Биография
Режиссера Сергея Лобана критики часто сравнивают с писателем и драматургом Дмитрием Даниловым. Деятелей культуры роднит возраст и отстраненно-ироничный тон повествования. Но если Данилов продолжает радовать поклонников новыми пьесами, то Лобан уже воздерживается от кинематографических высказываний.
Детство и юность
Сергей родился в третий осенний день 1972 года в Москве. Детской мечтой мальчика было стать Леонидом Ильичом Брежневым. Потом утопическое желание перевоплотиться в генерального секретаря ЦК КПСС сменилось охотой получать большие заработки, трудясь в автосервисе.
Однако первые деньги Сережа заработал в 15 лет, торгуя арбузами. Режиссер считает, что у торговца и создателя фильмов много общего. Надо уметь убеждать потребителя, что твой товар — лучший, и обаятельно обманывать покупателя всеми доступными методами.
Сергей Витальевич в молодости окончил институт электроники и математики, сейчас являющийся глобальным факультетом Высшей школы экономики, а в начале 90-х годов 20-го века называвшийся институтом электронного машиностроения. По признанию Лобана, единственным мотивом поступления в вуз было уклонение от службы в рядах Советской армии.
В 23 года организовал андеграундный ночной клуб в центре российской столицы на плавучей пристани, ставший эпицентром неформальной культуры. По приглашению Константина Эрнста Лобан стал работать в программе «…до 16 и старше» и смог влить свежую струю в редакцию, в которой до его прихода трудились преимущественно дамы пенсионного возраста.
Телевизионный этап биографии познакомил Сергея с лидером группы «Звуки Му» — рок-музыкантом и актером Петром Мамоновым, в дальнейшем исполнившим в картинах Лобана главные роли, и будущим соавтором-сценаристом Мариной Потаповой.
Творчество
Фильмография Лобана невелика. Первым фильмом молодого режиссера стал «Случай с пацаном» (который иногда в кинообзорах называют «Случай с партизаном»), рассказывающий о белорусском парне, нашедшем на улице мобильник Александра Лукашенко. Комедийная короткометражка «Соси банан» предлагает зрителям погрузиться в атмосферу безудержного веселья на новогоднем корпоративе. Камера в фильме как бы кочует из рук в руки и показывает необычные ракурсы, например, вид на происходящее сверху.
Артхаусную черно-белую картину «Пыль» Лобан снял за рекордно низкую сумму — $ 3 тыс. Главную роль аутсайдера, внезапно приглашенного поучаствовать в секретном опыте, исполнил непрофессиональный актер, выпускник медицинского института Алексей Подольский, уже снимавшийся в ленте «Соси банан».
Петр Мамонов сыграл в ленте профессора Пушкаря — медицинского исполнителя эксперимента. Музыкальная дорожка фильма обширна и причудлива: включает самые разные композиции от шлягера Софии Ротару «Мало» и «сентиментального марша» Булата Окуджавы до песен Псоя Короленко и группы «Кино».
Следующая картина Лобана «Шапито-шоу», по словам режиссера, предназначена для просмотра всей семьей и состоит из 4 новелл: «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество». Каждый из сюжетов заканчивается походом героев в цирк-шапито и пожаром в нем. Идея фильма совпадает с тезисом знаменитого стихотворения Александра Блока «Умрешь, опять начнешь сначала, и повторится все, как встарь».
В «Шапито-шоу» вновь сыграли «талисманы» Лобана — Подольский и Мамонов, а также многие знаменитости вроде Андрея Лошака и Стаса Барецкого, студенты театральных вузов и непрофессиональные актеры. Хотя прокат картины отбил только половину затраченных на нее средств, режиссер считает такой результат очень хорошим итогом для арт-хаусной ленты и того количества копий, которое было выпущено.
Фильм, являющийся своеобразным продолжением перестроечных «Ассы» и «Иглы», получил Гран-при на фестивале «Киношок», специальный приз на открытом московском кинофестивале и «Золотого орла» за лучшую звукорежиссерскую работу.
Следующие 2 ленты Сергея Лобана — документальные. «Мамон-Лобан» рассказывает о Петре Мамонове, а «Новая дистанция» — о факелоносцах-паралимпийцах.
Личная жизнь
Жена Лобана — Юлия Комынина, в прошлом цирковая акробатка, исполнившая в фильме «Шапито-шоу» роль «ящика с ногами». В интервью 2017 года Сергей утверждает, что у него есть дети, но в целом личная жизнь режиссера закрыта от посторонних.
Насколько об этом можно судить по фото и редким телевизионным интервью, внешне Лобан похож на скандального художника-акциониста Петра Павленского — режиссер также высок, худощав, подстрижен под ноль.
Роднит Сергея с Павленским и печальная ирония, переходящая в стеб, так, кинематографист считает, что художники вправе требовать у государства деньги на свои проекты, потому что иначе чиновники потратят средства на гораздо менее достойные цели. Любимые режиссеры Лобана — Георгий Данелия и Джим Джармуш.
Сергей Лобан сейчас
В 2018 году Лобан участвовал в показе «Лихие молодые», проходившем в московском киноцентре «Каро 11 Октябрь», в рамках которого демонстрировались лучшие выпуски передачи «…до 16 и старше» и короткометражка «Случай с пацаном». Также Сергей Витальевич смонтировал трейлер фильма «Сердце мира» о ветеринаре, способном спасти всех, кроме себя, и высказывался в поддержку Алексея Малоземова и Олега Сенцова.
О событиях в жизни Лобана можно узнать на странице режиссера в «Фейсбуке». «Инстаграм» Сергей не ведет.
Фильмография
- 2001 – «Случай с пацаном»
- 2002 – «Соси банан»
- 2005 – «Телевизор»
- 2005 – «Пыль»
- 2011 – «Мамон-Лобан»
- 2011 – «Шапито-шоу»
- 2014 – «Новая дистанция»