История персонажа
Илья Мельчук персонаж драматического сериала «Пересуд», снятого режиссером Александром Франскевичем-Лайе. Фильм вышел в эфире канала НТВ в июне 2022 года. Его продолжительность – 8 серий.
В центре сюжета находятся 5 преступников, осужденных за разнообразные преступления. Их везут на повторное судебное разбирательство (пересуд), но по дороге ломается машина, а бандиты убегают. Садятся в пассажирский автобус, планируя доехать до города и там смешаться с толпой, однако его останавливает постовой ДПС, и тогда им приходится взять пассажиров в заложники.
Создание персонажа
История создания персонажей сериала «Пересуд» начинается с популярности библейской тематики в Голливуде. Уже более 100 лет голливудские режиссеры регулярно экранизируют сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, биографии отдельных персонажей – святых и царей. Предлагают собственную трактовку образов, переводя героев прошлого в настоящее, или поднимают древние проблемы, озвучивая их устами современников. Белорусский режиссер и продюсер Александр Франскевич-Лайе также решил обратиться к теме, выбрав для сериала не самого известного персонажа – праведника Иова и тему виновности в страдании.
По сюжету в салоне автобуса оказываются пятеро бандитов:
- Игорь Маховец – рецидивист (Александр Лазарев);
- Петр Кононенко – угонщик элитных автомобилей (Вячеслав Чепурченко);
- Евгений Притулов – маньяк-убийца (Владимир Епифанцев);
- Андрей Федоров – опальный, отправленный на нары олигарх (Сергей Астахов);
- Сергей Личкин – парень, убивший в состоянии аффекта (Кирилл Краснов).
Главный герой – нервный и неуравновешенный Игорь Маховец. Он опасен, но его логика кристально понятна. Психологи утверждают, что, совершив негативный поступок, человек испытывает дискомфорт. Психика не может находиться в «некомфортном» состоянии постоянно и поэтому начинает «защищаться». Память часто возвращается к травмирующему ее событию и с каждым разом «перезаписывает» его. Постепенно человек находит все больше оправданий для себя и все меньше для пострадавшего, пока его в голове не соберется «правильная», т.е. не вызывающая раздражения картина мира. Новая версия событий начинает восприниматься как реальность.
Маховец уже собрал «правильную» картину мира, оправдал себя, назначил виноватыми маму (Лариса Маршалова), директора школы и других людней. Но его проступки повлекли судебное разбирательство, а судьи «не заглядывали в его голову», руководствуясь другими аргументами, поэтому он остался в тюрьме. Его считают убийцей и грабителем, но он себя таким не видит. Несовпадение созданной в памяти картинки и приговора доводит главного героя до нешуточной истерики. Он хочет услышать подтверждение собственной правоты и предлагает пассажирам устроить суд прямо в автобусе. Каждый из пятерки беглецов расскажет свою версию событий, а люди выступят присяжными заседателями и обвинят или оправдают его.
Начинается все с рассказа самого Маховца. Затем режиссер переходит к эпизодам из жизни Сергея Личкина. Он жил в небольшом городе, встречался с девушкой (Наталья Абрамчук). Потом ушел в армию, а его Ира вышла замуж за Валеру (Антон Макуха). Герой сбежал из части с оружием, став дезертиром. Приехал домой и застрелил мужа бывшей девушки, спровоцированный соседкой Надей (Мария Сарасек), которая сказала: «Раньше нужно было думать». Также зрители узнают подробности биографии угонщика Кононенко, бизнесмена Федорова и понаблюдают за поведением маньяка Притулова, активно цепляющегося к пассажирке (Ольга Барган).
Но видеоряд на этом не заканчивается, и режиссер также представил эпизоды из жизни пассажиров, что вызвало недоумение части зрителей. Некоторые с сарказмом писали в комментариях: «Неужели съемочная группа забыла пригласить сценариста?» Такой эффект возникает из-за выбора библейской истории — она мало известна зрителям. Похоже, что Александр Франскевич-Лайе стал первым режиссером в мире, обратившимся к притче об Иове. Обычно экранизируют сюжеты, связанные с Ноем, Моисеем, Давидом и Соломоном, не считая Иисуса Христа.
Иов – праведник, персонаж Ветхого Завета. По легенде, он был богат и праведен. Возносил хвалы Богу, соблюдал все предписания. Дьявол пытался очернить Иова и убеждал Бога-отца, что этот человек ведет праведную жизнь потому, что богат. Но если лишить его денег, то он станет таким, как все. Бог разрешил дьяволу испытать веру праведного патриарха. По ходу развития сюжета Иов лишился детей, богатства, здоровья, но ничто не заставило его роптать или проклинать божественную волю. Дьявол проиграл, и бог вернул Иову все отобранное.
Главным в этом рассказе стало не испытание, а отношение героев к происходящему. Библейский Иов заболел проказой (лепрой), инфекционным заболеванием с очень длинным периодом между заражением и первыми симптомами. Из-за этой важной характеристики болезни древние считали лепру наказанием, «выданным» конкретному человеку за его личные грехи.
Друзья предлагали Иову порыться в памяти и вспомнить, что конкретно он совершил, что Бог наказал его. Найдя причину, он мог бы покаяться и получить прощение. Жена Иова предлагала проклясть Бога. Если за это его поразит смерть, то он хотя бы не будет мучиться. На это страдающий Иов отвечал: «Вы принимаете блага от Бога и не задаете вопрос о том, есть ли причины для награды, так почему, получив горести, не желаете принять их с той же благодарностью». Это сделало терпеливого патриарха эталонным примером праведника в христианстве. Он готов равно благодарить Бога за добро и зло, не задаваясь вопросами.
Через флешбэки из жизни пассажиров режиссер показывает, что страдают от настоящей или мнимой несправедливости не только преступники. Пассажиры автобуса тоже могут ощущать себя жертвами людей и обстоятельств.
Биография Ильи Мельчука из сериала «Пересуд»
Кроме бандитов к главным героям сериала относятся еще два человека. Это полковник Тищенко (Александр Носик). Он возглавляет группу, которая должна спасти пассажиров и по возможности ликвидировать преступников. А также Илья Мельчук (Андрес Пуустусмаа), пожилой мужчина, который садится в салон автобуса вместе с другими пассажирами в 1-й серии. В руках у него мешок с ветками. Сначала режиссер показывает кадры, как Мельчук планировал застрелиться в лесу, но передумал, вышел к дороге и сел в автобус.
В 3–4-й сериях он обращается к биографии Мельчука. Мужчина был спортсменом, прожил счастливую жизнь с женой и воспитал дочь. Она выросла, вышла замуж, но у молодой семьи нет квартиры – они снимают комнату. Дочь предложила отцу переехать и отдать квартиру им. Для героя это оказалось шоком. Он явно пребывал в расстроенных чувствах и пытался разобраться в том, как жить дальше. Выведенный из равновесия истериками Маховца, Мельчук выхватывает винтовку из мешка с ветками, но не стреляет. Его отключает маньяк Притулов.
Внешность и характер Мельчука
Мельчук становится переходным звеном между бандитами и пассажирами. С его помощью в салоне оказывается ружье, из которого могут быть убиты люди. В момент захвата автобуса полицией так и происходит: Маховец расстреливает из него салон.
Как персонаж он мог бы получить любую внешность. Режиссер остановился на образе дедушки-грибника – седой, худощавый мужчина в кепке и осенней куртке-ветровке. Определить его точные черты характера невозможно.
По сцене диалога с дочкой получается, что молодые супруги – страшные люди, выгоняющие дедушку из дому. Но в реальной жизни дочь, съехавшая на съемную квартиру с будущим мужем, уже знает или догадывается о позиции отца в вопросе жилплощади. Если ее не устраивает, то она спорит с ним, и эти события предшествуют отъезду. А если все устраивает, но обстоятельства изменились, и девушка впервые обратилась к отцу с просьбой, то непонятно, почему он сразу помчался стреляться в лес.
Личная жизнь и отношения с окружающими
Из показанных кадров жизни Мельчука понятно, что он вел жизнь, близкую к «правильной». Ни с кем не ссорился, не совершал смертных грехов. Но этих эпизодов мало, и за кадром может оставаться немало как хороших, так и плохих поступков.
Режиссер проводит параллель между Иовом и Мельчуком. Сцена, где он лежит в салоне автобуса без сознания, сопровождается цитатой из притчи об Иове и образом сидящей на садовой качели девушки с повязкой на глазах. Девушка – олицетворение богини правосудия. Ее образ встречается в заставке фильма в форме статуи. С Иовом ее объединяет слепота. Иов ослеп от проказы, а увечье богини намного интереснее и является следующей отсылкой.
Греки называли богиню Фемидой, римляне – Юстицией. Повязки в те времена на ее глазах не было. Полоску ткани придумали писатели-сатирики эпохи Возрождения. Они подчеркивали, что если богиня не видит несправедливости, царящей в мире, то она слепая. Кроме того, их философы считали, что каждый «сам кузнец своего счастья», и не верили в то, что Бог вмешивается в жизнь людей, где одних карает, а других награждает за какие-то действия.
Интересные факты
- С точки зрения теософов средневековья, Иов считался историческим персонажем и примером для подражания. Но некоторые утверждали, что Иова не существовало. Его придумали для того, чтобы население, не желающее благодарить за несправедливость, хотя бы не бунтовало. Ему даже бонус придумали. Бог не только наградил праведника за терпение, но, по легенде, благодать распространялась также на всех, кто с ним контактировал. Например, покупал у Иова скот и т.д.
- Предложив зрителям подумать над темой страданий, а также отношения к ним, режиссер Александр Франскевич-Лайе оставил конец фильма открытым для того, чтобы зритель сам решил, какая точка зрения ему ближе.
- Швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Густав Юнг в книге «Ответ Иову» (1952) писал, что эта история – первая письменно зафиксированная критика в адрес Бога.
- Андрес Пуустусмаа – эстонский актер и кинорежиссер. Его карьера стартовала на сцене Эстонского драматического театра, а начиная с 1993 года он играл в кино. Первым фильмом, в котором актер снимался, стали «Свечи в темноте» (1993)
- Первым режиссерским проектом Андреса Пуустусмаа стали 3 серии 6-го сезона сериала «Убойная сила». За ним последовали «1814», «Красный жемчуг любви», «Волшебник» и другие работы. Пуустусмаа считается одним из самых успешных эстонских режиссеров. В 2011 году он попробовал себя еще в одном амплуа. Пуустусмаа начал писать сценарии. В соавторстве с Тиграном Агавеляном был создан сценарий к криминальной драме «Крысоловка» (2011), а также сценарии к драмам «Ваша честь» и «Зеленые коты». Их Андрес написал сам для фильмов, которые снимал как режиссер.