Софья Палеолог — последняя принцесса Византии: факты и мифы о бабке Ивана Грозного
550 лет назад в Москву приехала последняя византийская царевна – Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии Константина XI. 12 ноября 1472 года состоялось ее венчание с Иваном III в Успенском соборе. Подробнее о том, чем запомнилась новая княгиня современникам, и ее роли в истории – в материале 24СМИ.
Родина принцессы — Византия
Падение Константинополя в 1453 году еще не означало крах Восточной Римской империи. В южной Греции до 1460 года продолжал существовать византийский деспотат Мореи. Это провинция империи, существовавшая между XIV и XV веками. Ее территория менялась, пока не заняла весь Пелопоннес. Управлял территорией один из сыновей императора. Поэтому после падения столицы и занятия ее турками Мореей продолжали управлять братья Константина – Фома и Деметриос.
Правителями, воинами и государственными мужами братья были посредственными, поэтому исход их правления был предрешен. Поссорившись с Константином XI, они не отправили брату помощь для обороны Константинополя. Город пал. Император Константин погиб, а в Морее вскоре вспыхнуло восстание, вызванное недовольством албанских иммигрантов действиями греческих землевладельцев. Чтобы обуздать восстание, Фома и Деметриос обратились за помощью к османскому султану Мехмеду II, тому самому, который разрушил византийскую столицу.
Войска султана подавили восстание. В обмен на помощь Мехмед потребовал дань в размере 12 000 дукатов в год вместо прежних 10 000. Сумма была огромной. Деметриос считал, что «Запад не поможет» и придется платить, а Фома не спешил. Он надеялся на то, что папа римский соберет крестовый поход против османов. Папа не собрал, а через 3 года Мехмеду надоело ждать свои деньги, и в 1458 году его войско заняло Морею. Большую часть полуострова султан присоединил к Турции и назначил наместников, оставив потомкам Палеологов юг.
Тем не менее братья продолжали ссориться и воевать друг против друга. Мехмед пытался их мирить, а когда надоело, присоединил территорию к собственной империи. Фома отправился на Корфу, где оставил семью, а сам отбыл в Рим.
Интересные факты о Фоме:
- Отца Софьи можно увидеть и сегодня. Может, он не был умен, но зато высок и красив. Фома Палеолог стал моделью для статуи Святого Павла, что стоит перед базиликой Святого Петра в Риме.
- На аудиенцию с папой Пием II Фома принес дар – голову апостола Андрея, веками хранившуюся в Константинополе. Увидеть церемонию вручения тоже можно. Она сохранена в камне в оформлении могилы Пия II. Понтифик считал это важным событием – возвращением апостола Андрея домой, к римлянам, как к символическим потомкам святого Петра.
О событиях тех дней достоверно известны два факта. Фома планировал убедить папу начать поход против османов. Папа остался неубежденным, но назначил бывшему правителю содержание для него, а также членов его семьи. Можно предположить, что такому решению способствовали венецианцы, которые хоть и воевали с османами, но также знали об «успехах» Фомы как правителя и откровенно пугались возможных перспектив.
Дети Фомы прибыли в Рим уже после его смерти в 1465 году. Мать осиротевших императорских племянников умерла в 1462-м. Пий II скончался в 1464-м.
Семья Софьи Палеолог
Биографии правителей Средневековья полны белых пятен. Например, точное количество сирот из дома Палеологов не установлено. Последний византийский историк Георгий Сфрандзи перечисляет четверых:
- Елену, вышедшую замуж за сербского правителя Лазаря Бранковича;
- Зою – супругу Ивана III;
- Андрея – наследного царевича, который большую часть жизни прожил в Риме;
- Мануила – младшего из четверых детей. Он тоже жил в Риме, а затем отправился к Мехмеду II, где его на удивление тепло приняли. Он женился и прожил в Константинополе до конца дней.
Сегодня историки сомневаются в точности работы Георгия Сфрандзи. Так, он указывает, что возраст матери сирот (Екатерина Захария) на момент смерти составлял 70 лет. Тогда получается, что младшего сына женщина родила в 65, что маловероятно. Кроме того, в надгробном тексте упоминался еще один ребенок (дочь), умерший в младенчестве.
Есть и другие источники. Антонио Альбицци упоминает только двоих сыновей. У Льва Аллатия, богослова и историка Ватикана, перечисляются три сына: Иоанн, Андреас, Мануэль. Это означает, что мы не знаем, сколько на самом деле братьев и сестер было у Софьи Палеолог. В конце XVI века аристократическая семья с фамилией Палеолог, жившая в Пезаро в Италии, заявила о своем происхождении от Фомы по линии предполагаемого сына по имени Иоанн.
О наличии других детей (либо разных жен) также свидетельствует 18-летний промежуток между рождением первого ребенка и второго. Принцесса Елена родилась в 1431 году. Принцесса Софья (Зоя) Палеолог родилась в 1449–1455-м (по разным источникам).
Вопрос веры
Достоверно неизвестно, какую веру исповедовала Софья Палеолог до прибытия в Московское царство. Часть источников считает, что византийская принцесса воспитывалась в православной вере, как принято в Константинополе, а затем перешла в католичество. Часть считает девушку католичкой изначально. В основном потому, что торговые интересы Фомы были связаны с Венецианской республикой и другими католическими странами. Он надеялся на папу римского и тяготел к Риму, поэтому мог принять католичество раньше, чем потерял власть.
С Софьей в Москву ехал римский священник, а не греческий, что отражает католическое вероисповедание принцессы, отправившейся в путь. Однако вера женщины до брака традиционно не имела значения для истории, и невесты принимали веру мужей.
Кому был выгоден брак Ивана III и Софьи
Свадьба – тема, привлекательная во все времена. Гости обсуждают кто и что подарил и оценивают выгоды сторон. Если же речь заходит о женитьбе монарха, то пересудов тем более не избежать.
Историки Ватикана называют троих кандидатов на руку принцессы в изгнании. Первый – правитель острова Кипр Яков II. Ему предложили заключить брак с Софьей в 1466 году, но грек отказался и женился на 14-летней венецианке Катерине Корнаро. Вторым стал принц Караччолло в 1467-м. По одной версии, он только успел обручиться с Софьей и умер, а по другой – брак был заключен, и к Рюриковичам в Москву Софья ехала вдовой.
Целью свадьбы однозначно называют расширение католичества на восток. Некоторые исследователи утверждают, что после падения Константинополя папа римский планировал отменить православие на Руси как никому не нужный осколок павшей империи и сделать церковь единой, как во времена раннего христианства.
Но что-то Павел II не учел, и последствия женитьбы Ивана III и Софьи оказались для него бесполезны. То ли Софья Палеолог оказалась такой же амбициозной, как отец, но более умной и предприимчивой. То ли Иван III не планировал переходить в католичество. Но в итоге папскому легату Антонио Бономбре, сопровождавшему 17-летнюю принцессу, запретили въезд в Москву. Известно, что Бономбра вез с собой большой католический крест (Корсунский). Возможно, чтобы кого-то крестить. Встречавший царскую невесту боярин Федор Хромой отобрал у легата крест, а его обоз развернул обратно в Рим. План по объединению церквей провалился, не начавшись.
Внешность невесты
Красота – вечный предмет споров. Через 100 лет после Софьи художники и скульпторы Ренессанса признают идеальной белокожую красавицу с длинными, волнистыми, золотистыми волосами, темно-карими глазами и высоким лбом. С полотен мастеров на зрителя смотрят именно такие широкобедрые языческие богини, не страдающие от избыточной худобы.
Папу внешность невесты не интересовала, но Иван III пожелал получить описание принцессы. Посол Павла II привез портрет, чем несказанно удивил московских бояр. На Руси знали иконы святых. Монахи расписывали фресками стены соборов, но светской живописи не было.
Предполагают, что портрет мог написать Педро Берругете или Мелоцце да Форли. Да Форли расписывал капеллу кардинала Виссариона Никейского, опекуна Софьи Палеолог примерно в 1464–1467 годах. Предположение об авторстве Берругете делают, основываясь на совпадении временных рамок жизни художника. В то время он путешествовал по Италии. Писал картины, но никогда не датировал их. Третьим кандидатом в авторы утерянного портрета называют Пьетро Перуджино. Однако Перуджино в 1470 году только начал обучение в мастерской Андреа дель Верроккьо. Там же обучались такие мастера эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Доминико Гирландайо.
Устное описание внешности составил итальянский поэт Луиджи Пульчи. Из описания кажется, что Софья похожа на куклу на самоваре: толстая, окруженная ворохом юбок. Описывая, насколько она толстая, Пульчи сравнивает ее с куполом Санта-Мария Ротонда.
Причины такого отзыва неизвестны. Но поэт находился в свите Клариче Орсини, жены правителя Флоренции Лоренцо Великолепного, приехавшей на встречу с Софьей в день заключения помолвки с московским князем. Софье в то время было 16–17 лет. Муж Клариче – прекрасный политик и дипломат, любитель охоты, покровитель художников и скульпторов, меценат и поэт, за которым прочно закрепилась репутация правителя-плейбоя. Клариче на пару лет старше собеседницы или ровесница.
Поэтому описание больше похоже на простенькую попытку не вызвать интерес мужа к посторонней красавице. Тем более что правители Флоренции неплохо разбирались в скульптуре, и желание посмотреть вживую, как выглядит дочь другого владыки, послужившего моделью для статуи Павла в центре Рима, кажется естественным. Тогда Луиджи всего лишь рычаг, которым Клариче управляла вниманием мужа.
Супруга Ивана III захоронена в усыпальнице Вознесенского монастыря в Кремле. В 1929 году монастырь ликвидировали. Саркофаги с царями и членами их семей перевезли в подвалы Архангельского собора. В 1990-х возникла идея воссоздать облики некоторых правителей методами судебно-медицинской экспертизы. Анализ внешности царицы показал, что Софья была невысокой женщиной плотного телосложения. Пластическую реконструкцию выполнил в 1994 году эксперт-криминалист Сергей Никитин.
Но не стоит забывать, что полученный образ – зрелая дама, которой к моменту смерти было около 50 лет, а не та юная 17-летняя девушка, венчавшаяся с московским князем 12 ноября 1472 года. Поэтому внешность юной княгини вполне могла приближаться к богиням Тициана и Тинторетто.
Приданое последней византийской царевны
Известно, что невеста везла 6000 дукатов и подарки будущему мужу. Их вручил в качестве приданого папа римский. Сегодня в музее Московского Кремля хранится ряд предметов, которые связывают с именем Софьи. Среди них икона XV века «Богоматерь Одигитрия», а также Корсунский крест.
Костяной трон
По легенде, царевна привезла в Москву деревянный стул, покрытый слоновой костью. Сейчас он известен как костяной трон Ивана Грозного. Однако в описях царского имущества времен Ивана III этого предмета нет. Хранитель коллекции регалий Московского Кремля Ирина Бобровницкая считает, что история с троном началась со статуи Марка Антокольского.
Скульптор изобразил царя сидящим на этом троне. На коленях правителя, погруженного в раздумья, лежит книга, а в руке – четки. Анализируя символику резьбы на пластинах слоновой кости, Бобровницкая считает, что трон привезли позже и предназначали для Марины Мнишек.
Либерия
Еще одна легенда гласит, что Софья Палеолог привезла книги, ставшие основой утерянной Либерии Ивана Грозного. Убедительных доказательств того, что библиотека когда-либо существовала, нет, но поиски продолжаются.
Сомнения начинаются с момента бегства Фомы Палеолога в Рим. Если он ехал таким богатым, то почему дальнейшее его содержание спонсировал папа римский, а также устраивал его детей? Почему из всех детей библиотека досталась только Софье, а не ее старшей сестре или наследовавшему за отцом брату?
Кроме того, при слове «библиотека» жители XIX–XXI веков представляют стеллажи и стоящие рядами толстые книги в кожаных переплетах. Но до эпохи книгопечатания книги оставались роскошью и редкостью. Их писали монахи вручную. Печатный станок Гуттенберга появился в Европе только в 1445 году. Поэтому стеллажей с томами у Софьи точно не было.
Семейная жизнь и двор княгини Софьи
Князь любил супругу, и вместе они вполне подходят под описание окончания детских сказок – «жили долго и счастливо». В браке родилось 10–13 детей. Точное количество неизвестно, так как некоторые умерли в младенчестве. Кроме того, для Средневековья оставались важны лишь наследники мужского пола. Сыновей у Софьи пятеро: Юрий, Дмитрий, Симеон, Андрей, Василий.
О рождении старшего в русских летописях говорится, что накануне княгине приснился дивный сон. Будто святитель Сергий Радонежский подвел к ней прекрасного мальчика и поместил во чрево. Это было расценено как свидетельство того, что будущий монарх Василий III станет великим.
Наследие княгини
Часть историков считают, что за приказом Ивана III начать реконструкцию Московского Кремля стояло желание Софьи. Царевна привезла с собой в Москву итальянских художников и мастеров, которые и провели необходимые работы. Архитектором Успенского собора стал Аристотель Фиораванти (1475–1479), а Пьетро Антонио Солари и Маркко Руффо перепроектировали стены и башни Московского Кремля в итальянском стиле (1487–1491). На период правления Ивана III также приходится реконструкция Грановитой палаты и соборов Кремля.
С именем княгини связывают:
- разработанную сложную придворную церемонию приветствия царя по византийскому образцу;
- титул «царь-самодержец»;
- российский герб – двухглавый орел.
Вторая часть историков справедливо отмечают, что девушке-сироте, почти бесприданнице и не дочери, а только племяннице последнего императора Византии, не стоит приписывать то, что она сделать не могла. Логичнее предположить, что мастеров приглашал ее муж Иван III и что у князя был собственный взгляд на то, в каких палатах жить с молодой женой.
Что касается герба, то первоначально двухглавый орел был династической эмблемой Палеологов. Еще раньше символом Римской империи считался одноглавый орел. Ранняя Византия использовала одноглавого орла как символ преемственности власти от Римской империи, а двухглавый появился только в эпоху Комнинов. Демонстрируя преемственность империй, Иван III принял в качестве государственного символа герб Византии.
Интересные факты о гербе:
- При Иване Москва присоединила к себе Казанское и Астраханское ханства, а также остатки Золотой Орды, начала присоединение Сибирского ханства. Поэтому до начала XVII века орла изображали с тремя коронами как символ победы над тремя ханствами.
- При царе Алексее орел обзавелся скипетром и державой. Это символизировало «самодержца и хозяина земли».
- Скипетр российского царя Михаила I украшал трехглавый орел. Возможно, он символизировал понятие «Москва – третий Рим».
- Иногда герб обзаводился другими символами. Так, во время польской оккупации Москвы в 1612 году на груди орла появилась католическая королевская линия. Позже ее сменил святой Георгий или грифон – символ династии Романовых.
После Февральской революции Временное правительство распорядилось убрать с головы орла короны, а из лап – скипетр и державу. Во время Гражданской войны Белое движение восстановило орла в качестве символа государства с единственным отличием – крестом вместо корон, но это уже не запомнилось, так как 6 июля 1923 года гербом нового государства стали серп и молот.
Политическое влияние правительницы
Степень влияния Софьи на мужа остается предметом споров историков. Похоже, женщина подстрекала супруга к изменению внешней политики и разрыву отношений с Золотой Ордой в 1470-х годах, но вряд ли была единственной причиной политических решений монарха. Иван III победил Ахмед-хана в Великом стоянии на Угре, что положило конец вассальному подчинению России правителям монгольской империи.
Что касается итальянцев, то ни один из них не получил значимых должностей при дворе. Известно, что в Москву дважды приезжал брат Софьи Андрей, чтобы найти место при дворе ее мужа, и оба раза уехал с пустыми руками. Единственным итальянцем, принятым Иваном III, стал ювелир Джан Батиста делла Вольпе (Иван Фрязин).
При жизни княгиня не пользовалась популярностью среди подданных. Она конфликтовала с семьей Ивана Молодого, первенца супруга от первой жены. Конфликт с Еленой Волошанкой длился два десятилетия. Дамы занимали противоположные точки зрения в вопросах, касающихся реформы Русской православной церкви.
Также Софью и ее сына обвиняли в попытке отравить сына Елены Дмитрия. Разгневанный Иван III отослал жену и ее сына Василия со двора. В 1499 году царь позволил Софье вернуться. Передал Василию контроль над Новгородом и Псковом. В 1502-м назначил Василия новым наследником. Невестка Елена и внук Дмитрий были отправлены в тюрьму, где умерли в 1505 и 1509 годах соответственно. Но Софья Палеолог этого уже не увидела. Она ушла из жизни в 1503-м и была похоронена в Вознесенском женском монастыре Кремля. Иван III скончался через 2 года после супруги, 27 октября 1505 года.