Биография
Сергей Проханов мог бы пополнить ряды актеров одной роли, но не захотел такой творческой судьбы и рискнул ее изменить. Театр Луны, созданный артистом, сейчас входит в число самых известных столичных театральных центров. Публика ценит детище мастера за оригинальность постановок и неповторимый, хорошо узнаваемый стиль.
Детство и юность
Сергей Проханов родился 29 декабря 1952 года в Москве, как сам говорит, в пролетарской семье, не обделенной талантами. Дед прекрасно пел и передал внуку красивый голос, отец в любой компании был заводилой, мама и ее родственники хорошо рисовали.
В детстве парню пророчили музыкальную карьеру, но первый конкурс стал серьезным разочарованием: Проханов его проиграл. Для психики подростка это стало серьезной травмой, к тому же в этот период у мальчика начал ломаться голос.
Сергей переключился на точные науки — он учился в школе с физико-математическим уклоном. Параллельно с учебой ходил в театральную студию. На сцене он чувствовал себя свободным от условностей и решил, что будет поступать в театральное.
Проханов подал документы в Щукинское училище, после успешной сдачи экзаменов и творческого конкурса стал студентом. Артист вспоминает годы учебы в «Щуке» как самые замечательные, ведь он вместе с сокурсниками часто бывал на телевидении, вел развлекательные программы, снимался в кино.
Фильмы с Сергеем Прохановым
Сергей начал сниматься в кино еще в студенчестве. Тот период был самым активным в его телевизионной биографии. Дебютировал он с маленькой роли в картине «Семья как семья». Момент славы настал в 1977 году, когда на экраны вышел фильм «Усатый нянь», в котором Проханов сыграл главную роль. Советские зрители полюбили веселого и активного героя — воспитателя детского сада, а режиссеры начали приглашать актера на похожие роли. Он сыграл пионервожатого в картине «Завтрак на траве».
С 1981 года популярность Сергея Борисовича начала угасать, ему предлагали сниматься в эпизодах или в ролях второго плана. Так продолжалось 10 лет, до выхода на экраны картины «Гений», в которой он воплотил на экране спекулянта Костика. Его партнером по съемочной площадке был Александр Абдулов.
Затем в фильмографии артиста появилась небольшая роль в детективе «Привал странников». Тогда, как признается артист, он понял, что кино умерло, оно уже не такое, как раньше. Актер решил окончательно расстаться с кинематографом и сосредоточиться на театре.
Известно, что с середины 2010-х Сергей Борисович вынашивал идею снять продолжение «Усатого няня», написав к нему сценарий и сделав главным героем такого же «молодого оболтуса», каким он сам был в первой части. А воспитывать парень должен был потомков тех самых детей, которые ходили в этот детсад три с лишним десятилетия назад. Своего же героя Кешу мэтр видел уже в качестве заведующего детским учреждением.
В главной роли Проханов планировал снять Дмитрия Бикбаева, служившего в то время в Театре Луны. Но планам постановщика не суждено было сбыться по ряду причин, в частности, отказался от работы над продолжением режиссер первой части Владимир Грамматиков, назвав его законченной историей.
Актер театра
В 1974 году Сергей окончил театральное училище и начал работать в Театре имени Моссовета, где играл на одной сцене с мэтрами. Центральных персонажей в первые несколько лет начинающему актеру не предлагали. Ситуация кардинально изменилась после спектакля «Саша», в котором Проханову досталась главную роль. Режиссеры и коллеги увидели в нем серьезного исполнителя. Карьера пошла вверх, но из Театра Моссовета ушли Роман Виктюк и другие талантливые режиссеры. С их уходом в театральной карьере молодого человека начался застой.
В 1990 году артист организовал кооператив «Маскарад». Когда в Театре Моссовета решили ставить мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда», кооператив Проханова финансировал кордебалет, а сам он выступил сорежиссером постановки. В 1992 году состоялась премьера мюзикла, прошла она с большим успехом.
Художественный руководитель
Вдохновленный успехом Сергей Борисович начал работать над спектаклем «Византия», надеясь, что зрители родного театра вскоре увидят его новую режиссерскую работу. Но пробиться оказалось сложно — администрация театра без обиняков объяснила Проханову, что постановка попадет в репертуар нескоро. Тогда он решил создать собственный храм Мельпомены и Талии, благо деньги для этого заработал в кооперативе. Театр Луны находился в подвальном помещении на Патриарших прудах, а потом перебрался в Замоскворечье, на Малую Ордынку.
С момента открытия труппа под руководством Проханова готовила каждый год новый спектакль, наращивая репертуар. В 1994 году появились «Мечты маленького Робинзона», а через год вышел проект, намекающий на продолжение сюжета, — «Сны взрослого Робинзона». В 1996 году в Театре Луны состоялась премьера «Фанты-инфанты». Позднее публика увидела постановки «Ночь нежна», «Фауст», «Таис сияющая».
Новое тысячелетие театр порадовал гостей яркими премьерами: «Чарли Ча…», «Старый новый Фауст» и другими. За 20 лет существования в спектаклях Театра Луны успело сыграть много знаменитых актеров. Постановки режиссера Проханова отличались мечтательностью, чувственностью, режиссер стремился показать зрителю другой мир, в котором нет места обывательскому взгляду на жизнь. Особенность творческого подхода Сергея Борисовича к спектаклям — это романтическая приподнятость и подчеркнутость театральной тайны.
Проекты, поставленные режиссером, становятся неким космическим мироощущением, где персонажи существуют между небом и землей. Такая стилистика спектаклей, лиричное музыкальное оформление создают притягательную атмосферу, ставшую фирменным знаком Театра Луны.
Также с 1999 года Проханов руководил курсом в РАТИ. Кроме того, при его театре функционирует детский театральный центр под названием «Маленькая Луна». Учащиеся центра под руководством педагогов постигают азы актерского мастерства и участвуют в спектаклях театра наряду с профессиональными актерами.
В феврале 2022-го на «лунной» сцене представили новый спектакль «Шпионка Сталина и Гитлера», посвященный актрисе Ольге Чеховой.
Президент Театра Луны
В июле 2022-го стало известно, что Проханова уволили с поста художественного руководителя театра. Ранее посты покинули худруки «Гоголь-центра», «Школы современной пьесы» и «Современника».
На место Сергея Борисовича по его собственной просьбе пришел актер и депутат Московской городской думы Евгений Герасимов. В интервью последний сообщил, что будет стремиться сделать Театр Луны более популярным в столице. Сам Проханов при этом не покинул собственное детище, став его президентом.
В декабре 2022 года Сергей Борисович отметил 70-летний юбилей. А в феврале 2023-го Театр Луны отпраздновал 30 лет своей истории. Конечно, не обошлось без грандиозного мероприятия, на котором выступили все артисты труппы. В ноябре храм искусства сменил название, став Театром на Малой Ордынке.
Личная жизнь
С супругой Татьяной Прохановой режиссер прожил четверть века. Они познакомились в юном возрасте на даче у друзей (ему тогда было 20 лет, ей — 16). Татьяна — внучка маршалов Георгия Жукова и Александра Василевского, поэтому актер опасался, что семья возлюбленной его не примет. Действительно, родители будущей супруги отнеслись к парню с опаской, им хотелось, чтобы дочь вышла замуж за человека, который сможет обеспечивать супругу и детей. Постепенно отношение будущих тещи и тестя к Проханову изменилось, они приняли его как родного. Через два года после знакомства Татьяна и Сергей поженились.
Молодая супруга училась в университете на юриста-международника. Но учеба не мешала ей быть хорошей хозяйкой и заботливой женой. В этом браке родились двое детей — дочь Анастасия и сын Антон. История сохранила много ценных семейных фото. Позднее Настя продолжила творческую династию, став художником-модельером и руководителем «Мастерскими Луны» по изготовлению сценических костюмов. А Антон переехал на Филиппины, где организовал дайвинг-центр, а затем отправился с семьей жить в Испанию, где выучился на второго пилота гражданской авиации.
В 2018-м Сергей Борисович с гордостью рассказал в интервью, что его старший внук Степан поступил в Первый кадетский корпус имени маршала Жукова, собственного прадеда. Проханов отметил, что мальчик стал продолжателем династии двух маршалов и выразил надежду, что в будущем Степа станет министром обороны, как и знаменитые прапрадеды. Кроме того, юный кадет успел попробовать себя и на театральном поприще — сыграл в спектакле «Оскар и Розовая дама» яркого персонажа Копченого.
Татьяне Юрьевне потребовалась женская мудрость и запас терпения, чтобы провожать супруга на гастроли и ждать его возвращения, не реагировать на молодых поклонниц. Немало публиковалось и слухов о романах актера с различными женщинами. Проханова со временем стала смотреть на его многочисленные увлечения сквозь пальцы.
Но все же в личной жизни знаменитости наступил кризис — брак Татьяны и Сергея дал трещину. Артист с головой ушел в работу, не замечая никого вокруг. Однажды жена актера поехала в гости к подруге и осталась у нее ночевать. Проханов решил, что та изменила ему, собрался и ушел из дома. Вскоре супруги официально оформили развод. Актер до сих пор считает развод ошибкой, говорит, хватило бы терпения и выдержки, семья сохранилась бы.
Конечно, попытки построить новые отношения у театрала были. Несколько лет длился его роман с молодой актрисой Викторией Алмаевой. За ней — еще череда спутниц, которые, как признавался Сергей Борисович, были движимы исключительно корыстными мотивами. Потому Проханов больше никогда не вступал в брак.
Тема его взаимоотношений с единственной супругой неоднократно всплывала в интервью. В 2023 году он вновь затронул ее в разговоре с Лерой Кудрявцевой в шоу «Секрет на миллион».
Проблемы со здоровьем
В конце июля 2022 года СМИ написали о госпитализации Сергея Борисовича из-за язвы желудка. Несколько дней он провел в реанимации после прижигания сосуда, который лопнул. А вскоре стало известно, что несколькими годами ранее глава Театра Луны перенес инсульт.
Все эти «звоночки» театральный деятель решил не игнорировать, всерьез взявшись за здоровье. Диета и адекватные физические нагрузки дали неплохой результат — Проханов в течение года скинул около 20 кг, о чем похвастался в интервью Лере Кудрявцевой.
Сергей Проханов сейчас
В начале лета 2024-го в театральном мире Москвы произошли кардинальные перемены — по инициативе столичных властей сразу в нескольких известнейших театрах сменилось руководство, свои должности покинули заслуженные деятели культуры, а некоторым поручили совмещать сразу два поста. В том числе Евгений Герасимов помимо управления Театром на Малой Ордынке получил под свое начало и Театр сатиры, до этого возглавляемый Сергеем Газаровым.
Между тем работу своего преемника в созданном им театре Сергей Проханов оценивал скорее негативно. В одном из интервью он отметил, что после инициированных им же самим перемен в течение года театр покинули несколько десятков сотрудников, прослуживших там много лет, — не только актеры, но и те, кто организует и обеспечивает работу. В то же время и какими-либо творческими прорывами его детище не порадовало.
Сам же Сергей Борисович после прекращения работы с труппой Театра Луны открыл творческий центр, в рамках которого планировал создавать антрепризные постановки и зарабатывать с их помощью, гастролируя по стране, чтобы на эти деньги снимать детское кино и фестивальные проекты. При этом артист сетовал на малое количество хорошего драматургического материала для работы. Также он рассказывал о планах организации семейного театра и театральной школы «Усатого няня».
Фильмография
- 1976 — «Всего одна ночь»
- 1977 — «Усатый нянь»
- 1981 — «Трижды о любви»
- 1982 — «Оставить след»
- 1985 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор»
- 1986 — «Тайна Снежной королевы»
- 1987 — «Чехарда»
- 1990 — «Коррупция»
- 1991 — «Привал странников»
- 1991 — «Гений»
- 2007 — «Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28»
Спектакли
- «Таис Сияющая»
- «Чарли Ча»
- «Диагноз: Эдит Пиаф»
- «Я… скрываю»
- «Коррида, или Роман с бессонной ночью»
- «Лиромания»
- «Губы»
Интересные факты
- Проханов создавал спектакли для Театра Луны по собственным пьесам. В интервью режиссер объяснил это тем, что сперва, желая поставить на сцене «Ночь нежна», пытался заказать текст у драматургов, но результат его не устроил. Тогда Сергей Борисович сам попробовал перо и в дальнейшем уже регулярно писал сценарии.
- В молодости артист работал в детской программе «Будильник» вместе с композитором Алексеем Рыбниковым, актрисой Ириной Муравьевой. Команда создавала получасовые мюзиклы для юных зрителей.