Биография
Главными своими достоинствами Соломон Волков считает эмпатию и интерес к людям. Благодаря этим качествам Соломона Моисеевича гениальные творцы XX века в беседах с ним раскрывали секреты творчества и тайны личной жизни, а благодаря литературному таланту культуролога с биографиями знаменитостей знакомятся миллионы читателей.
Детство и юность
Будущий автор книг «История русской культуры» и «История культуры Санкт-Петербурга», собеседник-интервьюер Иосифа Бродского, Владимира Спивакова, Джорджа Баланчина и других российских и зарубежных звезд появился на свет 17 апреля 1944 года в Ура-Тюбе — таджикском городке, расположенном рядом с Ленинабадом. Семья Волковых находилась в Средней Азии в эвакуации. Сейчас город, возраст которого насчитывает более 2500 лет, расстался с именем Владимира Ленина и живет под своим историческим названием — Худжанд.
Через год после рождения Соломона Волковы вернулись в Латвию, где жили до нападения фашистов. Отец культуролога в годы войны служил в СМЕРШе переводчиком с латышского языка и в результате ранения остался без ноги.
13 лет Соломон прожил в Риге. В 5 лет уроженец Ура-Тюбе впервые побывал на балете. Первым спектаклем, который увидел мальчик, стал «Айболит» композитора Игоря Морозова. Либретто балета по мотивам произведений Корнея Чуковского написал Петр Аболимов. Первой оперной постановкой, которую посетил Волков-младший, стал «Евгений Онегин».
В специальную музыкальную школу имени Эмиля Дарзиня при Рижской консерватории, в которой учились Гидон Кремер и Михаил Барышников, мальчик поступил в 6 лет и первый год отходил в латышский класс, но со второго перешел в открывшийся русский. Специализацией Волкова стала скрипка, общеобразовательные предметы сын переводчика осваивал на пятерки благодаря не столько старанию, сколько общей эрудиции.
Когда в 1954 году в школе сформировали детский оркестр, концертмейстером ученического коллектива назначили Соломона, однако через год перед гастролями в Москве эту должность занял мальчик-латыш. Мнения Волковых-старших разделились. Мать призывала Соломона отказаться от поездки в столицу СССР, а отец утверждал, что надо ехать. В итоге уроженец Ура-Тюбе вместе с товарищами отправился на гастроли. Юные рижане выступали в Большом театре, им аплодировал сам Никита Хрущев.
В подростковом возрасте скрипач понял, что на концертах теряет связь с аудиторией. Чтобы исправить ситуацию, рижанин перевелся в Ленинградскую музыкальную школу для одаренных детей при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где тогда учился Юрий Темирканов.
На все каникулы подросток приезжал в Ригу. В 15 лет Соломон впервые опубликовал статью — дебют Волкова-журналиста состоялся в вечерней газете «Ригас-Баллс». Учась в Ленинградской консерватории, а затем в аспирантуре при кузнице музыкальных кадров, парень публиковался в рижской газете «Советская молодежь», бывшей островком свободы.
Творчество
Во время учебы в консерватории Соломон организовал квартет, в котором стал первой скрипкой, и вместе с Юрием Кочневым создал «Экспериментальную студию камерной оперы». Наиболее ярким событием в жизни первого коллектива оказался концерт-квартирник, сыгранный для единственной слушательницы — Анны Ахматовой — на даче поэтессы, а второго — постановка оперы «Скрипка Ротшильда» любимого ученика Дмитрия Шостаковича Вениамина Флейшмана, погибшего на фронте.
Волков написал книгу «Молодые композиторы Ленинграда», автором предисловия к которой стал Дмитрий Дмитриевич, и молодого обладателя литературного и музыкального талантов пригласили работать в журнале «Советская музыка», издававшемся в Москве. Соломон с радостью откликнулся на предложение, поскольку Ленинград всегда воспринимал как мрачный город, где, говоря словами Федора Достоевского, ветер дует одновременно со всех сторон.
Редакция журнала находилась в том же доме, где жили Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян и Мстислав Ростропович. Чтобы взять интервью у звезд, Волкову было достаточно переместиться в соседний подъезд. Особенно с молодым журналистом полюбил беседовать автор Ленинградской симфонии.
Разговоры с композитором Соломон оформил в виде книги, однако издать ее в СССР не представлялось возможным. В итоге Волков в 32 года уехал на ПМЖ в США. В вывозе документов за границу скрипачу помогла Лиля Брик.
Отъезд Соломона его пожилой отец воспринял крайне болезненно. В возрасте 68 лет ветеран покончил жизнь самоубийством.
В 1979 году в США вышла книга Волкова «Свидетельство», в которой автор отразил негативное отношение Шостаковича к советской власти и некоторым коллегам. В СССР произведение восприняли негативно — сын и невестка композитора, а также ряд музыкантов (от Карена Хачатуряна до Вениамина Баснера) утверждали, что текст — не запись высказываний Дмитрия Дмитриевича, а вымысел Соломона Моисеевича. Сейчас точка зрения Волкова на взгляды музыкального гения общепризнана. Так, Джулиан Барнс при написании произведения «Шум времени» о Дмитрии Шостаковиче опирался на книгу выпускника Ленинградской консерватории.
Не менее знамениты волковские «Диалоги с Иосифом Бродским». Проект возник, когда Соломон стал посещать лекции литератора в Колумбийском университете в качестве вольнослушателя. Работа над книгой длилась 14 лет.
Личная жизнь
О личной жизни культуролога известно мало. Соломон Моисеевич женат на фотографе Марианне Матвеевне. Книги диалогов Волкова с деятелями культуры содержат фото, сделанные женой.
Супруга на 2 года младше мужчины, она, как и Волков, окончила Ленинградскую консерваторию. В детстве Марианна пострадала от репрессий сталинского режима против финнов-ингерманландцев: девочку вместе с родителями выслали из Ораниенбаума в Петрозаводск. Марианна Матвеевна ответила на предложение руки и сердца Соломона Моисеевича спустя 7 лет после того, как скрипач сделал его.
В течение десятилетия Волковы злоупотребляли алкоголем: ежедневно супруги вдвоем выпивали бутылку коньяка. Практика распития прервалась, когда у Соломона Моисеевича начались проблемы с печенью, и прекратилась, когда восстановившаяся печень после возобновления возлияний заболела вновь.
Культуролог благодарен жене, но утверждает, что не знает, что такое счастье, а человеческую жизнь считает последовательным переходом от кризиса к кризису. Волков не скрывает, что неоднократно находился на грани суицида, а эвтаназию полагает достойным завершением жизни и сожалеет, что она не узаконена в США. Однако пандемию коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения Соломон Моисеевич перенес легче, чем другие деятели культуры, — бывший собеседник Бродского и Евтушенко по натуре всегда был затворником. Наибольшим неудобством, принесенным COVID-19, Волков считал обязательность ношения маски — у него запотевали очки.
Соломон Волков сейчас
В начале 2022 года Волков дал интервью «Российской газете» в связи с 95-летием Юрия Григоровича. Культуролог рассказал о роли Юрия Николаевича в развитии балета и главного музыкального театра России, о новаторстве и лидерских качествах хореографа. Соломон Моисеевич — автор монографии «Большой театр», в которой описывается взаимодействие труппы и ее руководителей с властью на протяжении 250 лет. Издание пополнило библиографию выпускника Ленинградской консерватории весной 2018 года.
С 18 по 20 июля 2022 года Первый канал показал фильм «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко», премьера которого состоялась в 2013 году. Показ главный канал России приурочил к 90-летнему юбилею поэта Евгения Евтушенко, писавшего в молодости:
«Я разный — я натруженный и праздный, злой и добрый».
Библиография
- 1971 — «Молодые композиторы Ленинграда»
- 1979 — «Свидетельство»
- 1985 — «Страсти по Чайковскому: разговоры с Джорджем Баланчиным»
- 1992 — «Вспоминая Ахматову: Иосиф Бродский»
- 1995 — «История культуры Санкт-Петербурга: с основания до наших дней»
- 2004 — «Шостакович и Сталин: художник и царь»
- 2004 — «Диалоги с Иосифом Бродским»
- 2008 — «История русской культуры XX века от Льва Толстого до Александра Солженицына»
- 2014 — «Диалоги с Владимиром Спиваковым»
- 2018 — «Большой театр. Культура и политика. Новая история»
- 2019 — «Москва. История культуры в рассказах и диалогах»
Интересные факты
- В городе Худжанде, в окрестностях которого родился Волков, в 1321 году началась биография персидского поэта, теолога и суфийского шейха Камаля Худжанди.
- Волков учился в той же музыкальной школе, что и Раймонд Паулс. Когда уроженец Ура-Тюбе поступил в учебное заведение, будущий автор песен «Маэстро» и «Старинные часы» уже оканчивал его.
- Культуролог считает город на Неве «недоверчивым к людям», а Москву — «любопытной к ним».
- За годы, прошедшие после отъезда из СССР, Волков ни разу не открывал футляр своей скрипки.