Царь-колокол — знаменитая достопримечательность Московского Кремля: создание, история, факты
Царь-колокол удивляет не только габаритами, но и родословной. У московской достопримечательности были предшественники, которые в свое время поражали размерами и считались произведениями русского литейного искусства. Не только уникальные характеристики, но и колоритная история памятника приковывают внимание. Подробнее о том, как создавался Царь-колокол, его предшественниках, аналогах и причине повреждения – в материале 24СМИ.
Царь-колокол — памятник сегодня
В конце X века на Руси появились первые колокола. Куполообразный инструмент обрел популярность с приходом христианства на русские земли. Колокола использовали не только для богослужения. Звон предупреждал народ о приближении врагов или пожаре, собирал людей на вече. Со временем колокольное дело превратилось в искусство, памятником которого служит достопримечательность в Москве.
Царь-колокол располагается у стен колокольни Ивана Великого, входящей в состав ансамбля Соборной площади Кремля. В 80 м от объекта расположен еще один памятник литейного мастерства – Царь-пушка. Спасскую башню и объект литейного искусства отделяют 250 м.
Высота памятника равна 6,24 м, а диаметр – 6,6 м. Основная часть установлена на постамент, только осколок опирается о подножие и напоминает о том, что произошло в Москве 285 лет назад. Вес памятника сопоставим с массой пустого транспортного самолета Ан-225 «Мрия», который был уничтожен в 2022 году, – 202 т и 216 т соответственно. Отколовшийся кусок весит 11,5 т, что соответствует массе почти 6 чугунных ядер для Царь-пушки.
Царь-колокол сделан из сплава металлов. Преобладает медь – более 84%. На второй строчке олово – свыше 13%. Исследователи обнаружили в составе сигнального инструмента золото – 0,036%, что равно 72 кг. На 0,26% изделие состоит из серебра – 525 кг.
Историческое значение архитектурного объекта для России связано с эпохой правления Анны Иоанновны. Императрица стремилась увековечить память о годах правления. Государыня не была первой, кто решил создать массивный колокол. Проект Анны Иоанновны стал суммирующим и воплотил в себе задумки предшественников императрицы.
Предшественники колокола-гиганта
Через 600 лет после крещения Руси среди московских правителей появилась мода на монументальные колокола, которые поражали обывателей габаритами. В 1599-м по приказу Бориса Годунова отлили сигнальный инструмент весом 33,6 т, который подняли над Ивановской площадью. Изделие исправно работало почти половину столетия, пока Москву в очередной раз не охватили языки пламени. Во время одного из сильнейших пожаров в столице колокол упал с колокольни на землю и раскололся на сотни мелких кусков.
Когда восстание подавили, царь Алексей Михайлович задумался о создании более монументального колокола. В планах было найти умельца, который смог бы отлить сигнальный инструмент весом 130 т. При дворе государя служил голландский пушечный, колокольный и рудный мастер Ганс Фальк, который выполнял крупные царские заказы. Умелец был на хорошем счету, так что власти выделили Фальку каменный амбар для работы, в то время как русские колокольщики трудились в деревянных мастерских.
Алексей Михайлович в 1651-м изложил голландцу суть проекта. Мастер заявил, что выполнит заказ за пять лет и при этом отказался использовать медь разбитого «годуновского» колокола. Правителя ответ голландца не устроил, поэтому работу отдали Даниле Матвееву и его сыну Емельяну, а Фальк, вероятнее всего, не пережил эпидемию чумы, которая накрыла столицу в 1654–1655 годах. Матвеевы с помощниками согласились использовать старую медь и обязались выполнить заказ за 12 месяцев.
В декабре 1654-го колокол мастеров Матвеевых гремел над Москвой, звон был слышен на расстоянии 7,5 км. Но прослужил инструмент два-три месяца, когда мощный удар языка разбил колокол. За повторную отливку взялся Александр Григорьев – прототип Бориски Моторина из картины Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Главный колокол Русского царства восстановили за десять месяцев. В декабре 1655-го он вновь звенел над столицей.
В 1661-м колокол упал на землю, но не треснул. Подняли сигнальный инструмент через 13 лет. Прослужил колокол до 1701 года и повторил судьбу предшественника – раскололся во время очередного пожара.
Таким образом, «дед» и «отец» Царь-колокола пострадали в результате бедствия, вызванного огнем. Пожарный вопрос для Москвы стоял остро еще много лет, но это не повлияло на решение Анны Иоанновны отлить «внука» колокола Бориса Годунова, который сохранился до XXI века, но ни разу не использовался.
История создания Царь-колокола
Анна Иоанновна вспомнила о работе мастера Григорьева через 75 лет. В 1730-м правительница захотела оставить потомкам память о своем правлении. Но государыня решила, что колокол должен превзойти предшественников. Заявленный вес изделия в 200 т шокировал мастеров.
Правительство связывалось с французскими умельцами и предлагало щедрое вознаграждение за работу. Один из мастеров, королевский механик и член Французской академии наук, по фамилии Жермен, посчитал, что русские шутят, поэтому отказался от участия в проекте.
За работу взялся Иван Моторин с сыном Михаилом. Литейщик к моменту получения заказа успел сделать себе имя. Моторин унаследовал от отца завод в Москве. В 1700-м в битве при Нарве Русское царство потерпело поражение и понесло потери в артиллерии. Петр Великий поручил Моторину в сжатые сроки отлить 115 бронзовых орудийных стволов, с чем мастер успешно справился.
Через два года литейщик отлил «Воскресенский» колокол для колокольни Ивана Великого. Еще через 10 лет Моторин изготовил 2-тонный «Набатный» колокол, история которого связана с Екатериной II и Чумным бунтом. Императрица «наказала» сигнальный инструмент, приказав снять язык с колокола, призывавшего народ к восстанию в 1771 году.
Мастерская Моторина исправно выполняла государственные заказы, отливала изделия разных размеров для церквей и храмов. Поворотным для семейного предприятия стал 1730-й, когда императрица распорядилась создать 200-тонный колокол. Моторин подготовил макет изделия и смету проекта. Наработки литейщик отправил в Петербург, где обсуждение задумки заняло 2 года.
К работе мастер приступил в январе 1733-го. Размеры будущего колокола поражали воображение литейщиков, поэтому изготовлением изделия занялись прямо в Кремле. В процессе работы Моторин запрашивал дополнительные 5 т олова и 16 т меди. При создании Царь-колокола использовали металл сигнального инструмента, отлитого в 1655-м.
Иван Федорович умер через полтора года после начала работы. Литейное предприятие и проект колокола для императрицы перешли под управление Михаила Моторина. Наследник литейщика нарастил темп, увеличив за месяц число помощников с 57 до 166 человек. На пике в отливе колокола участвовало 400 рабочих.
23 ноября 1735-го печи расплавили медь и вылили металл в форму колокола за 36 часов. Литье заняло 46 минут, отливку завершили через 2 дня. После остывания металла рабочие приступили к нанесению декоративных элементов и надписей.
На поверхность металлического изделия мастера нанесли барельефы, которые изображают государя Алексея Михайловича и правительницу Анну Иоанновну. Михаил Моторин завершил работу отца по отливке Царь-колокола, за что удостоился повышения до ранга цехмейстера литейных дел и 1 тыс. руб. На эту сумму, например, можно было приобрести дом у Покровских ворот и одну пару бриллиантовых сережек.
Повреждение и дальнейшая судьба
Колокол отлили на Ивановской площади в яме глубиной 10 м. 9 июня 1737-го в Москве случился Троицкий пожар, который считался сильнейшим до 1812 года.
Историографы рассматривали теорию, что огонь охватил деревянную постройку над колоколом, в результате чего горящие бревна падали на металлическое изделие. Мастера опасались порчи колокола, поэтому поливали его водой, но делали это неравномерно, из-за чего образовались трещины, что привело к отколу 11,5-тонной части.
Современные исследователи не поддерживают гипотезу с образованием осколка во время пожара. Сомнения вызывает вероятность того, что колокол из пластинчатой бронзы мог покрыться трещинами из-за огня. Исследователи полагают, что изделие раскололось из-за отклонения от технологии производства, а не из-за нагревания и падения.
Специалисты считают, что колокол лежал в земле почти 100 лет после отлива. В 1792 и 1819 годах предпринимались безуспешные попытки поднять изделие. После 1821 года для желающих проводили экскурсии, рассказывали историю создания большого колокола.
Проекты подъема колокола одобряли не только Екатерина Великая и Александр I. Вошедший в Москву Наполеон Бонапарт восхитился работой русских литейщиков. Французский император приказал достать колокол из земли и доставить в Париж в качестве трофея, но попытка не увенчалась успехом.
Впоследствии энтузиасты предлагали идеи восстановления расколотого сигнального инструмента. Оценив проекты пайки, власти отказывались от реализации из-за стоимости. Кроме того, скептики считали, что восстановленный колокол все равно звучал бы не так качественно.
Извлечь изделие из ямы смогли при Николае I. В 1831 году архитектор Иван Мирановский подготовил проект подъема и установки Царь-колокола. Возглавил работу французский инженер Огюст Монферран, который участвовал в строительстве Исаакиевского собора. В подъеме участвовало 320 солдат, которые привели в движение 20 лебедок. Царь-колокол водрузили на постамент.
В 1979-м колокол реставрировали. Удалили поздние лакокрасочные покрытия, что позволило изучить декоративные изображения и надписи. С 1980-х годов у специалистов вызывает опасения рост числа мелких трещин. Усиливается негативная тенденция «традицией» запихивания монет в образовавшиеся щели. В прошлом состав монет был близок к металлу, из которого сделан колокол. Материальные компоненты современных монет отличаются от предшественников, что вызывает электрохимическую коррозию небольших участков колокола.
Аналоги в России и не только
История Сергиева Посада тесно переплетена с православием и становлением русской духовности. Город известен Троице-Сергиевой лаврой, которая выросла из небольшой кельи, построенной последователями Сергия Радонежского. По преданию, князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приезжал в обитель за благословением.
Через 13 лет после создания Царь-колокола в Москве в Сергиевом Посаде отлили колокол весом 64 т. В отличие от столичного «собрата», изделие использовалось по назначению, но в 1930-м советские власти уничтожили его.
В 2003 году мастера за два месяца отлили новый колокол в Петербурге, вес которого составил 72 т. В создание изделия вложили 72 млн руб., а общая сумма, в которую вошли проектные работы, транспортировка и монтаж, превысила 100 млн руб.
В 2009-м массивный колокол подняли на звонницу Софийского собора в Великом Новгороде. Первый удар в колокол произвел тогдашний президент Дмитрий Медведев. Создание и водружение сигнального инструмента приурочили к 1150-летию города.
Колокола связаны с религией не только в России. Во многих странах колокола тесно переплетены с духовной жизнью общества. В начале XIX столетия король Бирмы (ныне Мьянма) Бодопайя планировал возвести крупнейший буддистский храм на свете. Для амбициозного проекта отлили соответствующий колокол весом 90 т. В переводе на бирманскую систему измерения массы – 55 555 виссов, что имеет важный смысл в контексте нумерологии.
Высота колокола в городе Мингун вместе с петлей для подвески составляет 7 м, а без нее – 3,7 м, диаметр – почти 5 м. Толщина стенок составляет от 15 до 30 см. За два столетия колокол хорошо сохранился, несмотря на падение во время землетрясения в 1839-м. До 2000 года считался самым большим действующим колоколом в мире.
Первенство у Мингунского колокола отняло металлическое изделие, которое водрузили в Китае. В городе Пиндиншане зазвонил Колокол Счастья, который считается крупнейшим в мире. Масса гиганта составляет 116 т, а высота – 8,1 м, диаметр основания – 5,1 м.
Но ни Колокол Счастья, ни никогда не звонивший Царь-колокол не считаются самыми большими в истории человечества. Такой статус носит полулегендарный великий колокол Дхаммазеди, отлитый в XV веке на территории современной Мьянмы. Вес металлического изделия составлял 294 т, в сплав входили золото, серебро, олово и медь. Кроме того, колокол был инкрустирован изумрудами и сапфирами. Высота изделия оценивалась в 6 м, а диаметр – 3,6 м.
С 1608 года колокол Дхаммазеди считается утраченным. Португальские колонисты затеяли авантюру, в ходе которой пытались похитить колокол, но судно, на котором его транспортировали, затонуло в реке Янгон. С тех пор предпринимаются безуспешные попытки найти пропажу.
Интересные факты и мифы
Царь-колокол стоит в Кремле уже 287 лет. За это время описание архитектурного памятника разбавилось не только технической информацией, но и интересными фактами и легендами.
Шокирующий звук
Колокол, отлитый по заказу Анны Иоанновны, никогда не звонил. Современные исследователи выяснили, что при ударе волны окажутся в инфразвуковом спектре, способном вызвать панику и беспокойство не только у животных, но и у людей. Испытания показали, что допустимый вес колокола, звук которого не оказывает на человека серьезного влияния, находится в пределах 32 т.
Купюра ВСЮР
В годы Гражданской войны Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) создали собственную валюту.
На купюре достоинством в 1 тыс. руб. изобразили Царь-колокол, из-за чего дензнаки прозвали «колокольчиками».
Гнев Петра Великого
Миф гласит, что колокол отлили при первом императоре России. Петр I праздновал победу в Полтавской битве, поэтому решил увековечить память о событии. Но триумф омрачился: звонари пытались раскачать массивный колокол, но добиться звона не получалось. «Упрямее царя», – говорили в народе о колоколе.
Разгневанный Петр подошел к колоколу, держа в руках скипетр, который отнял у шведского правителя Карла XII, и ударил по металлическому изделию. Но вместо звона, по легенде, от колокола откололся массивный кусок. А сам инструмент оторвался и ушел в землю, где пролежал до времен Николая I.
Версия старообрядцев
Легенда гласит, что Царь-колокол зазвонит, но случится это в день Страшного суда. При этом поднимать людям его не придется – колокол сам воспарит, и язык звонко забьется о металлические стенки, предвещая суд Божий. Такой версии придерживаются старообрядцы и члены некоторых сект.
Узел связи
В годы Великой Отечественной войны под колоколом советские войска оборудовали узел связи Кремлевского полка, который работал в июне-сентябре 1941-го. Чтобы немецким бомбардировщикам было сложнее определить цель, Царь-колокол закрасили краской.