Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история храма и достопримечательности
Исаакиевский собор стал крупнейшим в России и Санкт-Петербурге с момента постройки в 1858 году. Его площадь составила 4000 кв. м, а высота – 101,5 м. В настоящее время он работает как музей. Интересные факты о религиозном сооружении – в материале 24СМИ.
История трех церквей Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор назван в честь Исаакия Далматского. Петр I родился в один из дней, когда православная церковь чтит память этого святого. День рождения императора – 30 мая (9 июня) 1672 года, а день святого – 30 мая (12 июня).
Первая церковь
Рождение Исаакиевского собора тесно связано со строительством верфей и города вокруг. Чтобы обеспечить духовную жизнь работников, строивших Адмиралтейство, царская канцелярия выделила средства. На месте чертежной мастерской построили церквушку. Чтобы увенчать ее шпилем, пригласили голландского плотника Хармана ван Волоса.
Освятили строение в честь св. Исаакия. Здесь служили молебны, крестили детей, венчали и отпевали. В 1712 году в Адмиралтейской церкви венчался сам царь с супругой Екатериной I. Уже тогда о ней писали как об Исаакиевском соборе.
Вторая церковь
Через 5 лет места в церквушке размером с амбар стало недостаточно для всех молящихся. Тогда ее разобрали и решили построить новую на берегу Невы. Сегодня на этом месте стоит «Медный всадник», установленный в 1768–1778 годах, а в 1717-м здесь был пустырь.
Строить новый храм пригласили архитектора Георга Маттарнови. Строительным материалом выбрали камень. Архитектурный стиль – петровское барокко. По указу царя приводить к присяге моряков планировалось в новопостроенном храме.
Внешним видом новая церковь напоминала Петропавловский собор. Такие же стены и конфигурация, похожие куранты. Сходство усиливал шпиль на церковной колокольне. Он был примерно равен шпилю Петропавловского храма. Его высота вместе с колокольней составляла 40,4 м, а отдельно – 13 м. В 1733-м в колокольню ударила молния. Деревянные перекрытия вспыхнули и сгорели. Через два года ее восстановили, но следующий удар молнии сжег церковь дотла, и в ней отменили службы.
Восстановительные работы поручили Пьетро Трезини. Швейцарский архитектор отстроил собор, но комиссия Адмиралтейства, изучив состояние здания и его фундамента, пришла к выводу, что оно не простоит долго. Неукрепленный берег Невы приводит к осадке грунта, отчего стены будут раскалываться. Поэтому приняли решение о создании другого здания.
Третья постройка
Третий по счету храм стал примером типичного подхода российских самодержцев к строительным работам и не только. Решение о переносе здания на новое место принимает Петр III. Он же назначает архитектором Савву Чевакинского, руководившего комиссией по обследованию состояния предыдущего храма. Чевакинский готовит проект в 1761-м, но в июне 1762-го в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II.
Она отбрасывает подготовленный план и велит строить так, как было. Архитектор подает в отставку. Новый архитектурный проект готовит Антонио Ринальди. Императрица планирует увековечить собор Петра и сделать его еще более красивым. Несмотря на долгое правление Екатерины II, новый храм не успели закончить.
Императором стал Павел I, а Ринальди покинул Россию. Павел не любил мать, свергнувшую отца, поэтому мрамор со строительной площадки Исаакиевского собора понадобился ему для облицовки Инженерного замка. Из-за урезания бюджета новому архитектору пришлось сокращать проект, уменьшать пропорции, высоту колокольни, убирать из плана малые купола.
Приближалась круглая дата – столетие со дня основания города. Собор заканчивали в спешке. Народ сочинял язвительные эпиграммы.
Четвертый Исаакиевский собор
В сентябре 1801 года в Санкт-Петербурге состоялась коронация нового императора, сына Павла I и внука Екатерины II, Александра I. Он любит и уважает бабушку, но не в ладах с отцом. Для храма это означает, что сначала его освятили для богослужений, затем начали сносить кирпичную кладку, а потом решили, что пора построить другой собор, и организовали конкурс на новый проект.
Народ отреагировал:
Сей храм трех царств изображенье:
Гранит, кирпич и разрушенье.
Таким образом, последний, сохранившийся до наших дней, Исаакиевский собор начали строить при Александре I.
Огюст Рикар де Монферран
Монферран окончил архитектурную школу в Париже. Его дед – тоже архитектор. Известно, что Огюст служил в армии Наполеона. Точные обстоятельства и причины, вынудившие его остаться в России, неизвестны. Он устроился в канцелярии рисовальщиком. Окружающие поражались его таланту, трудоспособности и скорости работы. В свободное время Монферран что-то рисовал в альбоме.
Согласно легенде, император объявил конкурс на строительство собора, но все проекты ему не нравились, и однажды Монферран подарил Александру альбом с рисунками собора. Точнее, подарил главный архитектор, но рисунки были Монферрана. На следующий день Александр I издал указ о присвоении французу звания придворного архитектора.
Назначение удивило придворных. Не столько из зависти, сколько из-за отсутствия у Монферрана опыта строительства соборов. Рисунок и готовое здание не одно и то же. Опасения оправдаются, и зодчему придется не только строить, но и долго исправлять строительные ошибки. Несмотря на недовольство строительной комиссии готовой работой, император не изменил мнения об архитекторе и оставил его в должности.
Огюст Монферран проживет в России 41 год. Кроме Исаакиевского собора, построит Александровскую колонну в честь победы Александра I над Наполеоном Бонапартом, конную статую Николая I и выполнит ряд других проектов: дом Лобанова-Ростовского, Московский манеж, дворец князя Кочубея.
Архитектор умер через месяц после освящения собора – 28 июня 1858 года – от воспаления легких. Он хотел быть похороненным в своем детище, но не был православным. Супруга увезла тело Монферрана в Париж, где его погребли на кладбище Монмартр.
Вклад Монферрана в архитектуру
Создатель Исаакиевского собора стал основоположником эклектики. Это направление, основанное на повторном использовании старых форм в новых сочетаниях или с новыми материалами. Известно, что, прежде чем предложить императору альбом с рисунками, архитектор много работал в библиотеке, изучая старые архитектурные проекты, изображения храмов в книгах. Поэтому в Исаакиевском соборе элементы индийской архитектуры сочетаются с металлическими конструкциями и римским каменным зодчеством.
Строительство собора
Стройка длилась 40 лет, начиная с 1818-го по 1858-й. Вход украсила колоннада с портиком наверху, как в римских храмах. Сначала установили колонны и ступени, а затем приступили к строительству самого здания.
Форма, лежащая в основе собора, – крест, заканчивающийся портиками. Центральный большой купол опирается на 4 подкупольных пилона.
На строительство купола ушло:
- бронзы – 30 т;
- железа – 490 т;
- чугуна – 990 т;
- меди – 49 т;
- золота – 100 кг на золочение поверхности.
Крышу крыли железом. Стены делали из кирпича и гранита, чередуя ряды и укрепляя металлическим профилем. Затем их облицовывали мрамором. Внутри для отделки использовали несколько сортов мрамора, а также природный камень – лазурит, малахит.
Каркас иконостаса сформировали лазуритовые и малахитовые колонны. Для золочения внутреннего убранства использовали в 3 раза больше золота, чем для купола. На подсвечники и светильники ушло до 1000 т бронзы. Потолок украсили 7 бронзовых люстр. Вес каждой – 2,9 т.
Внешний вид храма завершили росписи, выполненные художниками Императорской академии художеств. Священный Синод при освящении передал храму частицу мощей Андрея Первозванного, список Тихвинской иконы Божьей матери, частицы Креста Господня.
От строительства до революции
Исаакиевский собор задумывался как главный императорский храм, в котором будут проходить все важные для Романовых мероприятия: венчания, крестины, коронации. Но этого не произошло. Главенство осталось за Петропавловским собором. Исаакиевский даже не передали церкви. В 1864 году он перешел в ведение тогдашнего Минтранса, а в 1871-м им занимались в Министерстве внутренних дел, и только в 1883-м собор стал учреждением двойного подчинения. Вторым распорядителем была назначена Русская православная церковь.
Советский период
После Октябрьской революции из собора большевики вывезли предметы культа. Сняли и переплавили колокола. Для богослужений его закрыли в июне 1928-го. Через три года создали в Исаакиевском соборе музей атеизма, а в 1937-м открыли музей истории и искусства.
Часть музейной экспозиции представляли предметы культа различных религий, в том числе Египта, Греции, Древнего Рима. Еще часть – предметы, которые демонстрировали ошибочность верований. Например, маятник Фуко доказывал шарообразность Земли.
Храм сегодня
После перестройки здесь возобновили богослужения. Торжественную литургию отслужил в 1990 году патриарх Алексий II. Потом попытались передать храм под управление церкви, но протесты населения приостановили процесс. Сегодня это учреждение, которым одновременно распоряжаются власти светские и церковные. Богослужения в Исаакиевском проходят в Великие праздники и в воскресные дни. В остальное время он функционирует как музей. Время для посещения – с 10 до 18 часов, кроме среды, считающейся в музее выходным днем.
По вечерам, после 18:00, можно прийти в собор, чтобы самостоятельно посмотреть достопримечательности без экскурсовода. Вместо него музей может предложить аудиогид. Для тех, кто предпочитает посещать музеи в компании и с экскурсоводом, на сайте собора публикуется расписание экскурсий. Есть отдельные программы по библейским сюжетам в соборных росписях, по скульптуре или архитектуре здания.
Смотровая площадка дает возможность полюбоваться видами Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор находится в центре города (координаты на карте – 59°56′03″ с. ш. 30°18′21″ в. д.). Поэтому со смотровой площадки, расположенной на высоте 37 м, удобно осматривать панораму. Также любоваться видами можно с колоннады собора.
Стоимость входного билета – 450 рублей. Для детей от 7 до 18 лет – в два раза меньше. Можно побродить самостоятельно или присоединиться к экскурсии за дополнительную плату.
Архитектура и убранство
Одна из ошибок Монферрана – недопонимание общего веса конструкции. Когда выяснилось, что здание проседает в болотистую почву под давлением строящихся стен, то пришлось вбивать в грунт сваи. Работа продлилась 5 лет. Понадобились 24 тыс. свай. Это просмоленные бревна высотой не менее 6,5 м и диаметром 28 см. Часть из них (под старой частью фундамента) вбили еще при Ринальди, а остальные устанавливали, когда началась просадка стен детища Монферрана.
Украшают собор 112 колонн. Портиков не было в православных храмах, но они присутствовали в римском зодчестве, и архитектор решил, что портики отлично соответствуют духу города. Неизвестно, почему римляне использовали колоннады, но Монферран хотел дать возможность осмотра города.
Купол украсили статуи 12 ангелов. Их создал скульптор Йозеф Герман. Это одни из первых скульптур в мире, созданные методом гальванопластики. Скульптор применил новый метод вместо использовавшегося в те годы бронзового литья.
Купол Монферрана – третий чугунный купол в мире. Первый установлен в Свердловской области на Невьянской башне и датируется 1732 годом, а второй – в Майнцском соборе. Его закончили строить в 1826 году. Внешний вид здания с куполом и портиками вдохновил на использование схожих форм других архитекторов, например, строивших купол Капитолия в США или Хельсинский собор.
Через непродолжительное время настенные росписи, выполненные художниками Императорской академии, начали отсыревать. Тогда Монферран распорядился заменить их мозаикой, изобретением Михаила Ломоносова. Но эту работу не выполнили до конца.
Святыни и достопримечательности
В Исаакиевском соборе 62 мозаики, созданные цветной смальтой, разработанной Ломоносовым. Общая площадь – 600 кв. м. Одна из главных мозаичных работ в храме – икона «Тайная вечеря». Ее площадь – 19,24 кв. м.
Четверо представителей академии изучали мозаичное дело в Риме и приехали оттуда с итальянскими мастерами Джустиано и Леопольдо Бонафеде. Им удалось усовершенствовать смальту Ломоносова и получить неоднородную массу с переходом цвета от одного оттенка к другому. Это позволило создавать изображения, кажущиеся трехмерными, а не плоскими.
Живопись представлена 103 настенными росписями и 52 картинами на холсте. Среди авторов Карл Брюллов, Федор Бруни. Плафон главного купола расписывал Карл Брюллов. Бруни с учениками выполнили 12 настенных росписей, в том числе «Страшный суд», «Видение Иезекииля», «Всемирный потоп».
Снаружи храм украшают горельефы портиков. На них изображены сцены «Поклонение волхвов», «Воскресение Христа», «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», «Исаакий благословляет императора Феодосия». В нишах установлены скульптуры работы Петра Клодта, Александра Логановского.
Внутренние скульптуры выполнены с подражанием традициям эпохи Возрождения. Это 12 апостолов под барабаном центрального купола. В других местах храма установлены статуи пророков и ангелов.
Интересные факты об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – крупнейший в России. Кроме того, это 4-й купольный собор в Европе по высоте. Его площадь – 4000 кв. м. Высота – 101 м. Объем – 260 тыс. куб. м. Вес – 300 тыс. т. Вместимость – 10 тыс. прихожан.
Для своего времени Исаакиевский собор считался долгостроем. Это отразилось даже в финском языке в виде поговорки: Rakentaa kuin Iisakin kirkkoa. Ее перевод: «Строить как Исаакиевскую церковь».
Считается, что на момент постройки Исаакиевский стал самым дорогим храмом в Европе и обошелся казне в 23 млн рублей. Но этот факт не доказан, так как строительство велось при нескольких императорах и для точного подсчета нужны архивные исследования.
В день освящения собора празднество длилось семь часов. Вокруг установили трибуны для зрителей. Места в «зрительный зал» продавали за 25–100 руб. в зависимости от близости к «сцене». Но петербуржцы все равно не впечатлились и в обиходе называли храм чернильницей. По описанию, чернильница в бюро (письменный стол) XIX века напоминала куб с крышкой.
Собор ежегодно посещает более 1 млн туристов. По данным Союза музеев России, в 2016 году его посетили 2,3 млн человек, обеспечив выручку в 783 млн руб. На вырученные средства музей проводит ремонты и реставрации произведений искусства.
Легенды и мифы
Первый из мифов, связанных со строительством собора, касается сроков его постройки.
Якобы ясновидящая предсказала, что Монферран умрет сразу же после того, как закончит строительство. Поэтому он как мог оттягивал дату окончания стройки, но все равно скончался через 27 дней после официальной церемонии открытия.
По другой легенде, долгострой связан с предсказанием гибели династии Романовых. Предостережение гласило: пока стоят строительные леса, будет стоять и дом Романовых. Они стояли дольше, чем строился собор. Из-за просадки здание требовало если не ремонта, то контроля состояния стен. Поэтому убирать было нецелесообразно. В конце концов леса разобрали в 1916 году, а в марте 1917-го Николай II отрекся от престола, и эпоха правления Романовых завершилась.
Призрак зодчего
По мере того, как стройка затягивалась, Монферран утрачивал благосклонность императора Александра II. В 1858 году они почти не общались. Это якобы огорчало зодчего, и теперь его призрак не может упокоиться. Около полуночи он появляется на смотровой площадке собора и осматривает окрестности.
Торжество науки
Борьба большевиков с религией включала просвещение безграмотных и объяснение им научных принципов построения мира. В пасхальную ночь 1931 году в Исаакиевском соборе собрали 7 тысяч ленинградцев. Лекцию им читал профессор Николай Каменщиков об опыте Фуко. Якобы специально для этого в храме построили одноименный маятник. Лекции Каменщикова тогда называли торжеством науки над религией.
Виноватый храм
До революции малахит считался ценным поделочным камнем. О нем писал Павел Бажов в «Малахитовой шкатулке». Его использовали Романовы при декорировании дворцов, но после революции малахит из оборота исчез и остались только сказки. По легенде, во всем виновны строители Исаакиевского собора. Они якобы исчерпали уральские месторождения. Кроме того, применяли камень в отделке в промышленных масштабах, что обесценило его и обвалило рынок. Добывать малахит стало невыгодно, и рудники закрылись.
Инопланетяне
Не обошелся Исаакиевский собор и без инопланетян. По версии конспирологов, построить такое сложное сооружение зодчие не могли. Авторы теории не верят в возможность транспортировки гранитных блоков в XIX веке из каменоломен под Выборгом до Петербурга. Также строители не могли поднять статуи на высоту 43 м, поэтому все строили инопланетяне, а архитекторы только присвоили чужую постройку. Таким же образом некоторые люди склонны объяснять все на свете, начиная от факта возникновения жизни на планете.