Александр Брюллов — архитектор и живописец: факты о творчестве
Александр Брюллов — русский архитектор XIX века, а также старший брат художника Карла Брюллова. Кажется, что в XXI столетии младший брат известнее старшего. Но это потому, что элементы декора, придуманные Александром Павловичем, со временем потеряли имя автора. Подробнее о жизни и творчестве мастера — в материале 24СМИ.
Детство и образование
Александр Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Петербурге в аристократической семье Паоло Брюлло или Брылло. Окончание «ов» семье даровал император Александр I специальным указом.
Дед будущего архитектора обосновался в России в конце XVIII века и, по слухам, был скульптором. Отец тоже выбрал творческую карьеру. Выучился и стал обучать будущих мастеров в Императорской академии художеств. Он преподавал орнаментальную скульптуру. Поэтому и сыновья Павла Ивановича учились в академии. Старший Александр выбрал своим направлением архитектуру, получил специальность архитектора-художника. Младший Карл выучился на живописца.
Начало карьеры
Первым зданием в рабочей биографии Александра-архитектора стал Исаакиевский собор. Вчерашнего студента включили в состав комиссии, занимавшейся строительством храма. Перечень обязанностей или достижений Брюллова на этой работе история не сохранила, но ответственным за проект был Огюст Монферран. Поэтому биографы делают вывод, что Александр был учеником Монферрана. Это мнение не подтверждено фактами. Сотрудничество не обязательно перерастает в ученичество.
Пенсионеры Академии художеств
Александр на год старше Карла. Он окончил академию с отличием в 1820 году. Подождал, пока учебу завершит брат, а потом они оба отправились в Европу. Отличившимся в учебе академия выдавала значительное денежное пособие, для того чтобы ученик:
- посетил другие столицы;
- ознакомился с работами разных мастеров и признанными шедеврами на месте;
- усовершенствовал и закрепил полученные навыки;
- нашел собственный стиль, который поможет ему создать шедевры.
Называлось пособие пенсионом, а его получатели, соответственно, пенсионерами. Впервые его начали выплачивать во второй половине XVIII века. Первыми получателями стали архитектор Василий Баженов и художник Антон Лосенко. Они получали пенсион на протяжении трех лет.
К XIX веку условия изменились, и братьям Брюлловым платили на протяжении четырех лет. Еще позже программу увеличили до шести лет, с тем чтобы первые три года выпускник знакомился с европейскими шедеврами, а оставшиеся три путешествовал по России.
Вот в такую поездку и отправились братья в 1822 году. Каждый выбрал собственный маршрут. Александр останется в Европе до 1830-го. За это время он побывает в Италии, Германии, Франции. Наиболее значительной частью путешествия для него стала Италия, где молодой архитектор изучал развалины римских городов, а осенью 1824 года присоединился к процессу реставрации помпейских бань.
Помпеи
Термы дель Форо были построены в I веке до н. э. и погребены под слоем пепла после извержения вулкана Везувия в 79 году до н.э. Восстанавливать их начали в эпоху Юлиев-Клавдиев. Процесс не закончен и сегодня.
Александр получил разрешение короля Неаполя на проведение замеров и зарисовок на раскопках в термах. В письме родителям он писал, что вид развалин так впечатлял его, что воображение сразу же переносилось в те дни, когда Помпеи были обитаемы: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из жерла. Дождь из пепла, засыпающий город, и Помпеи, постепенно исчезающие под ним». Считается, что увиденное так воодушевило Александра Брюллова, что он предложил брату написать картину, возникшую в его воображении. В 1833 году Карл создает «Последний день Помпеи», а альбом с зарисовками Александра будет опубликован в Париже под названием Thermes de Pompéi в 1829 году.
Сегодня посетить термы дель Форо можно в составе экскурсионной группы. Предметы, найденные на раскопках в разные годы, выставлены на главной археологической выставке года в Риме в термах Диоклетиана.
Звезда выставки — свадебная колесница, найденная в 2021 году к северу от раскопок Помпеи, в Чивита Джулиана. Материал колесницы — бронза, отделка — серебро. Интересно, что утраченные элементы декора реставраторы восстановили по отпечаткам, оставшимся в отвердевшем пепле.
Неаполь
Получить королевское разрешение на замеры и зарисовки в Помпеях не так просто. Помогала Александру дочь полководца Михаила Кутузова Елизавета Хитрово. В то время она была женой посла России во Флоренции. Оптимистка с легким характером, Елизавета мгновенно заводила друзей везде, где появлялась, в том числе при неаполитанском королевском дворе.
Брюллова приняли при дворе как живописца по рекомендации Елизаветы. Король заказал ему портреты членов семьи. В 1825 году Брюллов пишет короля обеих Сицилий Франциска I. Его работу принимают, и автор получает желаемое разрешение.
Париж
Покинув Италию, Александр Брюллов прибывает в столицу Франции. В 1827 году он записывается в парижской Сорбонне на курс механики, а также посещает курс по истории архитектуры. За это время его эскизы итальянского периода расходятся среди российской знати, делая архитектора популярным.
Санкт-Петербург
Вернувшись на родину, Александр посвящает себя частным заказам. Первым из них становится церковь Св. Екатерины, заказанная графиней Варварой Полье. Она построена вместе с усыпальницей второго мужа графини. Тот был лютеранином, и Брюллов создает проект в неоготическом стиле. Постройку отличает от типовой готики идеальная симметрия частей здания. Также архитектор ищет новые способы выразить старые идеи.
Например, готический шпиль. В средневековом варианте его каркас был бы деревянным, а покрытие — черепичным. Брюллов создает металлический каркас и не использует покрытие. Это делает строение более воздушным.
В XIX веке среди образованных слоев населения возникает запрос на рациональную архитектуру. Шпиль в соборе улучшает акустику для органа. Построенный над склепом, он не несет подобной функции. То есть Брюллов взял средневековую постройку, отбросил ее устаревшие или нерациональные элементы и создал новый проект храма.
В 1831-м Александру Брюллову также заказывают реставрацию Мраморного дворца. Здание, построенное в 1768 году, успело обветшать, и император Николай I задумался над ремонтом.
В главном зале, тоже называвшемся Мраморным, архитектор предложил надстроить ярус. Такие помещения в России называли двухсветными. Они получали освещение из окон, расположенных в два ряда.
Фасад дворца соединялся со служебным корпусом. Построенные в разное время, они отличались декором. Брюллов оформил все в одном, дворцовом стиле. Служебному крылу добавил пилястры и мраморные вазоны, также надстроил третий этаж и добавил фриз.
Помпейский стиль
Популярная пословица о том, что можно вывезти девушку из деревни, но нельзя деревню из девушки, в случае с архитектором превращается в «нельзя извлечь Помпеи из Брюллова». Более того, оказывается, что это состояние «заразно» и передается окружающим.
Александр Брюллов — основоположник нового стиля в архитектуре. Его назвали «помпеянским» или «помпейским». Главный цветом стиля становится красный. Он проявляется в настенных росписях и драпировках.
Декоративным материалом выбран мрамор. Это природный камень, который образовывался из известняка при особых условиях. Он не слишком плотный (2,5–3 по шкале Мооса), поэтому работать с ним легко. Но, несмотря на красоту мрамора и кажущуюся легкость обработки, древние римляне решили, что «лепить проще, чем пилить», и разработали искусственный мрамор.
Его получали из измельченного гипса с добавлением мела, извести и клея. Подмешивая красители, получали разные оттенки «мрамора». Из сырой массы формировали декоративный элемент или статую, а когда она застывала, резчик доводил изделие до совершенства понемногу соскабливая лишний материал и полируя.
Технику нанесения искусственной лепнины итальянцы назвали скальола. В Россию ее привез Джакомо Кваренги, строивший дворец в Петергофе, Эрмитажный театр, здание Академии наук и ряд других в Петербурге. Брюллов познакомился со скальолой в Италии на раскопках Помпеи и начал использовать ее в собственных проектах по декору.
По изображениям на фресках Брюллов создает «помпейскую мебель». Ее детали:
- ножки в виде звериных лап;
- подлокотники — дерево, раскрашенное под бронзу;
- основные цвета — черный, красный, белый.
Мебель, созданная по эскизам Брюллова, представлена в Эрмитаже, в Помпейской столовой. Но сохранился не весь комплект предметов.
Рамы для картин с лепниной в золотистой окраске тоже элемент помпейского стиля. Интересно, что натюрморты как вид живописи восходят к тому же источнику, что и стиль Брюллова, то есть к мозаикам римских вилл. Брат Карла Брюллова не писал натюрморты, но использовал растительный орнамент в виде вьющихся ветвей винограда в оформлении дворцов.
В 1845 году воодушевленный Брюлловым император Николай I отправляется в Помпеи. Он заглянет на те самые раскопки, купит подлинные статуэтки и вазы для украшения царского дворца и закажет ряд рисунков. Поездка императора закрепит моду на итальянское в домах российских аристократов.
Караван-сарай
В 1836 году Брюллов разработал проект необычного для его творчества здания. Ему заказали караван-сарай. Архитектурный комплекс в Оренбурге состоит из минарета, основного корпуса и мечети. Здания окружают внутренний двор, полуоткрытый с одной стороны. Прежде чем начать работу, архитектор Брюллов изучал «Чертежи развалин древних булгар», выпущенные в 1834 году Александром Шмидтом.
Пулковская обсерватория
Здание построено в 1834 году. Местом под строительство выбрали Пулковскую гору. Ее высота — 75 м. На момент строительства это была самая большая обсерватория в России после санкт-петербургской.
Архитектура здания считается переходной между греко-дорическим и классическим стилями. Его отличительные черты:
- ровные стены без декора;
- узкие прямоугольные окна без наличников;
- лаконичные колонны на ступенях у входа под портиком;
- спокойные пастельные оттенки.
Простота и отсутствие избыточного декора у Пулковской обсерватории легко объясняется. Храм науки не должен отвлекать внимание ученого от его эксперимента.
Живописец Александр Брюллов
Старший брат Карла писал прекрасные акварели. Его отличительная черта как художника — умение работать быстро и легко. Для него это развлечение, а не труд на несколько месяцев. Однажды, когда будущий архитектор жил в Париже, его пригласили на званый вечер у княгини Голицыной. Дамы заговорили о популярном в обществе авторе рыцарских романов Вальтере Скотте. Княгиня попросила написать ей портрет на память, и Александр тут же нарисовал его за пару часов.
Его наиболее известная работа — портрет Натальи Гончаровой. Считается, что это одно из лучших изображений супруги поэта Александра Пушкина. Пишет Брюллов и портреты других женщин, начиная от императрицы Александры Федоровны и заканчивая женой и знакомыми дамами.
Александр Брюллов прожил счастливую жизнь. В 33 года подающий надежды архитектор вступил в брак с Александрой фон Ронталь. Вместе супруги прожили 46 лет, родив девять детей. Начиная с 1850-х годов архитектор работал в Академии художеств, обучая новых студентов, и почти не брал заказы на проектирование зданий и интерьеров. В 74 года он вышел в отставку по состоянию здоровья. Прожил еще пять лет и тихо скончался в кругу семьи в январе 1877 года.