Биография
Звезда Светланы Савёловой зажглась, когда она была еще юной. Исполнительница успела сыграть несколько ярких запоминающихся ролей, а затем неожиданно исчезла с экранов и умерла, не дожив до 60 лет. Но несмотря на окончание земного существования, артистка продолжает жить в своих героинях и сердцах преданных почитателей ее таланта.
Детство и юность
В разгар войны в январе 1942 года на свет появилась будущая звезда советских экранов. Отец девочки Иван погиб на фронте, а мама Раиса трудилась фельдшером в местном госпитале. Большая семья, в которой воспитывались трое детей — Людмила, Светлана и Сергей, жила в одной из двух комнат коммунальной квартиры скромно и скрытно — гостей к себе не приглашали, за исключением одноклассниц девочки.
Но, несмотря на стесненные условия жизни, Раиса все равно пыталась устроить для детей праздник. На Новый год дома ставили пышную ёлку, украшать которую было традицией. Заботилась мать и о творческом развитии наследников. Она организовала балетный кружок, где юная Света легко освоила шпагат и делала танцевальные па в настоящей пачке.
В остальном ранние годы биографии Савёловой были такими же, как и у всех советских детей, чье взросление выпало на послевоенный период. Многих взрастила улица, где проходило основное времяпрепровождение. По рассказам подруги детства артистки, Анастасии Варгановой, они делили один велосипед, развлекали себя играми в казаков-разбойников и лапту.
Еще в детстве, насмотревшись на израненных солдат, вернувшихся с фронта, девочка мечтала посвятить себя профессии доктора и излечить как можно больше нуждающихся. Сперва она училась в 4-й женской школе, затем перешла в 5-ю. Аттестат зрелости Светлане выдали в 1959 году, но осуществлять мечту она начала постепенно.
Перед тем как поступать в медицинский институт, Савёлова устроилась на работу в севастопольскую аптеку расфасовщицей лекарств. Это решение сыграло судьбоносную роль в дальнейшей жизни девушки, наделенной поистине голливудской внешностью.
Фильмы
Начать актерскую карьеру Светлане помог счастливый случай. В 1960-м у режиссера, задумавшего снять мелодраму «Прощайте, голуби», возникли проблемы. Если с актерами-мужчинами вопрос был решен быстро — главного персонажа Генку играл Алексей Локтев, его товарища Ваську — Савелий Крамаров, то вот отыскать среди сотни претенденток ту самую медсестру Таню Булатову оказалось сложно. Не помогли ни смотры среди молодых талантливых артисток, ни объявления в газетах.
Отчаявшись, Яков Сегель распорядился начать съемки тех сцен, в которых не было главной героини, а сам отправился искать подходящие виды в Крыму. В Севастополе у него сильно разболелась голова, и он зашел в первый попавшийся аптечный пункт. Там режиссер и встретил свою Таню в лице 18-летней Савёловой. Поговаривают, он был настолько сражен красотой девушки, что несколько секунд не мог пошевелиться.
Решив, что такой шанс упускать нельзя, кинематографист предложил Светлане главную роль в своей картине. Он был готов уговаривать ее, но она легко согласилась. Отсутствие актерского опыта не помешало Савёловой сыграть блестяще. Критики были очарованы дебютанткой, а ее героиню назвали трогательной, непосредственной, чистой.
Слава артистки гремела по всему Советскому Союзу, что убедило ее отказаться от планов посвятить себя медицине и поступить в театральный вуз. Светлана стала студенткой училища имени Бориса Щукина, где училась на курсе Веры Львовой. Однокурсники вспоминали, что руководительница обожала исполнительницу, была очарована ее актерским обаянием.
Некоторые студенты мнения мастера не разделяли. Ерванд Арзуманян рассказывал, что у Савёловой был капризный, вздорный характер. К тому же она единственная со всего курса успела сняться в ведущей роли и несла свой звездный статус до самого получения диплома. Но были и те, кто списывал обособленность Светланы не на высокомерие, а на природную закрытость. Люди, знавшие ее близко, говорили о доброте и заботливости актрисы.
В период студенчества Савёлова продолжала сниматься, ее фильмография пополнилась такими проектами, как «Слуша-ай!» и «Зеленый огонек». В фильме «Последний жулик» артистке досталась роль примерной девушки Кати, из любви к которой бандит решил встать на праведный путь.
Но новый виток популярности пришел после выхода ленты «Семь стариков и одна девушка». Поначалу Светлане с трудом давалось произношение спортивных команд, но в итоге с поставленной задачей она справилась. Комедия имела всесоюзный успех.
Вскоре после этого экранный путь знаменитости резко оборвался. Среди ее последних работ в кино числится картина «По Руси», но она оказалась провальной. Больше исполнительница на экранах не блистала, зато ее еще можно было увидеть в театре.
Театр
По окончании вуза Светлану пригласили в Театр имени Евгения Вахтангова, но она меньше чем через год покинула его и выбрала «Ленком». Сперва казалось, что зря — значительные роли не давали, все доставались музе Анатолия Эфроса — Ольге Яковлевой.
С приходом Марка Захарова все изменилось. Он был восхищен артисткой, стремился задействовать ее во всех спектаклях. В репертуаре Савёловой появились постановки «Конец Хитрова рынка» и «Три девушки в голубом». Но стать звездой на этой сцене ей так и не удалось.
Актриса часто пренебрегала репетициями, ставила спектакли под срыв. Режиссер терпеливо беседовал с участницей труппы, не торопясь с санкциями, но количество предложений сыграть в постановках катастрофически уменьшалось. Вскоре ее перестали приглашать на сцену, но из жалости Захаров не выгонял Савёлову, и ей платили зарплату.
Личная жизнь
В молодости актриса не могла спокойно передвигаться по городу — такова была красота Савёловой, а в особенности — соблазнительная фигура, из-за которой мужчины не могли отвести от нее глаз. Но со слишком настойчивыми ухажерами девушка не церемонилась, иногда и давала пощечины.
Светлана Савёлова вышла замуж студенткой за будущего режиссера Геннадия Байсака — человека из интеллигентной семьи, души не чаявшего в избраннице. Артистка отвечала ему не меньшей взаимностью, но брак продержался только год. Как считал сам бывший муж, причина классическая — не сошлись характерами.
Далее красавице приписывали немало романов с коллегами, среди которых Сергей Милованов. По убеждению одноклассницы Светланы, Людмилы Кравцовой, отношения с Александром Збруевым — выдумка, молодые люди были близкими друзьями.
А вот с Николаем Караченцовым любовь действительно случилась — она покровительствовала только что пришедшему в «Ленком» актеру, а он мог ночами напролет исполнять для нее романсы в гримерке. Но совместного будущего у них быть не могло, из-за чего Савёлова сильно переживала.
Информация о личной жизни артистки в последующие годы разнится. Одни говорили, что у Светланы появился майор милиции в отставке, ходивший забирать вместо нее зарплату и пристрастивший ее к алкоголю. Другие утверждали, что женщина встречалась с ракетчиком в разводе, от которого решилась забеременеть в 40 лет, но родила мертвого ребенка, что окончательно и вывело знаменитость из равновесия.
Смерть
Еще при жизни актрисы поговаривали о несчастных случаях, жертвой которых она становилась. Среди них — автомобильная авария и упавшие декорации. Но по твердому убеждению подруги детства, все это выдумки Светланы, которая пыталась дать какое-то объяснение изменившейся внешности и душевному состоянию. На самом деле виной этому были проблемы с алкоголем.
На закате жизни артистка осталась одна. После кончины, наступившей 30 января 1999-го, ее нашли только через несколько дней. Причина смерти — острая алкогольная интоксикация с поражением печени. Похороны и даже одеяние усопшей организовали в родном театре. Она не погребена в могиле, урна с прахом расположена в нише на Николо-Архангельском кладбище.
Фильмография
- 1961 — «Прощайте, голуби!»
- 1963 — «Слуша-ай!»
- 1964 — «Зеленый огонек»
- 1964 — «Повесть о молодых супругах»
- 1966 — «Последний жулик»
- 1968 — «День солнца и дождя»
- 1968 — «По Руси»
- 1969 — «Семь стариков и одна девушка»
- 1988 — «Три девушки в голубом»
Интересные факты
- Артистку называли «русской Брижит Бардо» за роскошные светлые волосы и выразительные глаза.
- Среди однокурсников исполнительницы были Владимир Смирнитский и Александр Калягин.
- За роль в ленте «Семь стариков и одна девушка» Светлане пришлось побороться с Ольгой Остроумовой и Натальей Селезневой.
- Памяти знаменитости посвящен документальный фильм «Исчезнувшая», вышедший в 2022 году.