Софья Пилявская

Sofiya Pilyavskaya
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
88 лет
Дата смерти
21 января 2000 г.
Семейное положение
вдова
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Как и артистка Театра Красной армии Любовь Добржанская, актриса МХАТа Софья Пилявская имела польские корни. Однако, когда отец первой получал именное оружие за доблестную службу царской власти, второй боролся с монархическим режимом в России.

    Детство и юность

    Родители Софьи обвенчались в Санкт-Петербурге, где Станислав Пилявский учился на юридическом факультете университета. В российской столице появился на свет и старший брат актрисы, названный в честь отца. Софья родилась в мае 1911 года в Красноярске, куда сослали на вечное поселение ее папу.

    У родителей будущей актрисы, друживших со ссыльным Авелем Енукидзе, в услужении находились кухарка, дворник и няня. Деньги «сибирякам поневоле» присылали мама, отчим отца и старшая сестра матери. Была у ссыльных и дача на берегу Енисея.

    После рождения Софьи в Красноярск на год приезжала ее бабушка. Затем девочку отвезли в Польшу, где крестили тройным именем Софья Аделаида Антуанетта. Впрочем, актриса предпочитала, чтобы друзья и родные ее называли Зосей.

    В младенчестве Соня переболела всеми детскими инфекциями, в 3 года — оспой, а в 7 (уже в Петрограде) — сыпным тифом. Однако девочка росла бойкой, и старший брат ее слушался. В детстве Пилявская дебютировала на сцене, сыграв Муху на подмостках красноярского театра.

    Когда девочке было 5 лет, в родительском доме в качестве гостьи поселилась ссыльная Елена Смиттен, вместе с которой в конце 1916 года отец Сони и Стаса уехал в Петроград. Родители Пилявской разошлись, но остались друзьями. В 1917 году уже жившая в городе на Неве мать актрисы приютила и вылечила больную и беременную соперницу. Елена родила единокровную сестру Софьи и Станислава — Наташу.

    В 1919 году, после ряда приключений, будущая актриса с матерью и братом поселились в коммунальной квартире в Москве. Пилявский-старший с молодой женой и новорожденной дочерью в это время жил в Кремле, в кельях Чудова монастыря. Мужчина дослужился до должности председателя специальной коллегии Верховного суда СССР, однако в 1937 году его расстреляли. От репрессий Софью спасло заступничество Константина Станиславского.

    На актрису Пилявская выучилась в драматическом классе сестры Константина Сергеевича — Зинаиды Соколовой, куда поступила со второй попытки. В первый раз родственница Станиславского отвергла девушку из-за сильного польского акцента. Год Софья работала над произношением, и речь уроженки Красноярска стала безупречной.

    Личная жизнь

    Замуж актриса, отличавшаяся внешней красотой и царственной осанкой, вышла за коллегу по МХАТу Николая Дорохина. Супруг, праздновавший день рождения на день позже Софьи, обожал красавицу-жену. Увидев в музее статую Венеры, Николай воскликнул:

    «Моя Зося-то получше будет».

    Однако личная жизнь Пилявской недолго была счастливой.

    Муж Софьи Станиславовны скончался за полчаса до наступления Нового 1953 года в квартире Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, куда супруги пришли, чтобы отмечать праздник. Причиной смерти мужчины стал сердечный приступ. Больше Пилявская замуж не выходила, детей у актрисы не было.

    Театр и фильмы

    Репертуар Пилявской во МХАТе был очень широк — от Ночи в «Синей птице» Мориса Метерлинка до Маши в «Половчанских садах» Леонида Леонова, от миссис Чивли в «Идеальном муже» Оскара Уайльда до Бабки в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. И все же предпочитала Софья Станиславовна участвовать в постановках по произведениям русских классиков, особенно Антона Чехова. В комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» актриса в молодости играла свою тезку, а в пожилом возрасте — Хлестову.

    В кино Пилявская дебютировала в 1949 году, сыграв в фильме «Сталинградская битва» безымянную женщину с ребенком. Эта же лента стала последней в фильмографии мужа Софьи Станиславовны: Николай Дорохин исполнил роль Никиты Хрущева.

    В пропагандистской ленте Михаила Калатозова «Заговор обреченных» актриса создала образ одного из руководителей антисоветского путча — министра продовольствия Христины Падеры. Фильм заканчивался поражением заговорщиков и словами руководителя компартии страны, где происходят события, — «Нас спас Иосиф Сталин!». Сценаристом обеих картин Пилявской выступал автор теории бесконфликтности в литературе Николай Вирта (настоящая фамилия — Карельский).

    В ленте «В начале века», посвященной биографиям Владимира Ульянова-Ленина и его жены Надежды Крупской, Пилявская перевоплотилась в революционерку Веру Засулич. Фильм, действие которого происходило не только в Санкт-Петербурге, Женеве и Мюнхене, но и в родном для актрисы Красноярском крае, не упоминалось, что бывшая народница-террористка негативно отнеслась к Октябрьскому перевороту 1917 года, считая его контрреволюционным.

    В кинокартинах «Доживем до понедельника» и «Горянка» Софье Станиславовне достались роли учительниц. Причем если в драме о судьбе дагестанской девушки, отказавшейся выходить замуж без любви, персонажа Пилявской зовут Вера Васильевна, то в ленте Станислава Ростоцкого героиня актрисы безымянна. За 6 лет до картины «Доживем до понедельника» артистка снялась в другом фильме Станислава Иосифовича «На семи ветрах».

    Самая знаменитая роль Пилявской — Алиса Витальевна, тетушка главного героя Костика в 2-серийной лирической комедии Михаила Козакова «Покровские ворота».

    За 17 лет до телефильма, рассказывающего о хитросплетении судеб обитателей московской коммуналки, актриса снялась в другой картине по произведению Леонида Зорина — киноповести Виктора Соколова «Друзья и годы», украшением которой стала музыка Вениамина Баснера.

    Последнюю роль в кино Софья Станиславовна сыграла за полтора года до кончины. Старуха-кухарка в альманахе Дмитрия Брусникина и Зиновия Ройзмана «Чехов и Ко» в исполнении Пилявской вышла очень убедительной.

    Смерть

    В 1993 году Софья Станиславовна издала мемуары. Книга выходила под названиями «По долгу памяти» и «Грустная книга». В конце жизни актриса, в молодости дружившая с вдовами Антона Чехова и Михаила Булгакова, дружила с Наиной Ельциной.

    Пилявская умерла 21 января в Кремлевской больнице. Могила актрисы находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

    Фильмография

    • 1949 — «Сталинградская битва»
    • 1950 — «Заговор обреченных»
    • 1957 — «Шторм»
    • 1961 — «В начале века»
    • 1963 — «Все остается людям»
    • 1965 — «Герой нашего времени»
    • 1965 — «Друзья и годы»
    • 1967 — «Анна Каренина»
    • 1968 — «Живой труп»
    • 1968 — «Доживем до понедельника»
    • 1972 — «Сибирячка»
    • 1975 — «Горянка»
    • 1980 — «Путь к медалям»
    • 1982 — «Покровские ворота»
    • 1998 — «Чехов и Ко»

    Интересные факты

    • Внешнее сходство Пилявской и Валерии Заклунной, которое видно на фото, позволило актрисам в картине «Сибирячка» Алексея Салтыкова сыграть мать и дочь.
    • В спортивной драме «Путь к медалям» советская и японская волейболистки вместе готовятся к участию в Олимпиаде-80. Однако за пару месяцев до выхода фильма, в котором Пилявская сыграла бабушку русской спортсменки, Страна восходящего солнца присоединилась к бойкоту московских Олимпийских игр.
    • Именно Софья Станиславовна уговорила руководителя Гостелерадио Советского Союза Сергея Лапина разрешить съемки «Покровских ворот».
    • В фильмографии Пилявской есть две ленты «Анна Каренина». В фильме-спектакле она перевоплотилась в жену-посланника, а в легендарной ленте Александра Зархи создала образ матери Алексея Вронского. Однако героиню с таким именем и фамилией актриса сыграла только в драме Владимира Венгерова «Живой труп».