Феликс Най-Турс

Felix Nye-Tours
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
полковник, белогвардейский офицер

История персонажа

Феликс Най-Турс – русский офицер, полковник, персонаж из романа «Белая гвардия». Его автор – Михаил Булгаков.

Создание персонажа

«Белая гвардия» – не первое произведение, но первый роман в творчестве Булгакова. В нем автор представил историю собственной семьи после двух революций, т. е. в 1918 году: как жили, о чем думали и к чему стремились дворяне-интеллигенты. Не все члены семейства появились на страницах произведения. Например, Алексей Турбин написан с Михаила Афанасьевича, но писатель был женат, а его герой – нет.

Роман также стал источником выражения личных взглядов, а как известно, симпатии автора принадлежали Белому движению. Полную антипатию вызывал у него Симон Петлюра со своей армией. Это определило эпитеты, при помощи которых автор создает характеристики персонажей.

История создания образа полковника Най-Турса запутана прежде всего потому, что его прототип точно не определен. По одной версии, это генерал Федор Келлер, руководивший белыми на Юге России в 1918 году и убитый петлюровцами в тот же период. В пользу этого варианта приводят такие аргументы:

  • имя прототипа и героя начинается на Ф – Федор и Феликс;
  • Келлер картавил, такая же особенность речи присуща Най-Турсу;
  • они получили одинаковый тип ранения, в результате чего потеряли способность поворачивать шею; оба поворачивались корпусом;
  • оба хромали после еще одного ранения.

Дата и время смерти прототипа и персонажа якобы совпадают – 14 декабря 1918 года, 4 часа дня. Эту дату записал на печке Николка.

14 декабря Келлер с отрядом из 30 юнкеров отступал из Киева под натиском конницы Петлюры по Крещатику к Думской площади, где, распустив юнкеров, остался защищать их отход. Немцы пытались его вывезти, но Келлер отказался, сказав, что если придется переодеваться в чужой мундир, то он никуда не едет. Он был арестован петлюровцами и позже расстрелян конвоем якобы при попытке к бегству. Местоположение могилы Келлера неизвестно.

На самом деле эпизод с отказом от чужого мундира больше похож на популярную легенду того периода. Слишком многим людям она приписывается, начиная от великих князей и заканчивая обычными офицерами. Все отказываются снимать мундир и прятать погоны. Это вызывает недоверие к правдивости героической истории Келлера.

Кроме того, информация должна была как-то попасть к Булгакову. Если у эпизода с боем могли оказаться свидетели-горожане, пересказавшие ее писателю, проживавшему в Киеве с семьей, то в ситуации с отказом от переодевания, арестом и расстрелом генерала оказались бы разные участники. Они принадлежали к разным лагерям и исчезли из города, не создавая архивов (немцы, петлюровцы). Переписки, в которой бы Булгаков интересовался Келлером или ему писали о генерале, нет.

Алексей Серебряков в образе Феликса Най-Турса в фильме «Белая гвардия» / Фото: Проза.ру
Алексей Серебряков в образе Феликса Най-Турса в фильме «Белая гвардия» / Фото: Проза.ру

Вместо этого в письме к П. С. Попову автор отметил, что его Най-Турс – «образ отдаленный <...> идеал <...>». Писатель так представлял себе русского офицера. Прочитав эти строки, булгаковеды решили, что либо прототипа не было, либо называть его вслух казалось опасным.

Еще один вариант прототипа – генерал-майор Николай Шинкаренко. В 1917-м в его жизни был похожий эпизод, когда он прикрывал отход своих. В 1918-м Николай Всеволодович скрывался, а в 1919-м оказался на Северном Кавказе, где командовал дивизией. Там же в это время служил военным врачом Михаил Булгаков. Из пересечений биографий исследователи делают вывод, что Шинкаренко и Булгаков могли быть знакомы или писатель слышал от сослуживцев историю о том, как Шинкаренко был ранен, когда прикрывал отход войск.

В пользу именно Шинкаренко в качестве прототипа булгаковского Най-Турса говорит и тот факт, что именно 12-й уланский Белгородский полк, в котором служил Николай Всеволодович, очевидно, послужил прототипом для никогда не существовавшего в реальности Белградского гусарского полка из романа.

Шинкаренко не испытывал почтения к штабным офицерам. Был резким, ратовал за сохранение кадров. В отношении руководителей белоэмигрантского движения повторял, что они живут только прошлым, а поэтому не способны строить будущее. Он даже писал об этом в газетах.

Биография полковника Феликса Най-Турса

В романе «Белая гвардия» биография Най-Турса начинается с того, что он прибыл в Киев в декабре, а до этого был командиром эскадрона гусар Белградского полка. Он носит погоны этого эскадрона. Его задача – сформировать подразделение, которое войдет в состав 1-й дружины студенческого дивизиона. Так под его началом оказывается 150 юнкеров и 3 прапорщика.

Полковник живет в одном доме с матерью. Ее зовут Мария Францевна. Вместе с ними проживает сестра Ирина. Девушка примерно одного возраста с Николкой Турбиным. Других сведений о семье и связях автор не приводит.

Читателю полковник встречается в двух эпизодах:

  1. Получение обмундирования. Для выступления на позиции ему выписывают накладную на получение зимних папах и валенок. Но в отделе снабжения оттягивают выдачу экипировки. Говорят, что обмундирование будет выдано, только когда подойдет очередь. Пригрозив генералу-снабженцу, он получает требуемое и выдвигается на позиции.
  2. Бой на улице Политехнической. Ранним утром 14 декабря отряд занимает позиции, но Най-Турс не осведомлен, что штаб уже выехал из города. У полковника есть приказ вступить в бой, если покажется неприятель.
Читайте такжеОктябрьская революция 1917 года в России: причины, события, итоги

Отряд петлюровцев, возглавляемый полковником Козырем-Ляшко, свободно продвигался по городу, не встретив сопротивления до самой заставы Най-Турса. Потрепанными в бою петлюровцы не выглядели. Глядя на них, командир юнкеров понимает несоответствие плана фактам буквально в первые минуты сражения. Он отдает приказ бежать, выбрасывая оружие и погоны, а также уничтожить бумаги, которые укажут на принадлежность к белым. Сам остается защищать отход и погибает. Вместе с ним до последней минуты остается Николай Турбин. Смертельно раненный офицер отдает ему последний приказ: прекратить геройствовать и уходить.

Внешность и характер Феликса Най-Турса из романа Булгакова «Белая гвардия»

Герой – брюнет или темноволосый шатен, среднего роста, с гусарскими, но коротко подстриженными усиками. Булгаков делает акцент на его «траурных глазах», намекая на судьбы Най-Турса и Белого движения в целом. Лицо офицера – отсылка к его характеру через внешность – «у Ная было железное лицо, простое и мужественное».

Он одет в плохонькую шинель, на которой видна ленточка креста Св. Георгия. Полковник картавит. Автор подчеркивает это в речи персонажа («непгиятель», «пгямо по кавагегии!») и дополняет в описаниях – «картавый и лаконичный полковник», «картавый гусар». Среди других характеристик – хромота и то, что герой после ранения вынужден оборачиваться всем корпусом, чтобы взглянуть направо или налево.

Отношения Най-Турса с окружающими

С главными героями Турбиными Най-Турс не знаком и не встречался. Единственный, с кем он случайно знакомится, – это Николай. Его отряд оказался расположенным на запланированном для обороны месте. Другие сбежали или вообще не занимали позиции.

Как старший по званию, полковник дал команду отходить. Николка решил остаться, как руководитель второго отряда, и участвовать в бою вместе с Най-Турсом.

Штабных герой не уважает, особенно после того, как выяснилось, что вся оборона города – это два отряда юнкеров – его и Николкин. Най-Турс «погрозил кулаком небу» и крикнул: «Штабные стегвы!»

Он бережет своих бойцов и заботится о том, чтобы юнкера не замерзли. Отношения Най-Турса с другими людьми не показаны.

Символизм персонажа

Официальная трактовка романа и отношения к нему автора строится на мнении, что Булгаков был монархистом. Роман «Белая гвардия» написан как эпическое произведение, подчеркивающее благородные цели и трагическое положение, в котором находились представители Белого движения – бывшие офицеры и дворяне. Най-Турс – самый героический персонаж, идеал офицера и т. д.

Возможно, это не совсем корректная трактовка идей автора. Феликс Най-Турс, безусловно, поступает самым героическим образом. Но он делает это не ради империи и не потому, что защищает интересы дома Романовых. Его цели проще и практичнее. Он спасает жизни юнкеров, которые находились под его командованием и были отправлены на позиции штабистами. Последние не планировали защищать империю, город или что-то другое. Они бежали. Гибель юнкеров в бою даже не выиграла бы для них время. Петлюровцы на лошадях не догнали бы поезд, если бы и увидели, как он отходит от вокзала.

В романе нет белых офицеров, занятых чем-то, кроме собственных интересов. Сергей Тальберг, муж Елены Турбиной, уехал с немецким поездом. Штабные офицеры тоже. Алексей Турбин «пробирался домой огородами» и был ранен в пути.

Статья по темеГражданская война 1917–1922 годов в России: предпосылки, основные события, итоги и последствия

Единственный, кто оказался на улице, – младший Турбин со своим подразделением. Он решает поддержать Най-Турса в бою и уходит только после его гибели. Но писатель не героизирует подвиг юного унтер-офицера. Он как будто сознательно стремится к тому, чтобы сделать участие Николая Турбина менее заметным. Это подчеркивается последующими сценами: Николка инкогнито разыскивает тело полковника в морге, вместе с его семьей организует скромные малолюдные похороны. Там присутствуют только родные Най-Турса, Николка и священник.

Скорее, автор писал историю предательств, параллельно отмечая, как отдельные персонажи оказываются героями вопреки обстоятельствам. Героизацию белогвардейского движения придумали позже зрители, посмотревшие пьесу «Дни Турбиных», написанную через пару месяцев после романа для мхатовской постановки. Также в героизации были заинтересованы сами участники движения и люди, испытывавшие ностальгию по прошлому.

Полковник Най-Турс на экране

Историю Турбиных экранизировали три раза. Первым стал фильм «Бег», снятый в 1970 году режиссерами Владимиром Наумовым и Александром Аловым. Снимали его по одноименной пьесе, но включили в сюжет эпизоды из романа «Белая гвардия».

Полностью пьесу экранизировали через 6 лет после «Бега». Сделал это Владимир Басов, выступивший в роли режиссера и актера одновременно. Он сыграл Мышлаевского. Най-Турса в пьесе уже не было. Автор решил сделать образ Алексея Турбина более героическим, поэтому совместил его с двумя другими героями романа, включая полковника Най-Турса.

Феликс Най-Турс (Алексей Серебряков) / Кадр из фильма «Белая гвардия»
Феликс Най-Турс (Алексей Серебряков) / Кадр из фильма «Белая гвардия»

В 2012 году булгаковский роман экранизировал в формате 8-серийного сериала «Белая гвардия» режиссер Сергей Снежкин. Роль полковника исполнил актер Алексей Серебряков.

Интересные факты

  • Выбрать фамилию персонажу оказалось непросто. Он – гусар, сражающийся против Петлюры. Не каждая фамилия привлекла бы к нему внимание. Булгаковеды рассматривают две версии ее происхождения: 1) Урс – имя персонажа из романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши». «Белая гвардия» открывается парафразом из произведения «Огнем и мечом» Сенкевича, а Феликс – популярное в Польше имя; 2) литературное происхождение имени, которое переводят как «рыцарь-медведь» (knight + urs).
  • Рукопись «Белой гвардии» не сохранилась. Его начали публиковать в 1925 году. Напечатали 13 глав (60% текста) в журнале «Россия» и издание закрыли. Главный редактор эмигрировал за границу. В 1927-м 11 глав напечатали в Париже, но издательству Concord тоже не повезло, и его также закрыли. Одновременно с изданием во Франции роман напечатали в Риге. Но к издателям попала неполная копия, поэтому финал кто-то дописал, заодно откорректировав начало. Булгаков был крайне возмущен. Полный текст в СССР напечатали не скоро – в 1966 году.
  • «Белая гвардия» связана одной общей темой с романом «Мастер и Маргарита»: герои ищут покоя. Най-Турс его нашел. Он снится Турбину в образе рыцаря в сверкающем светом шлеме и с длинным мечом в руках, из чего тот делает вывод, что полковник попал в рай.

Цитаты Най-Турса из романа «Белая гвардия»

Полковник лаконичен и немногословен.

«Выступаем сейчас. Прошу срочно валенки и папахи на двести человек»,

– фраза, сказанная начальнику снабжения, и яркий пример его речи.

«Унтер-цег, бгосьте гегойствовать к чегтям»,

– главная цитата и последняя фраза Най-Турса. Он только добавил к ней адрес, по которому жила его семья. Вероятно, для того, чтобы Николка сообщил им о его гибели.