Биография
Джим Джармуш – яркая звезда, представляющая независимый кинематограф Америки. Фильмы «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Мертвец» стали классикой андеграундного кино.
Джармуш родился в январе 1953 года в штате Огайо, в городке Акрон. Отец работал в автомобильной сфере, в компании B.F. Goodrich Company по изготовлению шин. Мать мальчика получила диплом журналистки, освещала новости шоу-бизнеса и кино.
Еще в школьные годы наметилась склонность юноши к гуманитарным наукам. Поэтому в 1971 году Джим поступил в Чикагский Северо-Западный университет, где выбрал журналистику. Но уже через год понял, что литература влечет его больше всего. Поэтому молодой человек меняет специализацию на углубленное изучение английской литературы и уезжает в Париж.
В Париже Джима Джармуша настигло новое увлечение: кинематограф. Отправной точкой стало посещение Французской синематики. Просмотр десятков французских фильмов оказывает сильнейшее впечатление на молодого литератора. После возвращения на родину Джим получает степень бакалавра по литературе, но кинематограф становится приоритетом.
Любовь к кино привела Джима Джармуша в Нью-Йоркский университет, где находится знаменитая киношкола.
Фильмы
Молодой человек устраивается ассистентом культового режиссера Николаса Рэя и работает под его началом до дня смерти мэтра в 1979 году. Первый незабываемый опыт съемки Джим Джармуш получил, внимательно наблюдая за работой Николаса Рэя и Вима Вендерса над драматической лентой «Молния над водой». Это документальная драма о последних месяцах жизни Рэя, умирающего от рака. Фильм начал сниматься двумя режиссерами, а после смерти Николаса Рэя был окончен коллегой Вимом Вендерсом.
В следующем году молодой режиссер дебютировал картиной «Отпуск без конца». Этой лентой начинается творческая биография Джима Джармуша. Первый фильм будущая американская звезда независимого кинематографа снимает за $ 15 тыс.
Тем не менее, малобюджетный проект собирает восторженные рецензии кинокритиков. В фильме практически отсутствует сюжет. Главный герой Олле бродит по заброшенным домам Нью-Йорка, а потом отправляется навестить мать, которая находится в психиатрической лечебнице. Чтобы раздобыть денег на поездку в Париж, Олле не гнушается угоном автомобиля.
Ко второй работе Джармуш приступил только спустя 4 года. В этот период Джим снимался в кино в качестве актера, и этот опыт оказался не лишним.
В 1984-ом выходит 2-ая картина режиссера «Более странно, чем в раю». Позже критики назвали этот ранний фильм одной из важнейших и лучших картин независимого кинематографа страны. Проект приносит Джиму Джармушу первый престижный приз в Каннах – «Золотую камеру». Картина снята в неповторимой авторской манере знаменитого мастера. Обращение к черно-белому изображению придало повествованию неповторимый стиль. Кинолента даже попала в реестр Библиотеки Конгресса как фильм, имеющий художественное значение для нации.
Спустя два года последовали съемки короткометражной 6-минутной режиссерской работы «Кофе и сигареты». Комедия оказалась первым фильмом в цикле из 11 новелл, который спустя 17 лет был выпущен под аналогичным названием в виде полнометражной ленты. Каждая из частей – это забавные диалоги актеров и музыкантов за чашечкой кофе и сигаретой. Такая манера съемок из нескольких новелл, объединенных общей идеей, находит горячий отклик кинокритиков.
Окрыленный успехом, Джим снимает еще два проекта – «Вне закона» и «Таинственный поезд». Объединив эти фильмы с «Более странно, чем в раю», режиссер составляет трилогию. Два последних тоже не остаются без наград, попадая в номинации на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
В 1987 году Джармуш появляется на экране в образе жестокого босса мафии в комедийном боевике «Прямо в ад». В съемках фильма участвовали также культовые личности Джо Страммер, фронтмен The Clash, и Кортни Лав. И тут же Джим преобразился в странноватого бармена в киноленте «Хельсинки-Неаполь всю ночь напролет».
Следующий режиссерский шедевр под названием «Ночь на Земле» мэтр снимает в технике, которую выработал во время работы над «Кофе и сигаретами». Новый фильм состоит из 5-ти новелл, которые объединяет общая тема: ночь, случайные встречи, такси. Каждая из новелл рассказывает о новой стране.
1995 год ознаменовался в режиссерской карьере Джармуша самым дорогим проектом – драмой «Мертвец» о путешествии несостоявшегося бухгалтера Уильяма Блейка (Джонни Депп) в компании индейца-изгоя через всю страну на запад к Тихому океану. Американские инвесторы отказались спонсировать киноленту из-за явного антиамериканского посыла. Часть денег Джармуш вложил из собственных сбережений, часть получил от европейских меценатов. Из звезд Голливуда в фильме участвовали Роберт Митчем, Билли Боб Торнтон, а также рок-кумир Игги Поп.
В финале 1990-х Джим Джармуш дарит поклонникам картину «Пес-призрак: путь самурая». Это пародия на гангстерские фильмы, которые были так популярны в США до недавних пор. Знаменитый режиссер предвосхитил американскую моду на Японию, возникшую в XXI веке. Через десяток лет после Джармуша и его проекта «японские» работы появляются у известных коллег Джима Софии Копполы, Квентина Тарантино, Эдварда Цвика и Роба Маршалла. Но первопроходцем оказался гениальный Джармуш.
Среди «свежих» работ режиссера выделяется проект «Сломанные цветы». Главная роль в этом киношедевре досталась Биллу Мюррею, поклонником которого считает себя Джим Джармуш. Сценарий режиссер написал в течение 20 дней. Главные роли достались Джеффри Райту и Шэрон Стоун. Лента получила Гран-при в Каннах.
В 2008 году Джармуш отметился новой режиссерской работой в жанре роуд-муви «Пределы контроля», при создании которого использовался эффект импровизации. Спустя пять лет появилась фэнтезийная драма «Выживут только любовники» с Томом Хиддлстоном и Тильдой Суинтон в главных ролях. Главные герои – Адам и Ева – вампиры, которые питаются кровью, что достают через приятеля Кристофера Марло (Джон Херт). Но после череды происшествий Марло умирает, и вампирам ничего не остается, как заняться убийством людей.
У Джармуша не так уж много фильмов: не более 20. Но все они – шедевры независимого кинематографа и образцы для подражания других голливудских режиссеров, пришедших после него.
Еще одним увлечением длиною в жизнь для Джима Джармуша стала музыка. Режиссер основал рок-группу SQÜRL, которая ежегодно выпускает студийные альбомы. До этого в начале 80-х годов Джим был музыкантом коллектива The Del-Byzanteens, участвовал в проекте Dark Day. Джим Джармуш в написании композиций использует жанр минимализма.
Личная жизнь
Эта сфера жизни режиссера так же необычна, как и его работы. Мэтр «неформатного кино» и во всем остальном демонстрировал непохожесть и нетипичность. Личная жизнь Джима Джармуша – это большое количество красивых женщин, которые всегда проявляли интерес к талантливому и модному режиссеру.
Но из всех романтических связей, пожалуй, можно выделить главную – это актриса Сара Драйвер. С ней Джармуш пребывает в гражданском браке, который можно назвать «нелинейным». Пара то жила вместе, то снова расставалась на время. Детей у мэтра нет, но, похоже, о них мастер никогда и не мечтал.
Джим Джармуш сейчас
Режиссер выбирает актеров с нетипичной внешностью, долго присматриваясь к ним на фото и на экране во время кастинга. Так были выбраны Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани, исполнители главных ролей для последнего проекта Джима Джармуша - драмы «Патерсон» о жизни поэта, который в обычной жизни вынужден работать водителем автобуса. Премьера кинокартины состоялась на Каннском кинофестивале 2016 года, где была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь».
Сейчас Джим Джармуш планирует создание продолжения фильма «Пес-призрак: путь самурая», принесшего в конце 90-х режиссеру мировую популярность.
Фильмография (режиссер)
- 1980 – «Отпуск без конца»
- 1984 – «Более странно, чем в раю»
- 1986 – «Вне закона»
- 1989 – «Таинственный поезд»
- 1991 – «Ночь на Земле»
- 1995 – «Мертвец»
- 1999 – «Пес-призрак: путь самурая»
- 2003 – «Кофе и сигареты»
- 2005 – «Сломанные цветы»
- 2008 – «Пределы контроля»
- 2013 – «Выживут только любовники»
- 2016 – «Патерсон»
Фильмография (актер)
- 1984 – «Американский автобан»
- 1987 – «Прямо в ад»
- 1987 – «Хельсинки-Неаполь всю ночь напролет»
- 1990 – «Золотая лодка»
- 1992 – «В супе»
- 1996 – «Отточенное лезвие»
- 1996 – «Человек Канн»
- 2009 – «Смертельно скучающий»