Биография
Марк Розовский — советский и российский театральный режиссер, драматург и сценарист, композитор, прозаик и поэт. В профессии постановщика он всегда стремился соответствовать идеалам русского театра, поэтому ставил для себя высокую планку. Творчеством пронизаны все сферы жизни Марка Григорьевича, своим талантом он продолжает одаривать публику и сегодня.
Детство и юность
Будущий драматург родился весной 1937 года. Родителей, молодых инженеров-строителей, после окончания института отправили на Дальний Восток, в Петропавловск-Камчатский, строить судоремонтный завод. Там и появился первенец.
Отца Марка Григорьевича Семена Шлиндмана арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, когда сыну не было и года, так что родителя Марк Розовский запомнить не успел. Реабилитировали Шлиндмана после смерти Иосифа Сталина. В северных лагерях он провел 18 лет.
Услышав об аресте зятя, маленького Марка забрала в Москву бабушка. Вскоре переехала в столицу и мама. Женщина повторно вышла замуж за сослуживца Григория Розовского. Позже Марк рассказал, что это был формальный брак по расчету, ведь мама продолжала любить отца до конца жизни. Отчим усыновил мальчика: режиссер носит его отчество и фамилию.
В жилах Розовского течет еврейская кровь отца и русско-греческая по линии матери: бабушка, забравшая внука в столицу, была русской, а дед — греком.
В середине 1950-х Розовскому вручили аттестат зрелости, и он направился в главный вуз страны — МГУ, выбрав журналистику. Диплом получил в 1960-м и тут же поступил на курсы сценаристов. Спустя 4 года, в 1964-м, вышел дипломированным сценаристом и режиссером.
Театр
Творческая биография Марка Григорьевича началась в 1958-м. В молодости Розовский возглавлял студенческий театр, организованный при МГУ и получивший название «Наш дом». Продолжалось это 10 лет: в 1969-м слишком смелый репертуар молодежного театра не понравился чиновникам «от культуры», и его закрыли, несмотря на популярность.
В «Нашем доме» молодой худрук срежиссировал постановку «Целый вечер как проклятые» — первый в СССР спектакль абсурдистского направления. Его отметили премией Всесоюзного фестиваля студенческих театров и главной наградой фестиваля в Варшаве.
В 1970-м Марк Розовский организовал новый театр при столичном Литмузее. Спустя 4 года стал главным режиссером московского мюзик-холла и одновременно создавал постановки для Театра имени В. Маяковского, МХАТа и БДТ.
Кипучая творческая энергия била в Розовском через край: режиссер успевал радовать театралов Москвы и Северной столицы. В городе на Неве он ставил спектакли в «Мариинке», Театре имени Ленсовета. Режиссировать Марка Розовского звали и театры Риги и Вроцлава.
В 1983 году с легкой руки Марка Григорьевича в Москве появился новый театр, названный «У Никитских ворот». На его подмостках талантливый режиссер ставил спектакли по сочинениям Михаила Зощенко, Исаака Бабеля, Николая Карамзина. Шли там и постановки по пьесам самого Розовского.
Одним из первых в СССР Розовский взялся за постановку мюзиклов. Благодаря ему в середине 1970-х советские зрители увидели рок-оперу «Орфей и Эвридика». В том же году он поставил на сцене БДТ «Историю лошади». Позже мюзикл взяли в репертуары театры Бродвея, Лондона и Стокгольма.
История страны неоднократно становилась темой постановок режиссера. В спектакле «Харбин-34» Розовский рассказал о жизни эмигрантов, в драме «Папа, мама, я и Сталин» — о своей семье и аресте отца. Еще одна пьеса — «Фанни» — тоже связана с жизнью семьи Розовских. Изучение родственных корней и семейных фото привело Марка Григорьевича к открытию, что он в определенной мере связан с бывшим комендантом Кремля Павлом Мальковым, который участвовал в приведении в исполнение приговора Фанни Каплан.
Фильмы
Известно имя Марка Розовского и телезрителям. Первые экранизации театральных постановок — фильмы-спектакли «Кто есть кто?» и «Мораль пани Дульской» — появились в 70-х. В 1982 году на экраны вышел нашумевший телеспектакль «Кафедра», снятый Розовским. Главные роли в фильме достались Михаилу Ульянову, Лие Ахеджаковой, Людмиле Ивановой и Александру Филиппенко.
Под 1980-ми режиссер подвел черту телеспектаклем «История лошади». Блестящая постановка омрачилась скандалом: инсценировку сделал Розовский, приглашенный в БДТ Георгием Товстоноговым. Но после поставленного первого акта Товстоногов вмешался, внес изменения в уже созданное и поставил второй акт.
В 2006-м Розовский опубликовал мемуары «Дело о “конокрадстве”», где рассказал, что Товстоногов ухудшил постановку, хотя его правки и были незначительными. На защиту мэтра выступили сестра покойного режиссера Натела Товстоногова и Олег Басилашвили.
В 1990-м Марк Розовский снял по своей пьесе комедию «Страсти по Владимиру». Лента о коллективе НИИ, вопреки воле директора организовавшем в институте концерт опального барда Владимира Высоцкого, пришлась по душе зрителям.
Мэтр — автор сценариев для 12 фильмов и телеспектаклей. Среди них наиболее популярным стал кинохит «Д'Артаньян и три мушкетера», режиссером которого выступил Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
Марк Розовский отметился и как театральный педагог: долгое время он возглавлял кафедру актерского мастерства в Институте русского театра. Пригодилась мэтру и первая специальность — журналист: Розовский — член Союза писателей и ПЕН-клуба. В печати появились более 2 сотен его публикаций, 12 книг мемуаров и поэтические сборники.
Личная жизнь
Драматург и режиссер побывал в браке 4 раза. В 1988 году режиссер пережил трагическое событие в личной жизни. Его первая супруга Галина Розовская погибла в автокатастрофе. От первых союзов у него остались дочери Маша и Саша. У них большая разница в возрасте: Александра родилась в 1988-м, тогда как уже через год Мария подарила отцу первого внука Илью.
Четвертой супругой Розовского стала Татьяна Ревзина, которая родила мэтру сына Семена. Ревзина и жена, и соратник Марка Григорьевича — она директор и музыкальный руководитель его театра.
Дочь Мария Розовская, как и отец, получила диплом журналиста в МГУ и трудится в театре родителя — руководит литературной частью. Александра Розовская стала театральной актрисой. Сейчас она с Денисом Шведовым воспитывает двоих детей: дочь Мирославу и сына Ивана.
Скандалы
2018 год ознаменовался для мэтра безобразным скандалом, грянувшим после прихода на передачу Андрея Малахова «Прямой эфир» бывшей артистки Фатимы Абаскулиевой, которая обвинила режиссера в сексуальных домогательствах. По словам Фатимы, это случилось 12 лет назад, после чего она покинула театр. В том же выпуске проекта Малахова мэтра обвинила в приставаниях еще одна театральная актриса — Екатерина Кмит. Ее «история» имела 11-летний срок давности.
Марк Розовский не откликнулся на приглашение Малахова, но прокомментировал произошедшее. По его словам, побороть «похабщину» с помощью пошлости нельзя, а противостоять гадости необходимо не «желтизной», а искусством.
Марк Розовский сейчас
К 85-летнему юбилею художественного руководителя театр «У Никитских ворот» подготовился основательно. На весну 2022 года была анонсирована премьера спектакля «Дядя Ваня», состоялся недельный показ лучших мюзиклов коллектива и постановка, посвященная Владимиру Высоцкому.
В интервью Розовский отметил, что считает драматургию Антона Чехова актуальной и для XXI столетия. При этом Марк Григорьевич радеет за традиции русского театра. Когда шли репетиции, режиссер всегда напоминал актерам, что они должны быть «мхатее МХАТа».
Кроме того, торжественную дату отметили и в ЦДЛ, где в начале апреля был показан спектакль по пьесе автора «Концерт Высоцкого в НИИ» и состоялась презентация его книги «Драматургия в трех томах».
Фильмография
режиссер
- 1977 — «Кто есть кто?»
- 1978 — «Мораль пани Дульской»
- 1982 — «Кафедра»
- 1985 — «Золотая рыбка»
- 1989 — «История лошади»
- 1990 — «Страсти по Владимиру»
- 1992 — «Гамбринус»
- 1999 — «Два Набокова»
сценарист
- 1967 — «Семь нот в тишине…»
- 1972 — «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие»
- 1974 — «Приключения в городе, которого нет»
- 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера»
- 1978 — «Будьте готовы, Ваше высочество!»
- 1982 — «Кафедра»
- 1985 — «Золотая рыбка»
- 1990 — «Страсти по Владимиру»
- 1992 — «Гамбринус»
- 1999 — «Два Набокова»
Интересные факты
- Случайная встреча в лифте с Георгием Товстоноговым оказалась судьбоносной для карьеры Марка Григорьевича. Мэтр лично пригласил Розовского в БДТ для постановки «Бедной Лизы».
- Благодаря Александре, которая в детстве любила засыпать под папины сказки, Марк Розовский стал автором детской книжки «Сказки для Саши».
- История с захватом заложников на Дубровке коснулась режиссера лично. В помещении находилась его дочь Александра.
- Сын постановщика появился на свет во время гастролей театра по США недоношенным. Его вес при рождении составил 603 грамма.