожениться, но роман не увенчался успехом. В «Плавучем доме» они снимались, едва перенося друг друга.
Последней работой в фильмографии Кэри Гранта стала лента «Беги, а не иди» в 1966 году, и после этого 62-летний актер заявил о завершении карьеры.
Личная жизнь
Тяжелые отношения с матерью в детстве наложили отпечаток на отношения Кэри Гранта с женщинами: он искал в них опору, нервничал, если они начинали его контролировать. Тем не менее личная жизнь актера оказалась богатой — Грант был женат пять раз.
9 февраля 1934 года состоялась свадьба артиста с актрисой Вирджинией Черрилл. Брак продлился чуть больше года, и 26 марта 1935-го пара развелась, потому что Грант якобы избивал супругу.
В 1942 году актер женился на Барбаре Хаттон, одной из самых богатых женщин в мире — она унаследовала от своего деда, создателя сети Woolworth, $ 50 млн. Знаменитости развелись спустя 3 года, оставшись «самыми верными любящими друзьями».
В 1949 году женой Гранта стала коллега по кинематографу Бетси Дрейк. Этот брак оказался самым долгим и просуществовал до 1962-го.
Дети появились в другом союзе. В 1965 году актер обвенчался с Дайан Кэннон, а 26 февраля 1966-го у пары родилась дочь Дженнифер, которую Кэри Грант называл «лучшей постановкой». Спустя 2 года супруги развелись.
Будучи холостым, красивый и статный (рост 184 см) актер заводил романы — в числе его подруг были актриса Филлис Брукс, британская фотожурналистка Морин Дональдсон и другие. После недолгих отношений с Кэри в конце 60-х актриса Синтия Бурон родила девочку, указав Гранта отцом в свидетельстве о рождении ребенка. После того как в суде артист потребовал предъявить анализ крови, а Бурон не смогла его предоставить, вопрос об отцовстве был снят.
11 апреля 1981 года актер женился на Барбаре Харрис. Девушка была на 47 лет младше супруга. Близкие говорили, что Барбара оказала на Гранта позитивное влияние и что он никогда не был счастливее, чем в последние годы с ней.
Смерть Кэри Гранта
Грант прожил долгую жизнь и пережил многих близких друзей: на рубеже 1970-х и 1980-х годов смерть настигла Говарда Хьюза, Альфреда Хичкока, Грейс Келли, Ингрид Бергман и других. Даже в старости артист не отказался от пристрастия к никотину, хотя все собирался бросить курить. В 1984-м 80-летний актер пережил легкий инсульт, но оправился и даже поехал с моноспектаклем «Разговор с Кэри Грантом» в тур по США.
29 ноября 1986 года, готовясь в Театре Адлера в Давенпорте к очередному выступлению с «Разговором с Кэри Грантом», актер почувствовал себя плохо. С репетиции его отвезли в отель, и вызванный врач диагностировал обширный инсульт, который и стал причиной смерти. К вечеру 82-летний Кэри впал в кому, а незадолго до полуночи скончался в больнице в реанимации.
Фильмография
- 1932 — «Белокурая Венера»
- 1933 — «Она обошлась с ним нечестно»
- 1940 — «Филадельфийская история»
- 1941 — «Подозрение»
- 1941 — «Грошовая серенада»
- 1946 — «Дурная слава»
- 1951 — «Что скажут люди»
- 1955 — «Поймать вора»
- 1957 — «Незабываемый роман»
- 1957 — «Гордость и страсть»
- 1958 — «Плавучий дом»
- 1963 — «Шарада»
- 1966 — «Беги, а не иди»
Интересные факты
- Кэри и Хью Грант — просто однофамильцы.
- В документальном фильме «Становясь Кэри Грантом» 2016 года озвучивались предположения о том, что актер и его близкий друг Рэндольф Скотт имели гомосексуальные отношения. В доказательство приводились фото интимного характера и тот факт, что мужчины 12 лет делили крышу над головой. По словам дочери Гранта Дженнифер, отцу нравились слухи о его гомосексуальности, артист говорил, что они только разжигают интерес женщин к его персоне.