Биография
Джоан Дидион — одна из основоположниц «новой журналистики». Писательница, публицистка, сценаристка и прозаик является иконой американской культуры 60-70-х годов. Российским читателям Джоан стала известна благодаря «траурным» эссе «Синие ночи» и «Год магического мышления».
Детство и юность
Будущая писательница появилась на свет 5 декабря 1934 года в Сакраменто. Ее отец Фрэнк Риз Дидион служил офицером авиации в период Второй мировой, из-за чего семья регулярно переезжала, живя то в Колорадо, то в Мичигане.
Джоан чувствовала себя изгоем в периодически меняющихся школах и с малых лет пристрастилась к чтению. Девочка читала абсолютно все, что попадалось ей под руку.
В 1956 году Джоан стала выпускницей Калифорнийского университета в Беркли.
Книги
Восемь лет Дидион посвятила работе в журнале Vogue, куда попала благодаря победе на конкурсе эссе. В молодости Джоан сначала работала копирайтером, а затем выросла до помощника редактора и начала публиковать обзоры книг и фильмов для National Review и Mademoiselle. В этот период увидел свет первый литературный опус начинающего публициста «Беги, река», который опубликовали в 1963 году.
Переселившись вместе с мужем в солнечную Калифорнию, американка начала писательскую карьеру и вскоре получила признание как эссеист, издав сборник документальных заметок «И побрели в Вифлеем».
Продолжила рассматривать и анализировать внутренний упадок истеблишмента Дидион во втором сборнике «Белый альбом», изданном в 1979 году. Его название отсылает к безымянному релизу легендарных The Beatles, олицетворяющих для Джоан 60-е годы.
Как отмечается в «Американских писателях», Дидион вместе с такими авторами, как Норман Мейлер, Томас Вулф, Трумен Капоте и Гор Видал, вошла в плеяду представителей «новой журналистики», заимствующих приемы из художественной литературы для создания стильной и убедительной документальной прозы.
Среди других произведений в библиографии Дидион стоит отметить художественные романы: «Играй как по писаному» (1970), который стал бестселлером и номинировался на Национальную книжную премию, «Книга общей молитвы» (1977), рассказывающий историю отца, чья дочь присоединилась к террористической группе, полюбившийся читателям роман «Демократия» (1984) и политический триллер «Последнее, чего он хотел» (1996).
Также Джоан регулярно издавала документальную литературу, добираясь до самой сути социальных и политических процессов. Так, труд под названием «Сальвадор» (1983) описывает хронику личных наблюдений за войной, раздирающей латиноамериканскую страну, а в очерке «Майами» (1987) писательница сосредоточилась на кубинских изгнанниках, чем вызвала острую критику и жаркие политические дебаты.
Очередной сборник, «После Генри», вышел в 1992 году и назван в честь ее редактора, друга и наставника Генри Роббинса. Выпущенная в Соединенном Королевстве под названием «Сентиментальные путешествия», книга содержала 12 эссе, которые вызвали у читателей восторженные отзывы.
В творческом союзе с мужем Дидион проявила себя и как сценарист. Супруги написали около 20 сценариев, пять из которых вышли на большой экран. В основу драмы «Паника в Нидл-парке», снятой Джерри Шацбергом в 1971 году, супруги положили известный роман Джеймса Миллса, а главные роли исполнили Аль Пачино и Китти Уинн. В 1976 году увидел свет ремейк фильма 1937 года «Звезда родилась». В новой версии актерский и певческий талант проявила неподражаемая Барбра Стрейзанд.
Особенно долгой и скрупулезной оказалась работа над сценарием фильма «Близко к сердцу» 1996 года, в котором снялись Мишель Пфайффер и Роберт Редфорд: Джоан и Джон работали восемь лет.
После смерти любимого супруга Дидион в 2005 году написала книгу «Год магического мышления», в которой рассказала об их браке и глубоком переживании утраты. Мемуары стали бестселлером и выиграли Национальную книжную премию. Кроме того, Ванесса Редгрейв поставила по мотивам книги моноспектакль, заслуживший популярность.
Очередная трагедия в биографии публициста вылилась в издание «Синие ночи», где женщина уже пытается смириться со смертью дочери.
«Теперь я могу позволить себе думать о ней. Перестала плакать при упоминании ее имени. И голос, вызывающий санитара, чтобы везти ее в морг, больше меня не преследует», — эта цитата наиболее ярко передает лейтмотив «Синих ночей».
Дидион была награждена Национальной медалью за гуманитарные науки в 2013 году. Ее жизнь и карьера стали основой для документального фильма 2017 года «Джоан Дидион: Центр не выдержит», где, помимо супругов Дидион, снялись Харрисон Форд, Том Брокау, Дик Чейни и другие.
Личная жизнь
Что касается личной жизни журналистки, то брак с Джоном Грегори Данном оказался счастливым и продлился почти 40 лет.
С будущим мужем Дидион познакомилась во время работы в глянцевом журнале Vogue. Обменялись брачными обетами возлюбленные в 1964 году, а по прошествии двух лет совместной жизни супруги взяли на удочерение девочку, которой дали имя Кинтана Ру Данн.
В 2003 году Кинтана впала в кому через пять месяцев после свадьбы и лежала в реанимации. В это время от обширного инфаркта неожиданно скончался муж Джоан. Дочь писательницы вскоре поправилась, потом вновь заболела и спустя 2 года после похорон отца умерла от острого панкреатита.
Подобно Михаилу Коцюбинскому в «Цвете яблони», автор, словно отрешенный наблюдатель, фиксировала и запоминала собственное горе. Писательский ум, как проклятие, ни одной детали не позволил упустить. Поэтому вышедшие следом эссе «Год магического мышления» и «Синие ночи» — это не что иное, как мемуары о боли и попытках жить дальше после смерти родных.
Что касается соцсетей, то журналистка шла в ногу со временем и активно развивала «Фейсбук» и «Инстаграм», где делилась черно-белыми и цветными фото из семейного архива и статьями.
Смерть
В 2021 году издание The New York Times сообщило прискорбную новость о том, что 23 декабря обладательница ряда званий и национальных премий 87-летняя Джоан Дидион ушла из жизни в своем нью-йоркском доме.
По информации издательского дома Knopf, который выпускал книги американской писательницы, причиной смерти стала болезнь Паркинсона.
Цитаты
- «"Поистине страшно умереть бездетным". Это сказал Наполеон Бонапарт. "Для смертного тяжелее муки нет, чем мертвыми своих детей увидеть". Это сказал Еврипид. "Все мы смертны, и наши дети не исключение". Это сказала я.»
- «Скорбь — это край, о котором никто не имеет понятия, пока сам там не побывает.»
- «Воспоминания гаснут, видоизменяются, подстраиваются под то, что, как нам кажется мы помним.»
Библиография
- 1963 — «Беги, река»
- 1968 — «И побрели в Вифлеем»
- 1970 — «Играй как по писаному»
- 1977 — «Книга общей молитвы»
- 1979 — «Белый альбом»
- 1983 — «Сальвадор»
- 1984 — «Демократия»
- 1987 — «Майами»
- 1992 — «После Генри»
- 1996 — «Последнее, что он хотел»
- 2001 — «Политические фикции»
- 2003 — «Откуда я?»
- 2003 — «Фиксированные идеи: Америка с 9.11»
- 2004 — «Дидион, проверенная временем»
- 2005 — «Год магического мышления»
- 2006 — «Рассказываем истории, чтобы жить»
- 2006 — «Год магического мышления»
- 2011 — «Синие ночи»
Интересные факты
- В 2009 году писательница получила два докторских звания в университетах Лиги плюща — Гарвардском и Йельском.
- Несмотря на то что «Демократия» стала национальным бестселлером, критиков разочаровал этот роман Дидион.