Хо Ши Мин — самый знаменитый вьетнамец в мире: жизнь и правление первого президента Северного Вьетнама
- Нгуен и Жуань
- «Триумфатор»
- Садовник Ван Ба
- «Американская мечта»
- Кочегар и ученик кулинарного мэтра
- Путь социалиста
- Тезисы Ленина
- Миссия в Китае
- Возвращение на родину
- Северный Вьетнам
- Война с Францией
- Противостояние с США
- Тропа Хо Ши Мина
- «Самый бедный президент»
- Буддизм и коммунизм
- Энгельс, Маркс, Ленин и Хо Ши Мин
- «Отец нации» и диктатор
«Хо Ши Мин – это вьетнамский Джордж Вашингтон», – сказал посол США в коммунистическом Вьетнаме Дуглас Пит Питерсон. Он разорвал колониальные оковы Франции, освободил страну от гнета Японии и дал бой Соединенным Штатам, но не дожил до победы.
Вьетнамский лидер добился независимости родины, провел аграрную реформу и воспитал поколение революционеров, которые жили по его заветам и передали наставление «дядюшки Хо» своим отпрыскам. Однако в жизни политика была не только борьба с колонизаторами и интервентами. Факты из биографии первого президента Северного Вьетнама – в материале 24СМИ.
Нгуен и Жуань
По традиции во Вьетнаме люди получают не одно имя. Например, после рождения ребенка называют «молочным именем». Так, будущего вьетнамского лидера, который родился 19 мая 1890 года, назвали Шинь Кунгом. Семья носила фамилию Нгуен – интерпретация китайской Жуань (в переводе «племянник»). Китай покорил Вьетнам в 111 году до н. э. До X века н. э. страна большую часть времени была одной из провинций Поднебесной. Китайцы собирали налоги с вьетнамцев, поэтому возникла необходимость идентифицировать жителей.
Захватчики дополнили имена покоренных людей фамилиями. Использовали популярные китайские варианты, имена чиновников-феодалов, закрепленных за определенной областью. Распространение получила фамилия Жуань, которая позже трансформировалась в Нгуен. Когда Вьетнам освободился, проживавшие здесь китайцы не уехали, а сменили фамилии и ассимилировались. Число Нгуенов выросло, когда в XIX веке к власти пришла династия с таким же родовым именем. Считается, что во Вьетнаме каждый третий житель носит фамилию Нгуен.
Родители Шинь Кунга не имели отношения к правящей династии, но не считались последними людьми в деревне Шен (другое название – Кимльен), что расположена в Центральном Вьетнаме. Отец, Шинь Шак, истовый последователь Конфуция, занимал должность судьи в городе Куинён. Карьера вьетнамца рухнула из-за инцидента в 1910-м. Человек, которого Нгуен велел в наказание побить палками, скончался через 2 месяца после экзекуции.
Отец будущего президента интересовался восточной медициной, занимался общественной деятельностью и отказывался от работы на французское колониальное правительство. Его сын Шинь Кунг с юных лет проникся идеей независимой родины.
«Триумфатор»
Франция плотно обосновалась во Вьетнаме во второй половине XIX века. При поддержке испанских сил, базировавшихся на Филиппинах, французы захватили один из главных городов – Сайгон, а затем победоносно прошли по другим регионам, попутно завоевав Лаос и Камбоджу.
Шинь Кунг перед поступлением в школу получил второе имя – Тат Тхань («Триумфатор», «Победитель»). В детстве по настоянию отца мальчик освоил китайский язык. Шинь Шак считал, что любой образованный мужчина-вьетнамец должен знать не только родной, но и язык жителей Поднебесной. Тат Тхань сменил ряд школ, в одной из которых подружился с людьми, отстаивавшими идеи независимости.
В молодости у будущего президента была возможность поехать обучаться в Японию. Тат Тхань учился хорошо и мог построить карьеру высокопоставленного чиновника. Японцы строили планы на Юго-Восточную Азию и собирали военно-административный ресурс для изгнания европейцев из региона. Тат Тхань мог занять место в этой системе, но выбрал другой вариант – отправился в Европу.
Садовник Ван Ба
В 21 год Нгуен устроился на французское пассажирское судно помощником повара под именем Ван Ба. Вьетнамец мыл посуду, убирал рабочую зону, таскал уголь, зажигал печь, носил из трюма овощи, мясо, рыбу, лед. На кухне было жарко, Ван Ба обливался потом, а затем шел в холодный подвал. Работал молодой человек с 5 утра до 9–10 часов вечера, но находил время на чтение книг. В 1912-м корабль зашел в порт Гавра (Франция) для ремонта. Экипаж перевели на другое судно, которое направлялось в Индокитай.
Ван Ба не хотел назад, поэтому согласился на предложение владельца корабля поработать садовником в его поместье. Через пару месяцев море вновь позвало Нгуена. Работодатель предложил вьетнамцу отложить лопату и секатор и отправиться на грузовом корабле в Африку. Ван Ба согласился и побывал в портах Туниса, Алжира, Сенегала, а до этого судно заходило в гавани Испании и Португалии.
«Американская мечта»
В 1912 году Нгуен прибыл в Соединенные Штаты. Северная Америка в начале XX века казалась местом возможностей, поэтому пользовалась популярностью у выходцев из Европы, Азии, Африки. Будущий вьетнамский лидер тоже пытался реализовать свою «американскую мечту», трудясь наемным рабочим в Нью-Йорке за $40 ($1250 в 2023-м с учетом инфляции) в месяц.
У Нгуена было много свободного времени, поэтому он гулял по городу, осматривал достопримечательности, общался с иммигрантами. В США будущий президент Вьетнама успел поработать пекарем в гостинице Parker House (Бостон). Во время пребывания в Штатах его восхитил текст Декларации независимости.
Кочегар и ученик кулинарного мэтра
В 1913 году Нгуен покинул США и прибыл в Англию. На британской земле вьетнамец устроился в школу дворником. Ван Ба несколько недель расчищал дорожки от снега, а затем бросил эту работу и стал кочегаром. Рабочий день начинался в 5 часов утра, и до поздней ночи Нгуен подбрасывал в топку уголь. В Британии вьетнамец стал вплотную изучать английский язык.
Оставив лопату и кочергу, Нгуен вернулся к кулинарии. Сначала молодой человек работал в гостинице Drayton Court в Западном Лондоне, а затем перешел в отель Carlton и стал помощником французского кудесника Огюста Эскофье, которому, по легенде, кайзер Вильгельм однажды сказал: «Я император Германии, но ты император поваров».
Кулинар сделал Нгуена своим любимцем, научил готовить различные блюда и поделился секретами ресторанного бизнеса. Заработок вьетнамца вырос, но при этом появилось больше свободного времени, которое тот тратил на книги и совершенствование английского.
Путь социалиста
Нгуен имел все шансы открыть ресторанчик вьетнамской кухни в Лондоне, но вернулся во Францию. В 1916-м сюда его позвал один из земляков, который пообещал помочь с квартирой и работой. Здесь молодой человек устроился в фотоателье. Работа приносила прожиточный минимум, но было много свободного времени, которое Нгуен тратил на политику.
Во Франции вьетнамец начал путь социалиста. Примкнув к левым в 1919-м, он взял новое имя – Ай Куок («Патриот»). В Париже шла Версальская конференция, в ходе которой политики перекраивали карту Европы. Внезапно где-то на периферии грандиозного события возник «тщедушный, но полный жизненных сил юноша», как его охарактеризовал шеф французских силовиков в Индокитае Луи Арну. Нгуен совершил маленький, но важный шаг. Он с единомышленниками подготовил «Тетрадь пожеланий вьетнамского народа», которую распространял среди участников мероприятия.
Политики делили территории, а инициативы 29-летнего «юноши» и проблемы Индокитая их не особо беспокоили. Франция была в числе победителей, поэтому крепко держала заморские земли. Нгуен своими действиями привлек только внимание силовиков, которые установили слежку за вьетнамцем.
Тезисы Ленина
В 1920 году Ай Куок прочел тезисы Владимира Ленина по национальному и колониальному вопросам. Взгляды Нгуена полностью совпали с идеологией коммуниста. Французские социалисты примкнули к Третьему Интернационалу и образовали местную компартию. В политическом объединении Ай Куок продвигал интересы Индокитая.
Деятельность активиста привлекла внимание министра по делам колоний Альбер-Пьера Сарро, который вызвал вьетнамца на беседу. Чиновник в жесткой форме призвал Нгуена оставить выбранный курс, но при этом заверил, что всегда готов помочь, если будут проблемы. Но политик не бросил дело, а продолжил горячо отстаивать права и интересы жителей Вьетнама. На Нгуена обратил внимание большевик Дмитрий Мануильский и пригласил активиста в Москву.
Миссия в Китае
Нгуен мечтал пообщаться с Лениным, но к моменту приезда в РСФСР лидер революционеров был тяжело болен и не принимал посетителей. В Москве вьетнамца застала весть о смерти Владимира Ильича. Несколько часов политик простоял на морозе, чтобы проститься с кумиром.
До этого Нгуен дал интервью Осипу Мандельштаму, который работал в журнале «Огонек». Поэт тоже заметил, что гость выглядит молодо, назвав того «мальчиком», хотя ему было 33 года. Политик говорил по-французски о колонистах-угнетателях народов в Азии и Африке. Мандельштам не догадывался, что перед ним сидит будущий лидер Вьетнама. Поэт не дожил до того дня, когда Нгуен не только изгнал французов, но и бросил вызов США.
В Москве Нгуен чувствовал себя комфортно: кругом единомышленники, учеба в университете, никаких угроз господина Сарро и обещания помощи в борьбе за независимость Вьетнама. Коминтерн отправил социалиста в Китай под видом переводчика. Задачей было наладить связь с вьетнамскими революционерами. Нгуен, который работал под псевдонимом товарищ Выонг, с ней справился.
По легенде, в Китае революционер женился на акушерке Цзэн Сюэмин, которая впоследствии взяла имя Танг Тует Минь и якобы была беременна от политика. Существует биография невесты и дата заключения брака. Однако официальная версия отрицает слухи о том, что Хо Ши Мин был женат или имел детей.
Возвращение на родину
Нгуен вернулся во Вьетнам через 30 лет. К тому моменту на родине действовали партизанские отряды. Пробираясь домой, революционер преодолел раздираемый войной Китай, прошел джунгли и обосновался в деревушке Пакбо на севере Вьетнама, в 3 км от границы с Поднебесной. Нгуен рассчитывал на помощь СССР, но война с Германией заставила поставить азиатские проекты на второй план.
Разгромленная нацистами Франция утратила контроль над Индокитаем, куда поспешили японцы. Нгуен с единомышленниками тактично остались в стороне, но образовали тайную организацию «Вьетминь». Коммунисты занимали главенствующую роль, но не выпячивали «красные» лозунги, стараясь не отпугнуть буржуазные партии и внешних союзников. Одним из направлений был Китай, где укреплял свою власть Чан Кайши.
Нгуен решил встретиться с китайским лидером и договориться о сотрудничестве. Отправляясь в путь, политик взял свой самый известный псевдоним – Хо Ши Мин («Свободная воля» или «Просветитель»). Но по пути делегацию арестовали. Во-первых, вьетнамцев подозревали в связях с японцами. Во-вторых, Чан Кайши не мог простить Хо за то, что тот провел несколько месяцев в резиденции его оппонента Мао Цзэдуна. Политик провел за решеткой 13 месяцев, но при каждой возможности передавал послания соратникам, призывая «работать дальше».
Северный Вьетнам
Вьетнам хотели контролировать французы, британцы, американцы, китайцы и японцы. События в 1945 году развивались стремительно. Хо дождался, пока японцы выбьют остатки сил Франции. Когда правительство Страны восходящего солнца предложило вьетнамцам союз для борьбы с западными колонизаторами, Хо ответил отказом. Политик считал, что Япония хитрит, используя аргумент «одна раса – одно государство». Лидер вьетнамских коммунистов знал о том, что происходило в Корее и Китае, где побывали японцы.
Поэтому политик мобилизовал все ресурсы «Вьетминя» и освободил север страны. В истории события известны как Августовская революция. Хо провозгласил независимость Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), но столкнулся с новой проблемой. При поддержке американских войск французы заявили права на отделившиеся территории. Одновременно Китай претендовал на северные провинции, напоминая о помощи в борьбе с японцами.
Хо совместил посты президента и премьер-министра ДРВ. Политик писал письма в Белый дом, но Гарри Трумэн игнорировал призывы о помощи. Поездка в Париж тоже не принесла плоды. Но во Франции коммунист познакомился с Давидом Бен-Гурионом, который впоследствии стал премьер-министром Израиля. Хо заявил о готовности выделить евреям территорию в своей стране. Но Бен-Гурион отказался, посчитав, что ему удастся основать Израиль в Палестине.
Война с Францией
Через год после объявления независимости ДРВ вступила в войну с Францией. У защитников было устаревшее японское оружие, которое оккупанты не успели вывезти. Революционеры хватали мачете и «ударные мины» – самодельную взрывчатку, прикрепленную к палке. С этим оружием вьетнамцы противостояли танкам и бронетранспортерам. Но на стороне защитников были густые джунгли, родные земли и тяжелый для европейцев климат. Партизанские отряды наносили ощутимый урон захватчикам, но для победы этого было мало.
В 1950 году Хо прибыл в Москву, где встретился с Иосифом Сталиным и Мао Цзэдуном. Переговоры принесли Вьетнаму артиллерию, оружие для пехоты и военных инструкторов. Французов поддерживали американцы, но в 1954 году прогремел последний выстрел. Париж отказался от претензий на Северный Вьетнам.
Кстати, среди французских солдат в Индокитае был Ален Делон. Будущий актер мечтал стать летчиком-испытателем, но не успел записаться на отбор. Однако военные предложили 17-летнему Делону поступить на службу в парашютно-десантные войска корпуса морской пехоты. После учебы Ален оказался в Сайгоне, куда отправился вслед за товарищами, выбравшими службу в Индокитае.
Противостояние с США
Французы отступили, но Вьетнам остался разделен на Север и Юг. Сложилась аналогичная ситуация, что и в Корее. Север поддерживала Москва, а Хо помогал коммунистам в Южном Вьетнаме, который контролировали прозападные силы. К середине 1950-х Нгуен превратился в «отца нации», но без мании величия и диктаторских амбиций. Однако у товарища Хо была одна идея – объединить страну. На пути стояли Соединенные Штаты, которые спонсировали правительство Южного Вьетнама.
Все началось с военизированной организации «Вьетконг». Северовьетнамцы передавали товарищам на юге оружие, боеприпасы и помогали строить планы по дестабилизации. Джон Кеннеди пытался договориться с «дядюшкой Хо», но лидер нации не видел другого варианта, кроме объединения страны. Сначала противостояние шло между вьетконговцами и прозападными силами. Когда бойцы Хо обстреляли американский эсминец, США объявили войну ДРВ. Так началась Вьетнамская война, до конца которой президент Северного Вьетнама не дожил.
Тропа Хо Ши Мина
В 1957-м революционер совершил турне по социалистическим странам Европы: Чехословакия, Польша, ГДР, Венгрия, Югославия, Албания, Румыния.
На обратном пути политик заехал в СССР. Сначала Хо побывал в Крыму, где провел переговоры с Никитой Хрущевым. Затем приземлился в аэропорту Минска, где его встречал председатель Президиума Верховного Совета БССР Василий Козлов. После столицы Белоруссии политик отправился в Ленинград. Но в Минске после визита вьетнамского гостя появилась занимательная традиция.
Лидера ДРВ прокатили на машине по улицам столицы БССР, сделали фото на фоне достопримечательностей и проводили на самолет. Однако с тех пор минчане зимой протаптывали на льду реки Свислочь дорожку, которую в шутку называли «тропой Хо Ши Мина». Так в годы войны с США вьетнамцы называли сухопутные и водные пути, через которые вьетконговцы поставляли оружие на юг Вьетнама.
«Самый бедный президент»
Политик находился у власти четверть века. Многие правители, которые десятилетиями оставались наверху, ассоциируются с роскошью, богатством и непомерным эго. Но исследователи отмечают, что «дядюшка Хо» вел аскетичный образ жизни: жил в обычном доме, носил простую обувь и одежду, в еде был сдержан, много работал. В историографии таких личностей мало. Например, Тома Санкара – революционер и лидер Буркина-Фасо. «Африканский Че Гевара» на фоне диктаторов, купавшихся в золоте и алмазах, выглядел нищим со своим подержанным «Пежо».
У Хо одной из самых ценных вещей в доме была пишущая машинка. Политик работал за столом из бамбука, а гостям предлагал разместиться в креслах из того же материала. Еще одно достояние рабочего кабинета – полки с книгами, среди которых и сочинения Ленина, и труды хозяина комнаты. Говорят, Хо мог жить в роскошном дворце французского генерал-губернатора, но захотел поселиться в небольшом доме крестьянского типа с двумя комнатами.
Но даже у вождя вьетнамской революции были человеческие слабости. Дядюшка Хо был неравнодушен к табаку. Любил американские сигареты Philip Morris, которые непременно лежали в одном из карманов. Ездил политик на ЗИС-110 и ГАЗ М-20В «Победа».
Буддизм и коммунизм
Хо Ши Мин в современном Вьетнаме – бренд, символ свободы и полубожество, в честь которого построен мавзолей. В память о политике по всему Вьетнаму стоят храмы. Например, одно из таких сооружений расположено на окраине Вунгтау. Город на юге при проамериканском правительстве превратился в азиатский филиал Лас-Вегаса: казино, злачные места, проститутки. Коммунисты, изгнав солдат США, первым делом сожгли или снесли подобные заведения. Аналогичные события разворачивались в Сайгоне, который переименовали в Хошимин и сделали столицей объединенного государства.
Во Вьетнаме соединились две идеологии. В годы войн коммунисты бок о бок с буддистами боролись за будущее страны. Хо, строя идеологию, опирался на СССР и Китай. Официально вьетнамцы – атеисты, но буддизм не запретили и храмы не стали закрывать и сносить. Массивные ворота и колокол, барабан, типичная архитектура пагоды – характерные черты храма во Вьетнаме. Но рядом с классическими символами на ветру развевается огромный красный флаг с серпом и молотом. Внутри храма – бюст товарища Хо, благовония и таблички с именами павших солдат.
Такие места посещают ветераны, студенты, школьники, партийные работники. Но не только вспоминают первого президента, а приносят с собой фрукты, которые возлагают у алтаря. Гроб с телом Хо Ши Мина находится в городе Ханой в усыпальнице, расположенной на площади Бадинь. Здесь также размещен музей первого президента. Вождь революции умер 2 сентября 1969 года – в день 24-й годовщины со дня объявления независимости ДРВ. Причиной смерти государственного деятеля стал сердечный приступ.
Энгельс, Маркс, Ленин и Хо Ши Мин
Памятники первому президенту ДРВ установлены не только во Вьетнаме, но и в России, Франции, Китае, Индии. В последней стране в 2021 году произошла история, которая «взорвала» заголовки СМИ. В штате Керала состоялась свадьба парня по имени Фридрих Энгельс. Гостями торжества были индийцы и сыновья местного коммуниста – Маркс и Хо Ши Мин. В этот важный день жениха поддержал его брат Ленин.
Все участники свадьбы не имеют никакого отношения к идеологам коммунизма. В Керале долгое время правила компартия, поэтому в штате остались последователи идей Энгельса и Маркса. В середине XX века в Индии были популярны советские и русские имена и фамилии. В первой четверти XXI века в стране встречаются Валентины, Терешковы, Гагарины и Пушкины. Один из поклонников балета назвал отпрыска Юэсэсэр-Натараджан – «СССР – бог танца».
«Отец нации» и диктатор
Хо Ши Мин родился в эпоху, когда на Вьетнам посматривали Франция, Япония, Великобритания, Китай, а затем присоединились и США. Колониальная система начала рушиться после Первой мировой войны, а окончательно треснула после Второй мировой. Заслуга Хо перед Вьетнамом в том, что он организовал и возглавил борьбу за независимость. Политик отвоевал и сохранил суверенитет страны. Кроме того, государственный деятель воспитал поколение, которое и без его участия победило захватчиков.
Из социалистического лагеря Хо Ши Мин прослыл наименее кровавым. Вьетнамский лидер не устраивал репрессии уровня Сталина и Мао. Но без расстрелов и лагерей не обошлось. Аграрную реформу ждали беднейшие жители деревень, но зажиточным крестьянам и так было хорошо. Партия во главе с Хо проводила жесткую политику и устраняла или ссылала всех недовольных.