Семен Буденный в жизни и на войне — факты о знаменитом советском полководце
Семен Буденный — славный кавалерист, герой Гражданской войны, легендарная личность, за 20 лет прошедшая путь от унтер-офицера царской армии до маршала СССР. В его биографии хватает любопытных фактов и домыслов, а сам маршал входит в число наиболее неоднозначных фигур советской и российской истории.
Происхождение
Семен Буденный родился 25 апреля 1883 года на хуторе Козюрин, что на Дону. С этим фактом связан миф, согласно которому командарм принадлежал к казачьему сословию. На самом деле его родители, русские по национальности, переселились сюда из Воронежской области. Дончане называли таких иногородними.
Донские казаки по традиции получали землю от государства за военную службу. Приезжим такой привилегии не полагалось. Им приходилось либо арендовать земельные участки, либо зарабатывать в торговой сфере. Такова и была семья будущего кавалериста. Помимо Семена, у родителей росло еще шестеро детей.
Буденный еще ребенком стал работать в магазине местного купца, у которого служил некий приказчик — он и обучил Семена грамоте. Позже хозяин перепоручил юного помощника в подмастерья кузнецу.
Это те немногочисленные сведения о дореволюционной жизни будущего красноармейца, которые были известны в советские времена. В остальном их старались не касаться, ведь ничего героического в ранней биографии Буденного нет: он не отметился в народных антимонархических волнениях, не участвовал в подпольных организациях и пр.
Образование
Известно, что Семен Михайлович всю жизнь писал с ошибками, поэтому старался избегать этого занятия по мере возможностей. Например, знавший его Алексей Брусилов вспоминал, как Буденный обычно сам не писал приказы, делегируя эту работу другим.
К началу Гражданской войны у Буденного за плечами значились лишь курсы наездников, которые он прошел в школе кавалеристов. Сам военачальник осознавал, что этого недостаточно.
С окончанием войны Семен Михайлович принялся восполнять пробелы в образовании. В этом ему существенно помог Андрей Снесарев — военный ученый, бывший генерал и член Генерального штаба. Буденный прошел обучение в частном порядке, а затем поступил в военную академию, из которой благополучно выпустился в 1932-м.
Унтер-офицер
Достигнув возраста призыва, Семен Буденный отправился в армию. Он попал на Дальний Восток в ряды драгунского полка. С окончанием срочной службы решил не уходить из вооруженных сил. Ему довелось поучаствовать в войне с Японией, впрочем, непосредственно на фронте он не воевал. Его полк выполнял задачи по охране линий снабжения от набегов китайцев и маньчжурских банд кавалеристов.
Не будучи по крови казаком, Буденный обожал коней. Он разбирался в этих животных не хуже, чем офицеры кавалерии, а также славился выдающимися данными наездника. В ранние годы даже мечтал, что после ухода в отставку займется коневодством, откроет собственный конный завод. Но деньги, которые он потихоньку копил на будущее дело, сгорели в огне революции.
Самого способного наездника в полку отправили с Дальнего Востока в Петербург. Так в 1907-м Семен оказался в кавалерийской школе. Он окончил ее в 1908-м, получив звание старшего унтер-офицера. Вплоть до Первой мировой Буденный прослужил в драгунском полку Приморья. По этому поводу сведения разнятся — известна иная теория о том, что в этот период он ушел в запас и мирно жил в родных донских краях.
Георгиевские кресты
После 1914 года Семен Буденный служил на Кавказе в кавалерийской дивизии. Его драгунский полк успел побывать на Кавказском, Австрийском и Германском фронтах.
За 3 года участия в боях драгун сумел заслужить полный Георгиевский бант. Более того, в мемуарах военачальника указано, что, помимо 4 крестов, он получил и 5-й, правда, эту награду у него отобрали в качестве наказания за рукоприкладство. Но исследователи сомневаются в правдивости этого рассказа.
Знатоки биографии маршала считают: участие лично Семена Михайловича в написании мемуаров минимально. Как указывалось выше, с грамотой у него всю жизнь наблюдались сложности. Вероятно, если полководец что-либо и рассказывал, то надиктовывал «литературным неграм». К тому же он начал работать над книгой почти в 80 лет — в столь почтенном возрасте едва ли осилил бы такие большие объемы воспоминаний. Наконец, мемуары издавали громадными тиражами в СССР при официальной господдержке. Так что это чтиво, очевидно, создавалось по указке партии, для которой Буденный уже давно представлялся иконой и символом власти.
1-я Конная армия
Как только грянула Февральская революция, Семен Буденный, если верить все тем же мемуарам, тут же поспешил вступить в комитет дивизии кавалеристов Кавказа. Правда, ученые так и не сумели отыскать его фамилию в сохранившихся списках комитета той поры. Скорее, он не участвовал в политических процессах и благополучно уехал на Дон после демобилизации.
Уже на Юге России Семен Михайлович вступил в коллектив местного совета — тут же по его распоряжению на Дону принялись формировать отряд из казаков, чтобы бороться с другими местными жителями, не принимающими новую советскую власть. Но вскоре начинание Буденного пресекли, совет разогнали, а ему пришлось уходить в лес, где он примкнул к отряду под предводительством Бориса Думенко.
Со временем отряд красных разросся — принудительным образом пополняя свои ряды, он превратился в полк. На подступах к Царицыну подразделение сошлось с частью обороны, руководимой Иосифом Сталиным. Так состоялась судьбоносная для Буденного встреча.
Позже Буденный заменил Думенко на посту командира, дальше в его ведении оказался сформированный корпус, а в 1919 году появилась легендарная 1-я Конная армия. Кстати, мифы о непобедимости этих красноармейцев появились уже гораздо позже благодаря усилиям советской пропаганды. В действительности, помимо славных побед, кавалеристы нередко терпели и поражения.
Религия
Известна теория, по которой Семен Буденный до конца дней оставался религиозным человеком. Прямых тому доказательств нет, а уж в советский период и не могло возникнуть. Невозможно представить, что кумир СССР подорвал бы идеологическую установку на атеизм. Однако некоторые моменты из его биографии заставляют задуматься.
Вероятно, полководец не отвергал веру, только тщательно это от всех скрывал. Вспоминают его беседу с Владимиром Лениным, когда кавалерист вдруг упомянул Всевышнего — якобы благодаря Богу дела его идут в гору. Происходило ли это в точности так, как рассказывают, еще надо доказать. Но если эпизод и имел место, то любопытно, что Владимир Ильич не сделал Буденному замечания по этому поводу — видимо, мог позволить такую вольность по отношению к славному рубаке.
Репрессии
Под репрессии 1930-х попали десятки советских высокопоставленных чинов и военных командиров. Семен Михайлович оказался в числе тех немногих персон, которых эти преследования совершенно не коснулись. Более того, он сам участвовал в репрессиях, пусть и не так активно, как остальные соратники. Например, Буденный значился членом суда, который рассматривал дело Михаила Тухачевского, и дал добро на расстрел.
Сталин полностью доверял Буденному, при этом кавалерист не лез в политические дела и не показывал каких-либо амбиций. Когда в начале 1930-х уже стало очевидно, что кавалерия сдает позиции перед развивающейся бронетехникой, роль Семена Михайловича словно бы начала падать. Но он продолжал выступать на партийных съездах с речами о разведении коней, а в самом горячем 1937-м и вовсе сделался руководителем Московского военного округа. Пока других маршалов арестовывали, у этого военачальника продолжался карьерный рост — вскоре он уже занял пост наркома обороны.
Великая Отечественная
В 1920-х и 1930-х в Советском Союзе неустанно создавали песни, прославляющие непобедимого Буденного и его подвиги в роли предводителя кавалеристов-красноармейцев. Вдобавок на эту тему сняли десятки кинокартин, написали массу стихов и прозы. И Сталин решил использовать уже становящегося легендарным маршала в качестве инструмента воодушевления народа в начавшейся ВОВ.
Бывшего кавалериста поставили командовать Юго-Западным направлением, а также поручили ему удержать Киев от фашистского наступления. Но в качестве полководца Семен Михайлович не сумел проявить себя. Он привык разгоряченно скакать на лихом коне с шашкой наголо, а премудрости боевой тактики и стратегии при руководстве целым фронтом с артиллерией, авиацией, бронетехникой оказались ему не по зубам.
Уже через 1,5 месяца это стало понятно и Сталину, поэтому он снял любимчика с высокого и ответственного поста. Потом Иосиф Виссарионович попытался дать ему второй шанс, назначив командиром Северо-Кавказского фронта. Но и здесь Семен Михайлович продержался только 4 месяца, после чего его отозвали. С этой поры он снова возглавил кавалерию, хотя род войск уже откровенно играл второстепенную роль. В целом ни единой боевой удачи за годы Великой Отечественной войны маршал не добился.
Три жены
В биографии Буденного случились три брака. Первый раз он женился в 20 лет, когда прибыл домой в отпуск из кавалерийской школы. Супругой стала девушка из соседней станицы. Через несколько месяцев после венчания он вернулся на службу, а позже забрал к себе на фронт и жену. Надежда прошла с ним всю Гражданскую войну, работая в санчасти. В мирное время пара поселилась в Москве. Поползли слухи, что оба супруга не верны друг другу. В итоге все закончилось трагически — женщина случайно застрелилась из пистолета мужа. Хотя, поговаривали, что он ее убил за измену.
Ради восстановления после потери Надежды Буденный уехал в Кисловодск. В санатории он познакомился со спутницей знакомого офицера, а по прошествии короткого отрезка времени сделал Ольге предложение. В Москве девушка пошла учиться на певицу в консерваторию, позже при помощи мужа устроилась в Большой театр. В 1937-м, пока Семен Михайлович пребывал в военных округах, артистка увлеклась светской жизнью — в итоге ее обвинили в связях с иностранцами и посадили. В течение 19 лет она отбывала наказание в лагерях.
Вскоре после ареста жены Семен Буденный при помощи оставшейся жить с ним тещи познакомился с двоюродной сестрой Ольги — Мария стала третьей его супругой. В этом браке он обзавелся детьми. Старший сын пошел по отцовским стопам, став военным. Дочь выбрала карьеру художницы, а младший наследник всю жизнь проработал в сфере внешней торговли.
Буденовка
Имя командарма увековечено в названии знаменитого головного убора — буденовки. Она представляет собой матерчатый остроконечный шлем с нашитой спереди звездой.
Любопытно, что это изделие придумали еще при царе. Над его созданием работал Борис Кустодиев, Виктор Васнецов и некоторые другие художники. Николай II надеялся, что напоминающая шлемы былинных русских богатырей шапка станет символом скорой победы России в Первой мировой. Но император просчитался.
Буденовка превратилась в символ Красной армии. Впервые на практике головной убор стали использовать как раз в дивизии, руководимой Семеном Михайловичем. Так за ним и закрепилось название.
«Народные» усы
Портрет Семена Буденного невозможно представить без колоритных пышных усов. Они стали неотъемлемым элементом образа народного советского героя и уже отдельно от него фигурировали в ряде легенд.
Согласно одной истории, отпущенные еще в период службы в драгунском полку усы Семен Михайлович чуть не спалил в разгар Гражданской войны. При проверке трофейных патронов он неосторожно поджег один ус и решил полностью сбрить это мужское украшение. Но то ли Сталин, то ли Михаил Фрунзе запретил — сказал, что это «народные» усы, и не Буденному решать их судьбу.
Живая легенда
Семен Буденный прожил 90 лет, в финале жизненного пути оставшись единственным живым участником Гражданской войны. Он сумел пережить несколько поколений и под конец являлся настоящим человеком-легендой, хотя кавалерия на тот момент давно уже канула в лету.
При Никите Хрущеве маршал заседал в президиуме ДОСААФ, возглавляя наградную комиссию. Сам бывший командарм тоже не испытывал недостатка в наградах — над его «иконостасом» на груди посмеивались не меньше, чем над звездами Леонида Брежнева.
В годы хрущевской оттепели после многолетнего перерыва вновь пустились романтизировать Гражданскую войну и героизировать красных бойцов. Эта ситуация сыграла Буденному на руку, поскольку он уже оставался единственным здравствующим героем. Правда, был еще и Климент Ворошилов, но тот особых ратных подвигов не совершал и соответствующей славы не снискал, вместо этого считался оруженосцем Сталина.
Что же касается Буденного, он уже превратился в фигуру, стоявшую в одном ряду с Василием Чапаевым. Не зря о Семене Михайловиче еще при его жизни стали слагать анекдоты, а это уже настоящий признак народной любви.
«Крест Азаряна»
Природа наградила Семена Михайловича крепким здоровьем. Даже в зрелости командарм оставался в превосходной физической форме. Известен случай, когда он сумел повторить сложный гимнастический трюк.
В 1955 году советский спортсмен Альберт Азарян сделал на кольцах особую фигуру, получившую название «крест Азаряна». Выступление атлета показывали по телевизору. Когда домочадцы показали Семену Михайловичу удалого гимнаста, он не растерялся и, хмыкнув, тут же повторил акробатический этюд на висевших в доме кольцах. Кстати, на тот момент маршалу уже исполнилось 72 года.
Смерть
В 1973 году Буденный находился у себя дома в столице. 20 октября ему стало плохо, маршал потерял сознание. Больше он не приходил в себя, а 26-го числа от кровоизлияния в мозг умер. Герой Гражданской войны скончался в 90 лет.
Для персон такого уровня тогда подразумевалась стандартная процедура захоронения праха в Кремлевской стене. Но по распоряжению Брежнева поступили иначе. Семена Михайловича похоронили рядом с мавзолеем Ленина в «Почетной шеренге». Могила военачальника с памятником представлены на фото ниже.
В памяти и культуре
Неоднократно Буденный фигурировал как персонаж литературных произведений. Например, в «Конармии» Исаака Бабеля, в «Тихом Доне» Михаила Шолохова, в «Хождениях по мукам» Алексея Толстого и пр. В кино его образ впервые появился в фильме 1923 года «Красные дьяволята», позже мелькнул в новой экранизации приключенческой повести Константина Давидовского — «Неуловимые мстители», а также в ряде иных лент.
Еще при жизни маршала в его честь назвали сотни объектов по Советскому Союзу. Многие наименования до нынешних времен не сохранились. Правда, еще остаются десятки улиц, проспектов и бульваров Буденного, а также ряд населенных пунктов — деревень, станиц, сел, поселков, городов.
Что касается памятников славному кавалеристу, таковых осталось мало. К примеру, установлен бюст в Ростове-на-Дону, почетным гражданином которого числится Семен Михайлович.
Из всех красных военачальников Гражданской войны Семен Буденный был наиболее удачливым. Юный боец, мечтавший о карьере коннозаводчика, стал маршалом, избежавшим репрессий и при жизни обретшим славу. Похожая судьба досталась только Сталину и Ворошилову, остальные командармы либо рано ушли из жизни, либо превратились в легенду уже после смерти.