«Уолт Дисней представляет»: интересные факты о компании и пасхалки в произведениях студии
Факты
15 декабря 2021 г. 18:00
Время чтения: 10 минут

«Уолт Дисней представляет»: интересные факты о компании и пасхалки в произведениях студии

Уолт Дисней, имя которого известно едва ли не каждому ребенку на Земле, участвовал в создании 687 фильмов. 111 проектов режиссер снял лично, 576 кинофильмов продюсировал. 5 декабря 2021 года исполнилось 120 лет со дня рождения обладателя 26 премий «Оскар». Главным достижением мультипликатора считают создание небольшой анимационной студии, которая превратилась в крупнейший медиаконгломерат в мире. Интересные факты о компании, которую после себя оставил Дисней, – в материале 24СМИ.

Студия Уолта Диснея

В 1923 году Уолт Дисней переехал из Канзас-Сити в Лос-Анджелес, где основал Disney Brothers Cartoon Studio вместе со своим братом Роем. За плечами молодого человека был неудачный бизнес: в 1920-м мультипликатор вместе с коллегой Абом Айверксом создал проект под названием Iwerks-Disney Commercial Artists. Компания продержалась месяц, поэтому предпринимателям пришлось вернуться на наемную работу.

Уолтер предпринимал вторую попытку, открыв с Айверксом фирму Laugh-O-Gram в 1922 году. Первым продуктом компании стала серия мультфильмов «Комедии Алисы». Главную роль исполнила девочка по имени Вирджиния Дэвис, которую поместили в анимационный мир.

Второй проект успел посотрудничать с кинокомпаний Pictorial Films, но через год фирма перестала получать заказы, обанкротилась и закрылась.

После очередной неудачи Дисней перебрался в Лос-Анджелес к брату, который работал банкиром и страдал от туберкулеза. Disney Brothers Cartoon Studio расположилась в деревянном гараже, который принадлежал дяде братьев. Роберт сдавал родственникам помещение за $5 в неделю. Однажды в интервью Уолтер вспоминал, что из-за тотальной экономии построил мультипликационный стенд из фанерных ящиков и досок.

Архивист Disney Дэйв Смит считает, что первый проект, который братья пытались реализовать, был связан с работой для владельца сети кинотеатров. Но ролик не закончили: Диснеи получили ответ на предложение о сотрудничестве от продюсера Маргарет Уинклер из Нью-Йорка, которая решила подписать контракт на дистрибуцию «Комедий Алисы».

Заключение договора состоялось 3 октября 1923 года – этот день считается датой основания компании Disney. Заработка с первых мультфильмов хватило, чтобы нанять двух художников и подсобных рабочих. Тогда же было принято решение дать студии другое название – Walt Disney Company.

Вдохновившись успехом, Уолтер стал автором нового персонажа – кролика Освальда. Дистрибуцию мультфильмов с ним Дисней продал Уинклер. Вышло 26 серий анимационной картины, прежде чем мультипликатор понял, что его обманули. Предприниматель перечитал контракт с Уинклер и узнал, что права на кролика Освальда ему не принадлежат.

Кроме того, продюсер переманила художников Диснея, которые работали над новыми сериями без участия автора идеи. Уолтер не задумываясь разорвал контракт с Уинклер и пообещал, что впредь будет более тщательно изучать детали соглашений.

Перспективу и светлое будущее компании подарил персонаж Микки Маус. «Он возник в моей голове, когда наши с Роем дела шли совсем плохо и казалось, что катастрофа уже вот-вот за углом», – вспоминал Уолт. Нарисовал персонажа главный аниматор студии Аб Айверкс.

Первые произведения с участием нового героя продать не получилось. Во 2-й половине 1920-х годов в американских кинотеатрах появилась возможность крутить ленты со звуком, поэтому немой мультфильм Диснея не вызвал интереса. Кроме того, первые варианты рисовки Микки делали его похожим на кролика Освальда, который уже не принадлежал Уолтеру.

Дисней исправил недочеты, озвучил картину «Параходик Вилли», и в 1928 году Микки Маус дебютировал на большом экране. Персонаж стал символом студии. В первые годы после выхода мультфильма продажа товаров с мышонком приносила студии дополнительный $1 млн. К 1947 году объем продаж достиг $100 млн в год.

Коммерческий успех позволил Диснеям покинуть старый деревянный гараж дяди и переехать в просторную студию, где началась работа над первым полнометражным проектом «Белоснежка и семь гномов». В 1930-х к полному метру относились скептически. Считалось, что такие картины с трудом будут удерживать зрительское внимание.

Но Дисней пошел на риск, вложив в производство $2 млн. На тот момент для киноиндустрии это были колоссальные деньги. Так, полуторачасовая экранизация на основе «Приключений Тома Сойера» в 1930 году стоила $750 тыс. Первая серия мультфильма с участием Микки Мауса обошлась студии в $5 тыс.

Мультипликатор сделал верную ставку: критики назвали картину «подлинным шедевром», а студия заработала $8 млн. Но радость от успеха начала меркнуть с приближением войны, когда спрос на работы студии падал в частном секторе, поэтому Диснею приходилось браться за госзаказы.

Компания в годы Второй мировой войны сменила стратегию, чтобы остаться на плаву, поэтому писала сценарии для пропагандистских картин, с помощью которых пытались поднять патриотический дух и привить ненависть к нацизму («Остановите танк», «Обучение смерти», «Дональд идет в армию»).

Студия Диснея долгое время единственная на рынке снимала цветные ленты. В работах других компаний цвет использовали только в особых случаях. Например, негодяев изображали серым и зеленым, чтобы подчеркнуть «унылость и болезненность».

К концу войны студия задолжала банкам $4 млн, поэтому Дисней решил повторить успех полного метра, выпустив фильмы по мотивам сказок с живыми актерами («Золушка», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн»), игровые приключенческие картины («20 тысяч лье под водой», «Остров сокровищ»).

Поправив дела с задолженностью, Дисней устроил ралли по завоеванию новых просторов. Так, студия получила место на зарождающемся ТВ-рынке, создала первый парк аттракционов – Диснейленд. Парк развлечений создавался не только для детей, но и для их родителей. В целом проект позиционировался как место для семейного отдыха.

Кроме того, компания стала публичной в 1957 году. Первоначальная стоимость акций составляла $13,88 за единицу. Дисней имел традицию дарить ценные бумаги своей компании домработнице Тельме Говард на дни рождения и Рождество. Экономка умерла в 1994 году, и к тому моменту стоимость активов оценивалась в $9 млн.

Уолтер Дисней умер в 1966 году. Несколько лет компанией управлял его брат Рой, который скончался в 1971-м. Последующие директора решили расширить аудиторию, начав снимать подростковые картины.

С 1989 года компания переживала «эпоху возрождения», когда на экраны выходили самые кассовые картины: «Король Лев» ($784 млн), «Аладдин» ($500 млн), «Тарзан» ($449 млн). В тот период студия продолжала расширяться, постепенно превращаясь в холдинг. Покупала спортивные команды, развивала туристическую инфраструктуру вкупе с парками аттракционов, вкладывала деньги в книгоиздательство и звукозапись.

В 2023 году «Дисней» отпразднует вековой юбилей. За это время она выросла из небольшой студии в гараже в медиаконгломерат с рыночной капитализацией в несколько сотен миллиардов долларов. Сферы деятельности компании разбиты на пять основных блоков:

  • ТВ-продукция;
  • интернет-проекты, социальные медиа, компьютерные игры;
  • развлекательный контент: кино, музыка, театральное направление;
  • проекты для путешественников: круизы, парки аттракционов;
  • потребительская продукция: игрушки, одежда, предметы интерьера, книги, журналы.

Интересные факты о компании

Компания за вековую историю существования приобрела миллионы поклонников. Интерес публики вызывает неоднозначная оценка личности Диснея, который стал образцом того, с какой преданностью и страстью нужно стремиться к воплощению своих идей. Еще больше зрителей восхищают работы «Диснея», которые сохраняют высокие отзывы критиков из десятилетия в десятилетие. О такой крупной компании, как «Дисней», существует множество фактов. В том числе и такие, о которых знают далеко не все фанаты студии.

1. С первых лет существования ленты с мультфильмами, показанными в кинотеатрах, помещались в специальное «диснеевское хранилище», где они лежали до переиздания. В 1980–90-х годах термин стал использоваться в качестве маркетингового приема для увеличения продаж кассетных видеокопий.

2. В 1944 году, лишившись заработков во время войны, компания решила переиздать «Белоснежку». Кассовый успех положил начало традиции переиздавать картины через каждые 7–10 лет.

3. Основатель компании Уолтер Дисней – рекордсмен по числу номинаций и побед в премии «Оскар». Мультипликатор выдвигался 59 раз, из которых 26 раз получал награды от Американской киноакадемии.

4. Над созданием мультфильма «Белоснежка и семь гномов» работало 570 художников на протяжении трех лет. За это время было создано полтора миллиона рисунков. Дисней разделил команду аниматоров на две части. Первые рисовали главных героев, а вторые оформляли пространство вокруг них: интерьер, деревья, цветы.

5. Уолт Дисней носил усы, но запрещал работникам парка «Диснейленд» отращивать растительность на лице. Директор считал, что неухоженный вид сотрудников будет смущать посетителей.

6. Есть домыслы, что Дисней и его студия тесно сотрудничали с масонами и спецслужбами. По слухам, в мультфильмы вставляли 25-й кадр, который транслировали со скоростью 1/300 секунды. Ходят дискуссии о том, что таким методом детской аудитории через подсознание навязывались определенные ценности и установки.

7. Дисней не нанимал на работу женщин-аниматоров, считая, что они могут забеременеть и поставить под угрозу срыва проекты студии. В сценариях, к слову, основатель компании приветствовал сюжетные линии, когда счастье женского персонажа ограничено спасением принцем и свадьбой с ним.

8. Логотип мультипликационной студии менялся шесть раз, из которых четыре – после смерти основателя. Уолт Дисней хотел, чтобы заставка ассоциировалась у зрителя с чем-то сказочным и волшебным. Пресловутый замок Спящей принцессы на логотипе появился в 1985 году.

9. Еще со времен Уолта Диснея появилась традиция прятать в анимационном мире картины различные пасхалки. Сценаристы и художники корпели не только над интересным сюжетом и красивой картинкой, но и старались удивить внимательных зрителей неожиданным находками.

Пасхалки в произведениях Уолта Диснея

С первых лет существования студии Уолт Дисней с коллегами придумывали интересные, а порой мрачные пасхалки, которыми и по сей день щедро заполнены мультфильмы компании.

«Три поросенка» (1933)

Один из кадров мультфильма «Три поросенка», снятого по мотивам английской сказки. Пасхалка в нем не самая жизнеутверждающая. Главные герои поют и играют на музыкальных инструментах, а у них за спиной висит фотография «отца» в виде переработанного мяса.

Три поросенка
Фото: Кадр из мульфильма «Три поросенка»

«Фантазия» (1940)

Динозавры погибают в результате засухи, что иллюстрирует существовавшую в те годы теорию о причинах вымирания гигантских рептилий. Предположения о том, что действительной причиной стала масштабная катастрофа, вызванная падением метеорита, появились только в 1980-х. Кстати, в эпизоде, посвященном трагедии, за кадром играет музыка из балета Игоря Стравинского «Весна священная».

Читайте такжеМетеориты: от убившего динозавров до Челябинского «гостя»

«Пиноккио» (1940)

В сцене, где сверчок Джимини открывает книгу, чтобы рассказать историю Пиноккио в начале мультфильма, на полке стоят еще два произведения, которые Дисней позже экранизирует, – «Алиса в Стране чудес» и «Питер Пэн».

«Спящая красавица» (1959)

У главной героини мультфильма 18 минут экранного времени и 18 строчек диалога. Куда больше времени отводится для трех крестных фей.

«Меч в камне» (1963)

На трусах Мерлина изображена аббревиатура B.V.D. Она расшифровывается как Buena Vista Distribution. Эту компанию Дисней создал в 1953 году для дистрибуции своих фильмов.

Мерлин
Фото: Кадр из мультфильма «Меч в камне»

Преемственность традиций

После Диснея компанию возглавляли директора, которые не только развили новые направления, но и приумножили старые традиции. Особенно тема пасхалок актуальна для совместных картин Disney и Pixar.

«Рататуй» (2007)

Среди продуктов, которые хранятся на кухне парижского ресторана, есть черная икра, которая выходит под брендом «Немо».

Рататуй
Фото: Кадр из мультфильма «Рататуй»

«Зачарованная» (2007)

В одной из мультипликационных вставок фэнтези-фильма зрителям показывают тролля, который охотится на Жизель. Девушку спасают, но, судя по набедренной повязке чудовища, героиня Эми Адамс не первая, кому доводилось встретиться с троллем, и другим повезло меньше. Об этом говорят платья жертв.

Тролль
Фото: Кадр из фильма «Зачарованная»

«Спасите мистера Бэнкса» (2013)

В фильме есть кадр, на котором представлена полка со множеством наград. Среди классических «Оскаров» есть особый «Оскар», который Дисней получил за картину «Белоснежка и семь гномов».

Награды
Фото: Кадр из фильма «Спасите мистера Бэнкса»
Читайте такжеОбратная сторона сказки: громкие скандалы вокруг имени Уолта Диснея

«Тайна Коко» (2017)

Пасхалка расположена на доме семьи Ривера. Надпись на нем говорит, что их дело основано в 1921 году – в этом же году Дисней открыл свой первый мультипликационный бизнес.

В мультфильме имеется другая более мрачная пасхалка. В мире мертвых есть сцена, где виден постер, на котором изображены главные герои «Суперсемейки». Все они изображены в «костлявой стилистике», что намекает на их гибель.

Кадр из мультфильма "Тайна Коко"
Фото: Кадр из мультфильма «Тайна Коко»

«Душа» (2020)

Душе 22 пытались помочь найти искру многие известные личности. Об этом говорит кадр со множеством бейджей. Среди них есть те, которые принадлежали Аврааму Линкольну, Альберту Эйнштейну, Марии-Антуанетте, Винсенту ван Гогу. Список продолжают умершие сотрудники Pixar – Джо Грант и Джо Ранфт.

Кадр из мультфильма "Душа"
Фото: Кадр из мультфильма «Душа»

Уолт Дисней умер 55 лет назад, но дело мультипликатора продолжает жить и осваивать новые направления. На 2022 год студия запланировала несколько премьер: «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Тор: Любовь и гром», «Черная пантера: Ваканда навсегда», мультсериалы «Тачки», «Зверополис+».

Читайте также