Солоха

Solokha
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
ведьма
Семейное положение
вдова

История персонажа

Солоха – героиня повести «Ночь перед Рождеством». Ее написал молодой Николай Гоголь. Кроме того, персонаж упоминается в произведениях, созданных по мотивам повести: опере Николая Римского-Корсакова с одноименным названием, мультфильмах, мюзикле и ряде фильмов. Солоха – вдова, мать кузнеца Вакулы, любовница казака Чуба, компаньонка черта по каверзам.

Создание персонажа

Николай Гоголь – писатель-сатирик. Поэтому целью создания произведения было желание развлечься и развлечь друзей. Тем более что цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», в который входит «Ночь перед Рождеством», он написал в возрасте 22 лет. Произведение датируется 1830–1831 годами.

История создания персонажей опирается на фольклор, распространенный в Полтавской губернии, где родился и рос писатель. Например, сцена, в которой черт ворует молодой месяц с неба, – отсылка к сказке, которую могла рассказывать ему мама. В повести используется такая же манера повествования, как при пересказе сказки.

Солоха – литературный персонаж. Она:

  • «добрая хозяйка»;
  • «черт-баба».
Людмила Хитяева в образе Солохи в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Фото: Кино-Театр.РУ
Людмила Хитяева в образе Солохи в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Фото: Кино-Театр.ру

В ее образе соединяются черты разных мифологических героев:

  1. Она привораживает мужчин и кажется им самой прекрасной женщиной в мире. Эта ведьмина характеристика есть в фольклоре всех народов.
  2. Нечистая сила ворует месяц. Восточные славяне верили, что если сеять хлеб на молодой месяц, то зерно растет быстрее. Соответственно, крестьянин будет сыт и богат, а ведьма ворует месяц для того, чтобы помешать его благополучию.

Биография ведьмы Солохи

Биография персонажей вне пределов повести раскрывается частично. В сюжете события происходят в одну ночь – перед Рождеством. Народная традиция делит ее на три части:

  1. От захода солнца до полуночи. В это время Солоха готовит праздничный стол.
  2. От полуночи до пения петухов. За это время на небе появляются месяц и звезды. Черт крадет их, и на улице начинается буря, в которой поклонники Солохи с трудом находят дорогу к ее дому. Каждого пришедшего она прячет в мешок, волнуясь, чтобы кавалер не заметил других посетителей. Сами гости тоже не против спрятаться, никто не желает, чтобы его застали. Параллельно с событиями в доме развивается главная сюжетная линия: казак Вакула отправляется в Петербург к царице за черевичками.
  3. От первых петухов до появления первого луча солнца. Это время, когда нечистая сила покидает землю, а наваждение исчезает. Вакула возвращается с черевичками и предлагает Оксане стать его женой. Солоха – часть нечистой силы. Поэтому в третьей части ночи ей нет места.

Внешность и характер Солохи из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Характеристика персонажа:

  • внешность – «ни хороша, ни дурна собой»; дальше автор пишет, что «трудно быть хорошею в такие года»;
  • возраст – «не больше 40 лет»;
  • черты характера: говорливая, обходительная, веселая, уверенная в себе, сообразительная, находчивая;
  • социальный статус – казачка, домохозяйка;
  • семейный статус – вдова; это можно предположить, так как у Солохи есть сын, но нет мужа;
  • способности – «умела искусно обходиться с кавалерами»;

Вероятно, Солоха привечала не всех. Так, парубок Кизяколупенко говорил, что видел у ведьмы хвост размером с веретено. И что она умеет обращаться в животных: черную кошку, свинью. Пастух рассказывал, что ведьма выдоила коров, а он не мог помешать ей из-за злого колдовства. Казаки считали эти россказни ложью.

Отношения Солохи с окружающими

Ведьма «умела причаровывать к себе самых степенных козаков». Поэтому Солоха нравится мужчинам, но это не нравится женщинам. За глаза они называют ее ведьмой, а Солоха делает в ответ пакости: ворует молоко у коров, портит посевы, насылает несчастья. Но все это Гоголь оставляет за рамками повествования. В отношениях с сыном Вакулой женщина выступает заботливой матерью и хозяйкой.

«Солоха была приветливее всего с козаком Чубом», – сообщает автор. Она планировала стать его женой. В этом факте кроется причина козней, направленных на то, чтобы расстроить брак Оксаны и Вакулы. Если парень успеет жениться на красавице, то Солоха не сможет стать женой Чуба. Молодые люди не будут кровными родственниками, но на их брак посмотрят косо. К тому же имущество Чуба, присмотренное Солохой, отойдет к сыну.

Символизм персонажа

По жанру «Ночь перед Рождеством» относится к святочным рассказам. Эта традиция восходит к 1223 году, когда святой Франциск Ассизский получил разрешение у папы римского Гонория III установить ясли с сеном и поместить в них быка и осла. На фоне этой сцены Франциск Ассизский рассказывал жителям деревни Гречио о младенце из Вифлеема. По легенде, святой был так убедителен, а крестьяне так впечатлились, что сено в яслях стало волшебным.

Сначала оно излечило всех животных, а когда люди поняли, что в яслях лежит какое-то волшебное зелье в форме травы, то использовали его для своих нужд. На следующий год люди создали экспозицию уже по собственной инициативе, и вскоре традиция распространилась по всей Европе. Крестьяне и горожане воспроизводили эпизод с рождением Богомладенца и рассказывали друг другу библейские легенды.

Ясли Франциска Ассизского считаются первым вертепом. Николай Гоголь жил через 600 лет после святого, и к его времени традиция сильно изменилась. Вертепы по-прежнему были популярны, но рассказы стали другими. Гоголь создал из них собственный сюжет. Он так понравился читателям, что до сих пор вдохновляет режиссеров.

Читайте такжеНиколай Гоголь — факты и домыслы о знаменитом русском писателе

Солоха на экране

Первая российская экранизация повести состоялась в 1913 году. Режиссер Владимир Старевич лично писал сценарий и старался не отступать от текста первоисточника. Но это было не так просто.

По законам Российской империи изображать в фильмах представителей правящей династии запрещалось. Не имело значения, в каком качестве они появляются на экране. Поэтому Старевичу пришлось сделать вид, что царица слишком занята и не может принять казаков лично. Вместо нее их встретил и подарил черевички князь Григорий Потемкин. В мюзикле 2001 года, снятом Семеном Горовым, тоже есть Потемкин, хотя в оригинале его нет.

Солоху у Старевича сыграла актриса Лидия Триденская. Она создала на экране тот образ, к которому привыкли зрители и в дальнейшем копировали режиссеры без изменений. Высокая, пышная, чернокосая и круглолицая полтавская ведьма в белой вышитой рубахе и ярко-алых бусах.

Лолита Милявская в образе Солохи в мюзикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Фото: Кино-Театр.РУ
Лолита Милявская в образе Солохи в мюзикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Фото: Кино-Театр.ру

К сожалению, судьба актрисы трагична. Октябрьскую революцию она не приняла и выехала за рубеж. Снималась в Германии и Чехословакии. В 1930-м ушла из кинематографа и выступала в театральных постановках в русском театре в Берлине. К 1931 году ее следы полностью теряются – признак того, что после ее смерти не осталось ни детей, ни других членов семьи. Кинодеятелей в СССР сохранение истории кинематографа царской России не интересовало. Вероятно, они считали его наследием другой страны, не имеющей с ними ничего общего.

В 1961-м за экранизацию повести Гоголя взялся знаменитый создатель киносказок – режиссер Александр Роу. На роль Солохи он пригласил Людмилу Хитяеву. Актриса повторила образ, созданный Триденской, но запомнилась больше. В отличие от фильма-предшественника, «Вечера на хуторе близ Диканьки» от Александра Роу создавались на цветной пленке и со звуком.

В 2002 году режиссер Семен Горов снял мюзикл по гоголевскому циклу и тоже назвал его «Вечера на хуторе близ Диканьки». На роль Солохи пригласил Лолиту Милявскую.

Интересные факты

  • В 1912–1913-м археолог Николай Веселовский раскапывал скифский курган на берегу Днепра, у Каменки-Днестровской. Нашел в нем две царские гробницы – мужчины и женщины. Захоронение правительницы разграбили еще в древности. Остались только два коня в богатой сбруе, к которым не добрались расхитители, и останки царицы. В гробнице царя археолог нашел правителя, оружейника, личного слугу и пятерых коней. Это было одно из богатейших захоронений царских скифов за все время археологических расследований. Примерно в одно время с раскопками Веселовский увидел фильм Старевича «Ночь перед Рождеством» с Лидией Триденской в образе Солохи и так впечатлился, что назвал курган Солохой.
  • Неизвестно, какими факторами руководствовался Гоголь, когда подбирал имя для своей ведьмы. Самое распространенное значение имени – «мудрая». Возможно, это искаженная женская форма от имени Соломон – Соломония. Библейский царь был известен мудростью и богатством.
  • В библейских текстах говорится, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Из них только одна упоминается с личным именем – Наама, принцесса Аммона (часть современной Иордании). Остальные, возможно, были Соломониями.
Читайте такжеЗапорожская Сечь от возникновения до ликвидации: история, факты, значение
  • Александр Роу снимал фильм в поселке под Кировском, где построили декорации хутора Диканьки для съемки. На роли подружек, которые ходили колядовать с Оксаной, пригласил местных красавиц. Надежда Калашникова, одна из них, с удовольствием пересказывала историю этого приглашения: «Идем с подружками по Кировску, а навстречу нам какой-то мужчина и говорит: "Девчонки, хотите в кино сниматься?"». Девушки поняли его превратно и со смехом разбежались и только вечером узнали, что в городе будут снимать кино и приехал САМ Роу.
  • Хитяева приехала на съемки вместе с 7-летним сыном Павликом. Ему веселая атмосфера съемочной площадки тоже нравилась.
  • Есть версия о том, что имя Солоха якутского происхождения и означает «звезда», а сама девушка была дочерью якутского бога Ясака и его жены Хангары, но она неубедительна. В славянских поговорках «солоха» означает «нерасторопная, рассеянная женщина», что по смыслу противоположно «звезде». Возможно, речь идет о словах с одинаковым звучанием – омофонах. Так, в словаре Владимира Даля есть слово «салох», означающее демоническую русалку. Она живет в болотах, не имеет хвоста, а ее волосы – это болотная почвопокровная растительность.

Цитаты Солохи из повести «Ночь перед Рождеством»

Роль Солохи оказалась почти без слов. Единственный диалог с дьяком происходит в доме, когда к ней последовательно приходят кавалеры. Не зная, как начать разговор, дьяк задает нелепые вопросы и получает такие же ответы.

«А что это у вас, великолепная Солоха?» – интересуется он. И слышит в ответ:

«Как что? Рука, Осип Никифорович».

Цитаты из диалога запомнились зрителям именно благодаря своей бессмысленности.