Микеланджело Буонарроти — скульптор, художник и эстет: творческий портрет мастера эпохи Возрождения
- Биография
- Предки мастера
- Финансовое состояние семьи
- Дата рождения
- Крестные
- Кормилицы
- Характер
- Отношение к женщинам
- Эстетические предпочтения
- Образование
- Ученичество
- Микеланджело-художник
- Юный скульптор и «голова фавна»
- «Битва кентавров»
- «Мадонна у лестницы»
- Известность
- «Давид» и Леонардо да Винчи
- Зрелость
Микеланджело Буонарроти – автор многих творений эпохи Возрождения. За 89 лет жизни он создал сотни скульптур и картин. Но его биография увлекает сама по себе как иллюстрация того, как «жить полной жизнью». Интересные факты из жизни творца – в материале 24СМИ.
Биография
Биография как литературный жанр не получила отца-основателя. Людям известны жития святых уже больше 2000 лет. Но флорентийцы сумели обновить древний жанр. По заказу Козимо II Медичи тосканский художник Джорджо Вазари пишет биографии современников – художников, скульпторов. Называется произведение «Жизнь наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Печатный станок Иоганна Гутенберга, изобретенный талантливым печатником, помогает заинтересованным людям ознакомиться с жизнью соотечественников, таких как Джотто ди Бондоне, Леонардо да Винчи и другие флорентийцы.
Формат книги не предполагает комментариев. Но что делать, если они есть? Микеланджело Буонарроти нашел правильный ответ. Он публикует собственное описание. Это Vita di Michelangnolo Buonarroti. Автором указан ученик мастера – Асканио Кондиви, но, судя по стилю, Микеланджело если и не писал лично, то записано с его слов. А значит, это первая автобиография мастера Возрождения, созданная собственноручно.
Предки мастера
Круг возможностей каждого отдельного флорентийца XVI века зависит от социального статуса. Поэтому людям так важно было записать себя в «старые аристократы».
У простолюдинов фамилий не было. Они именовались по отцу – Джованни ди Паоло, что означает буквально «Иван, сын Павла». По отношению к Микеланджело это звучало бы как Микеланджело ди Лодовико. Буонарроти – выходцы из торговцев. Но в письмах скульптора называют тремя способами, используя фамилии Буонарроти, Симони и их сочетание. В письме племяннику, рассуждая о том, как правильно именоваться, скульптор советует тому писать «Леонардо ди Буонаррото Буонарроти Симони». В другом письме он пеняет другу на то, что тот обозначает адресата как «скульптору Микеланджело», и просит обращаться к нему правильно.
К середине жизни амбициозный мастер решил, что генеалогия его семьи восходит к Матильде Тосканской. Для итальянцев это примерно то же, что для русских вывести родословную от князя Рюрика.
Финансовое состояние семьи
Этот вопрос важен для большинства семей, а для Микеланджело он приобрел чрезмерные черты, как и аристократическое происхождение. Основатель рода, от которого документально выводят родовое дерево скульптора, – Боунаррота ди Симоне, живший в XIV веке. Он торговал шерстью и был не беднее предка Медичи. Но уже у его сына начались проблемы. Мужчине предстояло найти приданое для 4 дочерей, а это снижало количество оставшихся в семье финансов. Дальше периоды процветания сменялись периодами упадка, где Буонарроти вели себя по принципу «мы бедные, но очень гордые».
Страх разорения глубоко укоренился в сознании скульптора. Поэтому, когда Микеланджело умер, в его доме нотариусы нашли немного вещей. Скудную, но качественную меблировку. Небольшой, но дорогой гардероб. Одного коня в конюшне и сундук с золотом – 8289 дукатов. Считается, что эта сумма приблизительно равна той, которую заплатила Элеонора Толедская в 1549 году за крупнейший из флорентийских дворцов – Палаццо-Питти. В этом дворце прошло детство Марии Медичи, второй жены французского короля Генриха IV.
Дата рождения
Обычно в источниках указывают, что Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе. В дневнике отца Лодовико Буонарроти записано, что младенец на свет появился «утром 1474 года, марта, 6-го дня». Разница возникает из-за того, что флорентийцы вели отсчет начала года от Благовещения.
Ребенок родился по месту, где в то время работал отец. Он был чиновником. Должности во Флоренции распределялись путем голосования. В мешок складывали бумажки с именами кандидатов. С улицы приглашали ребенка. Он вытягивал одну и зачитывал фамилию на ней. Так Лодовико получил должность в Капрезе.
Крестные
Если бы малыш родился во Флоренции, то крестными приглашали бы людей более высокого статуса, чем родители, чтобы он продвинулся по социальной лестнице. Высокопоставленные люди маленького города ничем бы Микеланджело не помогли в будущем. Поэтому крестными стали знакомые семьи.
Сегодня в Капрезе живет чуть больше 1000 человек. Единственное, чем знаменит город, – это место рождения Микеланджело.
Кормилицы
Микеланджело Буонарроти любил повторять, что впитал искусство резьбы с молоком кормилицы. Она была дочерью и женой каменщиков. Поэтому его таланты скульптора породили целое культурное течение среди знати о «правильном формировании навыков ребенка». Пока знатные флорентийцы тщательно выбирали кормилиц, местные поэты-сатирики «развивали» идею о том, что некоторые, вероятно, кладут ребенка в хлеву со свиньями, а потом удивляются: «На кого это он похож».
Характер
Известно, что Микеланджело был вспыльчивым. Возможно, эту черту характера он унаследовал от предков. Буонарроти-предок стал фигурантом судебного процесса. Пострадавший обвинял его во внезапном нападении. Из материалов дела следует, что пострадавший сидел и разговаривал с другом, но внезапно подбежал обидчик и запустил ему в голову кирпичом. Причин нападения пострадавший якобы не знал. Судья приговорил обидчика к штрафу.
Отношение к женщинам
Флорентийцы заключали браки по финансовым соображениям. За невестой следовало приданое, которое поправило бы финансы ее будущего мужа. Но в письме к племяннику Леонардо Микеланджело рекомендует искать в девушке здоровье, благородство крови, а больше всего – доброе сердце. Красоту искать не советует: «Тот, кто не красавец, не должен придираться к другим».
Сам скульптор женат не был. Причины назвать трудно. В одном из писем он отвечает, что искусство, как женщина, занимает много времени, а произведения – это дети, которые переживут родителя. Дальше приводит пример скульптора Лоренцо Гиберти, который создал бронзовые двери Флорентийского баптистерия и оставил состояние детям и внукам. Дети и внуки состояние уже промотали, а двери продолжают стоять.
Исследователи также считают, что возможная причина – гомосексуальная ориентация скульптора. Среди избранников Микеланджело называли разных молодых людей. Одному из них он посвятил цикл стихов.
Распространению гомосексуальных связей при дворе Лоренцо Медичи «помог» ряд причин. Первая: церковь трактовала понятие содомии не только как однополый секс, но также как секс между мужчиной и женщиной, целью которого пара не ставит зачатие ребенка. Следовательно, мужчина все равно станет грешником.
Вторая причина социальная – плохой уровень медицины. Отцу Микеланджело Буонарроти было около 30 лет. Франческе, матери, около 15. За восемь лет она родила мужу пятерых детей и умерла от родовой горячки. Ситуация в семействе Буонарротти не исключение, а норма. Большинство флорентийцев получали серьезную психологическую травму в детстве, когда умирает мать. Повзрослев, мужчина сталкивался со смертью жены, сестры и получал следующую травму.
Среди знаменитых флорентийцев нетрадиционные отношения приписываются большей части мужчин. Но, скорее всего, это не вопрос личных приоритетов, а попытка найти решение проблемы женской смертности доступными способами. Из пятерых братьев Микеланджело Буонарроти только один женился и имел детей.
Эстетические предпочтения
Как скульптор и художник Микеланджело предпочитал изображать обнаженную натуру. Если рисовал одежды, то всегда яркие и замысловатые по фасону. Считается что художественный вкус в одежде и подборе тканей выработался у мальчика благодаря соседству с торговцем шелком Томаззо Спинелли. Он жил рядом с Буонарроти.
Среди имущества, опись которого составили нотариусы после смерти скульптора, имелось немного вещей, но они были насыщенного черного цвета. Красильщикам тканей трудно добиться абсолютного черного. Поэтому такая ткань стоила дороже всего, а черные одежды стали признаком богатых аристократов. Косвенно вкус Микеланджело подтверждает племянница, 14-летняя Франческа. Она отправляет дяде письмом список того, что требуется купить. Верхний пункт перечня: «Синее платье, отделанное как положено или как Вы считаете нужным». Также известно, что Микеланджело любил покупать и дарить одежду своим ученикам.
Образование
Место учебы мастера неизвестно. Но договоры с заказчиками Микеланджело составлял на латыни. Иногда делал приложение к договору на флорентийском диалекте итальянского языка, в котором описывал суть предстоящей работы.
Ученичество
История о том, как Микеланджело стал скульптором, тоже пестрит белыми пятнами. Джорджо Вазари пишет, что он учился в мастерской Доменико Гирландайо. Договор об ученичестве датируется 1488 годом. Впоследствии Микеланджело отрицает факт учебы. Исследователи считают, что так амбициозный мастер пытался подчеркнуть собственную уникальность и то, что он никому этим не обязан.
Отец относился к камнерезному мастерству крайне негативно. Он избивал сына, пытаясь «выбить дурь». В воспоминаниях мастер отметит, что никакие побои не отвратили бы его от задуманного.
Микеланджело-художник
У Микеланджело есть около 200 рисунков, выполненных на бумаге. В XV веке бумага стала таким же прорывом в искусстве, как станок Гутенберга в книгопечатанье. Юный художник рисовал все подряд, что привлекало внимание: людей, скульптуры. Гирландайо использовал более плотный по текстуре картон для того, чтобы делать набросок фрески, а затем перенести рисунок на стену.
Отличительная черта рисунков Микеланджело – заполненность пространства. Он старался использовать каждый свободный клочок. Когда испытывал недостаток бумаги, то рылся в старых записях, находил лист с кусочком свободного места и рисовал там. На его рисунках Мадонна соседствует с запиской «заплатить подрядчику за мрамор из Сан-Лоренцо».
Юный скульптор и «голова фавна»
Время, когда Микеланджело был представлен правителю Флоренции Лоренцо Медичи, точно неизвестно. Наверное, будущий скульптор был среди учеников Доменико Гирландайо, работавших в саду скульптур, созданном Медичи. По легенде, мальчик увидел среди садовых творений античную голову фавна.
Время и вода стерли черты лица скульптуры. Тогда Буонарроти решил создать ее заново. Попросил у камнетесов инструменты и ненужный кусок мрамора, создав новую голову смеющегося божества. На следующий день ее заметил Лоренцо Медичи. Он подозвал ученика и сказал: «Фавн ведь старик, а у стариков зубов нет». Когда правитель ушел, Микеланджело взял долото и выбил фавну зуб, чтобы правдоподобно получилось. Медичи оценил скульптуру и находчивость, поэтому в дальнейшем покровительствовал Микеланджело.
Он пригласил отца, чтобы побеседовать о дальнейшей карьере мальчика. Лодовико Буонарроти не пришел в восторг и долго отказывался идти во дворец, пока его не потащили силой. Об этом гласит другая легенда. На вопрос Медичи о роде занятий семьи мужчина гордо сказал, что «он никогда не занимался ремеслами и живет на доходы с имений». Лоренцо оценил изношенный вид собеседника и предложил три должности на выбор. Лодовико выбрал самую меньшую. На что Лоренцо улыбнулся и сказал: «Друг мой! Да вы обречены жить в бедности!»
Всю жизнь Микеланджело Буонарроти находился в плохих отношениях с отцом. Скульптора злила жизненная концепция родителя: взять из имеющегося самое малое. Сетовать на бедность. Не давать сыну заниматься тем, что приносит деньги. Однако брать их и упрекать сына в том, что он зарабатывает их неблагородным трудом и т. д. Однажды Микеланджело крупно рассорится с отцом по этому поводу.
«Битва кентавров»
Одна из наиболее известных работ периода раннего Микеланджело – «Битва кентавров». Барельеф изображает сюжет греческой легенды битвы Геракла с кентаврами.
В те времена скульптор работал по камню путем отсечения лишнего. Чем больше мелких деталей в работе, тем больше труда прилагал камнерез. Кроме того, он не сумеет добавить кусок, если уже отколол. Поэтому требовалась точность удара долотом и понимание того, на какую глубину сделать раскол. По скульптурам Микеланджело заметно, что его мастерство повышалось с каждой следующей работой.
Дополнительным элементом выразительности стала шлифовка. Нешлифованные фигуры кажутся более громоздкими, «дикими». Так автор передает разницу между «цивилизованными героями» и «варварами».
«Мадонна у лестницы»
Этот барельеф тоже относится к раннему периоду творчества. В это время скульптор ищет собственный стиль. Возможно, недостаток опыта сделал «Мадонну у лестницы» слишком загадочной. Ее мускулистая фигура контрастирует с другими барельефами. Младенец спит, прислонившись к матери, но спиной к зрителю, что тоже нехарактерно для изображений Иисуса Христа.
По легенде, когда его ученик Асканио Кондиви зачитывал учителю отрывок из «Жизнеописания» Джорджо Вазари, в котором говорилось, как много внимания юный Микеланджело уделил изучению перспективы, прежде чем создать «Мадонну», и другим особенностям построения композиции, старый скульптор воскликнул: «Не изучал я никакую перспективу! Глупости все это!»
Известность
Микеланджело Буонарроти станет исполнителем заказов 9 пап римских. Первым его популяризатором в Риме оказался кардинал Рафаэль Риарио.
К XVI веку современники Микеланджело бодро разбирали на кирпичи остатки римских городов. Из них строили собственные дома. Скульптуры измельчали в известь и тоже использовали в строительстве. Лоренцо Медичи ввел моду на древнее искусство. Статуи стали ценными, и теперь крестьянин, выкопавший статую, зарабатывал на ее продаже гораздо больше, чем на измельчении.
Микеланджело с друзьями справедливо считали, что копаться в земле необязательно, если ты умеешь творить. Они создали статую Купидона, искусно состарили ее и продали кардиналу. Прямо или через посредников – историки спорят. В каталоге работ Микеланджело она известна как «Спящий Амур».
Однажды кардинал узнал о подделке. Разозлился и решил найти скульптора. Известно, что заплаченные за работу деньги пришлось вернуть. Но кардинал не успел стать поклонником творчества флорентийского скульптора. Во-первых, ему не понравилась созданная Микеланджело статуя Бахуса. Винить кардинала трудно. «Бахуса» любят описывать искусствоведы в научных работах, а публика его не любит – он слишком натурально пьян.
А во-вторых, Риарио был кандидатом на пост папы римского вместе с сыном Лоренцо Медичи, Джованни. Понтификом избрали Джованни под именем Льва X. Недовольные голосованием конклава организуют заговор. Несмотря на то, что кардинал Риарио не был участником заговора, он не предупредил Льва X. Заговорщики провалились. Чтобы спасти жизнь, Риарио пришлось уступить Медичи практически все состояние, считавшееся крупнейшим в Европе. В том числе Медичи не забыли его подобного участия в заговоре Пацци, в результате которого погиб брат Лоренцо Медичи.
«Спящий Амур» тоже не сохранился до наших дней. Последним его владельцем был король Англии Карл I. Статуя погибла в пожаре в одном из королевских дворцов.
«Давид» и Леонардо да Винчи
Со статуей Давида связан целый сборник легенд.
Заказчик статуи – гильдия торговцев шерстью. Им поручили позаботиться об украшении кафедрального городского собора – Санта-Мария-дель-Фьоре. Они решили украсить здание скульптурами. Возник вопрос, к кому из скульпторов обратиться. Рассматривались Микеланджело и Леонардо да Винчи. Микеланджело выбрали за то, что он согласился делать статую из испорченного куска мрамора и сказал, что дополнительный ему не понадобится.
Кусок был испорчен предыдущим исполнителем. Чтобы уменьшить вес при перевозке из каменоломни к мастерской, предыдущий скульптор Симоне де Фьезоле отколол лишнее и повредил будущую скульптуру. Леонардо да Винчи разозлил тот факт, что ему предпочли 19-летнего мальчишку. Так два скульптора стали врагами.
Следующая легенда связана с местом установки статуи. Флорентийцы были суеверны и придавали большое значение приметам. На крыше решили не ставить. Выбрали место на площади. Во время изгнания Пьетро Медичи из Флоренции и народных волнений статую повредили. Когда Медичи вернутся, то ее отреставрируют, но следы сражений останутся на мраморе навсегда.
Зрелость
Буонарроти не только скульптор, но и художник, расписывавший стены соборов. Он болезненно перенес смерть Лоренцо Медичи в 1492 году. Сын правителя Пьетро Медичи оказывается менее удачливым дипломатом и руководителем. После серии военных поражений флорентийцы изгнали его. Руководить городской жизнью стал фанатичный монах Джироламо Савонарола.
Современные психологи утверждают, что для того, чтобы чего-то достичь, нужно выйти из зоны комфорта. Флоренция и флорентийцы последовали этому совету. Результат получился странным, но интересным.
Отличительная черта Микеланджело – умение вовремя скрыться. Он уехал из страны сразу после изгнания Медичи вместе с двумя друзьями. По легенде, друг скульптора, проснувшись утром, сказал приятелям, что во сне к нему пришел Лоренцо в мрачных лохмотьях и велел уехать из страны. Буонарроти спросил у приятеля, с чего бы Лоренцо явился ему, а не собственному сыну. Но на вторую ночь правитель якобы явился всем, был весьма рассержен непослушанием, и им пришлось уехать.
Вскоре в городе запылают костры из произведений искусства. Больше других пострадает живопись. На обнаженные фигуры на фресках начинают дорисовывать штаны или затирать «срамные места». Пример такой правки виден на картине Буонарроти «Положение во гроб». Хотя она создана через 3 года после казни Савонаролы, идеи проповедника в костре не сгорели.
Одним из главных заказчиков работ Микеланджело в Риме стал Джулиано делла Ровере, известный под именем папы Юлия II. Священник, воин и меценат Юлий II начинает строить собор Святого Петра. Главным архитектором назначает Буонарроти. Но до этого понтифик поручает скульптору создание гробницы для себя. Предполагалось строительство отдельного здания размером 7x9 метров, украшенного мраморными статуями. Внутри планировали установку саркофага с телом.
Мастер отправился выбирать мрамор для усыпальницы. Выбирал 8 месяцев. За это время папа передумал строить гробницу, а Буонарроти как раз понадобились деньги, и он решил ускориться. До этого момента мастер уже получил 1600 дукатов. В аудиенции у понтифика ему отказали, и разозленный Микеланджело уехал из Рима.
За ним послали, но когда посланцы догнали скульптора, то он был вне пределов Ватикана и заявил, что никуда не поедет. Так родился новый тип художника, который не просто пишет портреты и создает скульптуры, а диктует условия заказчику.
Больше всего Микеланджело Буонарроти прославился росписью Сикстинской капеллы. Однако другие его произведения не менее интересны, так же как и легенды, придуманные о них жителями Флоренции. Папа Юлий II помирится с Буонарроти, но гробница не будет достроена. Через несколько дней после примирения старый и больной Юлий умрет. Папой римским станет Климент VII. Он поручит Микеланджело роспись Сикстинской капеллы – фреску на тему Страшного суда.