Биография
Наталия Макарова успела в жизни все – состоялась как танцовщица, балетмейстер и драматическая актриса, родила сына, добилась всемирной известности и завершила карьеру балерины на той же сцене, на которой ее начала. Звезда считает себя гражданином мира, но правильнее было бы говорить о ней как о подданной планеты под именем «Балет». В 2012 году из рук Барака Обамы актриса получила премию «За вклад в американскую культуру».
Детство и юность
Наталия Романовна Макарова родилась в предвоенном 1940 году в городе на Неве и была крещена в Спасо-Преображенском соборе, но раннее детство провела в ярославской деревне у бабушки. Воспоминания об этом периоде жизни у балерины носят отрывистый характер – Наталия помнит, как вязала снопы с взрослыми, как тонула в проруби и как купалась в бане, организованной в русской печке.
После возвращения девочки в Ленинград ее воспитанием занимались мама Капитолина Ивановна и отчим Анатолий Константинович Петров, музыкант по профессии. Родной отец Наташи не вернулся с войны. Растили будущую балерину в строгости, и она старалась оправдать ожидания семьи – отлично училась, занималась гимнастикой, а затем танцами во Дворце пионеров. В интервью, которые дает звезда, иногда встречаются упоминания о брате – судя по немногочисленным репликам, судьба родственника сложилась неудачно.
В знаменитое училище на улице Зодчего Росси девочка пришла, прочитав объявление о наборе экспериментальной группы – обычно в кузницу танцоров поступают 8-летние дети, а Наташе уже исполнилось 13. Но именно в год смерти Сталина академия балета объявила о наборе экспериментальной группы для абитуриентов-подростков, которым предстояло освоить 9-годичную учебную программу за 5,5 лет.
Проходя отбор, девочка так волновалась, что указала не совсем правильный номер телефона. Но руководство училища сумело разыскать рассеянную абитуриентку, жившую в большой коммунальной квартире, и убедить маму будущей звезды в том, что балерина – это серьезная профессия.
Макарова не успела познакомиться с основательницей академии Агриппиной Вагановой, скончавшейся за 2 года до поступления Наташи, но уже во взрослой артистической жизни общалась с другими великими балеринами – Тамарой Карсавиной и Матильдой Кшесинской. В целом будущая звезда держалась в училище особняком, дружила только с несколькими однокурсниками – Юрием Соловьевым и Олегом Виноградовым.
Балет
Балерина, считающая, что для великой судьбы необходимы великие цели, примеры и препятствия, после окончания училища хотела поехать трудиться в труппу сибирского театра, но ее оставили танцевать в Ленинграде – в знаменитом Кировском театре. Карьера Макаровой складывалась, казалось бы, удачно – она исполняла ведущие партии в «Ромео и Джульетте», «Лебедином озере» и «Жизели», но танцовщице не нравилась атмосфера в коллективе, консерватизм постановщика Константина Сергеева и слабая загрузка (3-4 спектакля в месяц).
Гораздо больше Наталия ценила сотрудничество с балетмейстером Леонидом Якобсоном, но некоторые их совместные работы запрещались цензурой. Побывав на гастролях на Западе, балерина увидела, что советская школа танца весьма архаична, ей хотелось расширить репертуар. Тем не менее, об эмиграции Макарова, по ее словам, не помышляла.
На гастроли в столицу Англии Наталия ехать не хотела – разучивала новую партию и не желала отрываться от репетиций. В Лондоне Макарова приобрела автомобиль и уже отправила машину в СССР, когда в беседе с другом – внуком белоэмигранта Родзянко – услышала о том, что надо решаться и рвать с советским прошлым: Наталье уже 30, и это ее последний шанс состояться в мировом балете. Балерина заплакала, вдруг увидела свою жизнь как черно-белый фильм и спонтанно решилась на бегство.
Поскольку британское гражданство Макаровой предоставили на следующий день после подачи заявления, звезда рассчитывала войти в состав труппы Ковент-Гардена, но этим планам не суждено было реализоваться. Балерины Королевского театра заявили руководству, что все дружно уволятся, если «русская выскочка будет принята», и оно не решилось вступать в конфронтацию с танцевальным коллективом. Аналогичная ситуация сложилась с парижским театром.
Приглашение о поступлении в труппу пришло из-за океана. Так балерина стала американской гражданкой. Однако в Ковент-Гардене Макарова выступала в последующие годы в качестве приглашенной звезды – исполняла Одетту и «Умирающего лебедя», а также другие партии.
Из-за побега Наталии балетмейстер Сергеев лишился поста руководителя Кировского балета, а родственники балерины неоднократно приглашались на беседы в Большой дом на Литейном. Вызовы прекратились, когда Капитолина Ивановна сказала сотрудникам КГБ:
«Я воспитала дочь хорошим человеком, а остальное – это ваши недоработки».
За годы в эмиграции Макарова сотрудничала с такими балетмейстерами, как Лифарь, Баланчин, Бежар, Ноймайер. Любимыми партиями танцовщицы являются Жизель, Татьяна в «Онегине», Манон. По словам балерины, танцевать Джульетту в зрелые годы ей было проще, чем когда она находилась в возрасте Шекспировской героини. Макарова создала собственную интерпретацию роли Черного Лебедя в знаменитом балете Чайковского, трактуя партию как мистическую.
С возрастом амплуа Макаровой расширилось: балерина попробовала себя в качестве балетмейстера и актрисы, не только танцующей, но и произносящей монологи и даже исполняющей вокальные партии – впервые это произошло в бродвейском мюзикле «На пуантах». В дальнейшем Наталия играла в спектаклях «Неугомонный дух», «Товарищ», «Мезальянс».
В 1989 году изменившаяся политическая ситуация в России позволила звезде беспрепятственно посещать родину. Балерина успела после долгой разлуки повидаться с матерью и завершить танцевальную карьеру на той же сцене, на которой ее начала – сцене Кировского (Мариинского) театра.
В дальнейшем Макарова сыграла в спектакле «Двое на качелях» Романа Виктюка и поставила в России несколько балетов, в том числе неоднозначно воспринятую критикой новую редакцию «Баядерки» на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. О звезде в России снят документальный фильм «Две жизни».
Личная жизнь
Наталия Макарова трижды выходила замуж. Первый супруг Всеволод Ухов блистал в балете в роли Ромео. Второй – Леонид Квинихидзе, с которым балерина разошлась за год до бегства из СССР, был кинорежиссером, из фильмографии которого наиболее известны музыкальные ленты «Небесные ласточки» и «Соломенная шляпка».
Брак с третьим мужем – американским бизнесменом Эдвардом Каркаром, покорившим Наташу обаятельной улыбкой, приятным акцентом и красивыми ухаживаниями – просуществовал десятки лет. Свидетелем на свадьбе был Михаил Барышников, а крестной матерью единственного сына Макаровой, Андрея, появившегося в 1978 году – Жаклин Кеннеди-Онассис.
Будучи замужем за Каркаром, балерина нашла программку со своим автографом, который Эдвард взял во время гастролей Кировского театра в Соединенных штатах за несколько лет до личного знакомства.
Каркар умер в декабре 2013 года, а в марте 2018 года скончался второй муж Наталии Макаровой – Леонид Квинихидзе.
Среди хобби звезды – чтение и живопись. Читает Наталия Романовна преимущественно книги на русском, собирает картины импрессионистов.
Во время беременности балерина начала рисовать картины маслом, впрочем, к себе как к художнику Макарова относится с иронией.
В 55 лет Наталия поборола зависимость от табакокурения, которой страдала с 16 лет.
Наталия Макарова сейчас
Балерина, которой в ноябре 2018 года исполнилось 78, не ведет «Инстаграм», и о подробностях ее личной жизни сейчас известно мало. Даже в книге «Биография в танце», вышедшей в России в 2011-м, Макарова, в отличие от других звезд, рассказывает преимущественно не о себе, а о деле, которому отдала жизнь.
Известно, что Наталия, русская душой, вырастила во дворе своего дома в Сан-Франциско березки и отстроила деревянную православную церковь. Сын балерины пошел по стопам отца, стал финансистом, также занимается айкидо и интересуется живописью.
В октябре 2018 года в музее автора либретто «Баядерки» Сергея Николаевича Худекова, расположенном в Рязанской области, открылась выставка фото «Священное служение балету», посвященная творчеству балерины. О планах Макаровой на 2019 год в прессе не сообщается, но публика, несомненно, будет рада встрече с новыми постановками легенды.
Репертуар
- 1959 – «Жизель» (А. Адан)
- 1960 – «Спящая красавица» (П.И. Чайковский)
- 1960 – «Хореографические миниатюры» (М. Понсе)
- 1961 – «Маскарад» (Л. Лапутин)
- 1962 – «Ромео и Джульетта» (С. Прокофьев)
- 1962 – «Клоп» (Ф. Отказов, Г. Фиртич)
- 1962 – «Лебединое озеро» (П.И. Чайковский)
- 1965 – «Золушка» (С. Прокофьев)
- 1968 – «Горянка» (М. Кажлаев)
- 1972 – «Видение Розы» (К.М. фон Вебер)
- 1973 – «Тщетная предосторожность» (П. Гертель)
- 1974 – «Манон» (Ж. Масне)
- 1977 – «Жар-птица» (И. Стравинский)
- 1978 – «Дон-Кихот» (Л. Минкус)
- 1980 – «Баядерка» (Л. Минкус)
- 1984 – «Онегин» (П.И. Чайковский)