Григорий Котовский — из уголовников в политики: факты о жизни героя Гражданской войны
Пожалуй, нет в советской историографии человека загадочнее, чем Григорий Котовский. С жизнью революционера и героя Гражданской войны связана масса домыслов, но не меньше тайн скрывает и его смерть.
Дворянское происхождение
Котовский даже в послереволюционное время не уставал рассказывать о принадлежности к дворянскому роду, а также о дедушке-полковнике. Отец его работал на винокуренном заводе бессарабского князя Манук-бея рядовым механиком. Но, по утверждению Григория Ивановича, он был выходцем из польских аристократов, а не православных мещан.
Что касается матери, считается, что она принадлежала семье староверов. У нее с мужем, помимо Григория, росло еще пятеро детей. Все братья и сестры, повзрослев, стали румынскими подданными, но это единственные известные о них сведения.
Год рождения и национальность
Военный деятель постоянно приписывал себе разные годы рождения. Его возраст то и дело меняется в анкетах, в письмах. В записях мелькают 1888-й, 1887-й, 1884-й. Однако исследователи его биографии выяснили, что в действительности Григорий Котовский родился в 1881-м, и произошло это 12 июля в Бессарабии. Малая родина революционера — Кишиневский уезд, местечко Ганчешты на окраине Российской империи.
В сохранившихся документах столько путаницы, что ученые до сих пор спорят о национальности Григория Ивановича. Для этого пробовали изучить этимологию его фамилии.
Одна версия сводится к тому, что у фамилии Котовский польские корни — свыше половины ее носителей принадлежали к шляхте. Но до 10% представителей рода — это потомки русских князей либо бояр. Наконец, так могли окрестить некоего священнослужителя по окончании семинарии.
Отдельная гипотеза гласит, что у фамилии достаточно прямой смысл: вероятно, за кем-то из предков Григория закрепилось прозвище Кот, указывавшее на хитрость и лукавство человека.
Трудное детство
Если верить воспоминаниям самого Котовского, в детстве он выглядел впечатлительным, нервным и слабым мальчиком. Ребенка регулярно одолевали детские страхи, из-за которых он часто просыпался по ночам и, испуганный и бледный, бежал к матери.
В 5 лет он упал вниз головой с крыши, поэтому всю жизнь оставался заикой и эпилептиком, страдавшим психическими расстройствами. Поскольку мать он потерял рано, воспитание Гриши с братьями и сестрами легло на плечи крестной — Софии Шалль, вдовы инженера, который раньше работал на том же предприятии, что и Котовский-старший. Вдобавок заботу о ребенке проявлял сам Манук-бей.
Образование
На средства князя Григорий Котовский поступил в 1895 году в реальное училище Кишинева. Оказавшись в городе без присмотра, он пустился изучать особенности самостоятельной жизни.
Ученик прогуливал уроки, хулиганил, в итоге уже спустя 3 месяца его со скандалом выставили из учебного заведения. Но Манук-бей вновь помог — устроил нерадивого крестника в сельскохозяйственное училище и пообещал, что в случае успешного завершения учебы отправит Гришу для получения дальнейшего образования в Германию.
Перспектива оказаться за границей стала для Котовского сильным стимулом к учебе. Теперь он посещал занятия старательно и прилежно, в хулиганских проделках не участвовал, увлекался немецким языком и математикой.
С окончанием учебы в 1900 году Григорий Котовский начал проходить практику в качестве помощника управляющего у помещика Михаила Скоповского. Но продержался здесь только пару месяцев, после чего его прогнали с обвинением в краже и ухлестывании за женой барина.
В течение следующего года он сменил еще 4 поместья, откуда его раз за разом выставляли с позором за растрату денег. Когда Котовскому исполнилось 19 лет, он перебрался в Одессу — самый криминальный город империи тех лет. Попав в атмосферу портовых кабаков и притонов, он очень быстро истратил все имеющиеся на руках деньги — в итоге его выгнали из училища, не предоставив никаких документов об окончании.
Уголовник
До революции Григорий Котовский слыл известным на юге России уголовником. После неожиданной смерти князя Манук-бея он лишился надежды попасть в Германию и оказался на улице. К революции 1905-го он уже несколько раз успел побывать за решеткой, попадаясь полиции на мелких кражах.
В армию по повестке молодой человек не явился, но его разыскали и под арестом отправили служить в Житомир. Оттуда Котовский вскоре сбежал и собрал свою банду, начав заниматься поджогами богатых усадеб, грабежами.
После ареста Григорий снова сбежал. Когда его поймали еще раз и приговорили к 12-летней каторге, Котовский отсидел только 7 лет, совершил очередной побег и вернулся к разбойничьей жизни. Но прошла облава — его повязали и постановили казнить.
Осознавая безвыходность сложившегося положения, Григорий Иванович написал покаянное письмо жене Алексея Брусилова с просьбой помиловать его и отправить на фронт. Под влиянием супруги генерал отменил приговор.
На фронт
Вскоре Григорий Котовский оказался на Румынском фронте Первой мировой войны. Служба длилась недолго, но он успел стать участником солдатского полкового комитета, получил звание прапорщика и Георгиевский крест.
В советской историографии говорилось о череде отважных сражений Котовского против немецкой армии, за которые он и удостоился ордена. Но последующие ученые ставят этот факт под сомнение, поскольку на войне он оказался под конец 1917-го, когда царская армия уже, по сути, разложилась.
После свершившейся в том же году Октябрьской революции Григорий попробовал возобновить прежнюю деятельность — собрал новую банду, чтобы промышлять налетами. В течение всего 1918-го он этим и занимался. Тому благоволила сложившаяся обстановка: французы из Одессы ушли, в городе царила полнейшая анархия. Котовский и Мишка Япончик с лихими друзьями действовали свободно. Но потом сюда пришли большевики и взяли обоих вместе с подручными к себе на службу, поскольку остро нуждались в людях.
В Красной армии
Подразделению Котовского доверяли проводить карательные мероприятия против повстанцев, которых хватало в южных краях. Его бригада постоянно сражалась именно с зелеными, а не с белыми.
Когда на территорию прибыла армия Антона Деникина, котовцы попали в западню: с одной стороны их поджимали белые, с другой — петлюровцы. Но по тылам вторых удалось пробраться в сторону Житомира, а там уже присоединиться к частям Красной армии.
В большевистскую партию Григорий Иванович вступил только в 1920-м. До конца следующего года он уже в статусе красноармейца продолжал гоняться за зелеными, совершив ряд локальных операций.
Вопреки учебникам советской истории, где превозносили личность и заслуги Котовского, никаких ярких побед против белых или петлюровцев он не одерживал. Также ему не удалось справиться с отрядами Нестора Махно. Зато удача сопутствовала полевому командиру при расправе с малыми бандами различных батек и атаманов.
Бизнесмен
Григорий Котовский проявил себя не только как отчаянный бандит и рубака, но и как способный деловой человек. С утверждением новой экономической политики в молодой социалистической стране повсюду, в том числе на территории УССР, появились сотни новоиспеченных бизнесменов. Кто мог — принялся сколачивать личные капиталы. Среди таких дельцов мелькало немало большевиков.
Ударившись в бизнес, он арендовал недалеко от Умани сахарные заводы, пообещав, что теперь обеспечит продуктом всю Красную армию. Григорий Иванович также брался за снабжение РККА мясом. Потом принялся строить и запускать мельницы, наконец, выращивал хмель и открывал пивоварни.
Вскоре эти дела позволили ему нажить капитал, особенно росту благосостояния Котовского и иных нэпманов способствовало введение золотого рубля.
Политические амбиции
Быстро разбогатев, Григорий Иванович уже почти не отличался от тех «буржуев», с которыми сам еще недавно боролся и грабил их в качестве разбойника. По мере увеличения доходов стали расти и его амбиции — захотелось построить политическую карьеру.
Как раз в этот период от Украинской ССР отделили Молдавию, превратив ее в отдельную республику. Котовский грезил заполучить какой-либо высокий пост в ее руководстве. Он уже числился членом ЦИК, к тому же рядом находился Михаил Фрунзе. Военный нарком покровительствовал Григорию Ивановичу и хотел назначить его своим заместителем. Но не сложилось.
Смерть
Котовский погиб в 1925 году при до конца невыясненных обстоятельствах. Официальная версия гласит, что ночью на 6 августа на Черноморском побережье недалеко от Одессы в него выстрелили. Ранение в аорту стало причиной смерти.
В кратчайшие сроки преступление раскрыли и заявили, что Григория Котовского убил Мейер Зайдер, добровольно сдавшийся следствию. Это бывший участник банды Мишки Япончика, который прежде неоднократно пересекался со своей жертвой. Поводом к стрельбе якобы стала месть за измену жены.
Иные версии смерти
Альтернативная гипотеза выглядит столь же прозаично, что и официальная. Согласно ей, Григорий Иванович и Мейер не поделили некую девушку, не являвшуюся супругой последнему. Между мужчинами разыгралась драка, в пылу которой Котовский схватился за револьвер и сам случайно выстрелил в себя.
Любопытно, что судебное слушание состоялось только через год после произошедшего. На нем Мейер насмешливо рассказывал уже о совсем ином мотиве расправы: якобы он застрелил Григория Ивановича за то, что тот отказался повышать его по службе. Так или иначе, но убийца получил 10 лет тюрьмы, хотя известна еще одна теория.
В 1925 году Котовский получил должность заместителя наркома Фрунзе, но так и не успел приступить к выполнению обязанностей. Этот пост вскоре достался Клименту Ворошилову. Он прежде служил в 1-й Конной армии и, как все ее участники, был лютым врагом представителям 2-й Конной, к числу которых относился Григорий Иванович. В связи с этим возникло предположение, что смерть последнего стала последствием расправы с конкурентами. Дополнительным доводом служит странная смерть Фрунзе вскоре после его протеже.
Мумия
Прощание с героем Гражданской войны прошло торжественно, в церемонии участвовало высшее начальство РККА. Котовский похоронен в поселке Бирзула, районном центре Молдавской АССР. Почивший удостоился той же чести, что и Владимир Ленин — для его тела специально построили мавзолей. Впоследствии рядом с сооружением, как и на Красной площади, проходили демонстрации и парады, детей принимали в пионеры, солдаты давали присягу. Любой трудящийся мог посетить захоронение. Сам город с 1935 года носит название Котовск.
В 1941-м, когда советские войска отступали по всем фронтам, забальзамированное тело красного командира эвакуировать не успели. В итоге Котовск заняли румынские войска, которые разрушили саркофаг и надругались над останками. Только в 1965-м сооружение восстановили, но уменьшили. С тех пор мумия Григория Ивановича лежит в закрытом гробу из цинка, оснащенном небольшим окошком.
Прозвища
В период преступной деятельности сам Григорий Иванович именовал себя «атаманом Адским» и, как любитель театральности во всем, при налетах любил выкрикивать: «Я Котовский!»
Позже его стали называть «Робин Гудом революции» либо «красным Робин Гудом». Так старались подчеркнуть суть его бандитской деятельности: вместе с отрядами он нападал на зажиточных помещиков, разграблял их имения и сжигал долговые расписки. Это нравилось простому люду, поэтому шайка пользовалась уважением и поддержкой крестьян.
Семья
На фронте Григорий Котовский познакомился с девушкой Ольгой, служившей военным врачом. Вскоре пара заключила брак. У супругов родился единственный сын — когда ему исполнилось 2 года, отца уже убили.
Вдова потом еще до 20 лет проработала в госпитале и дослужилась до звания майора. Котовский-младший участвовал в Великой Отечественной войне, попадал в плен, откуда бежал, но его поймали и приговорили к расстрелу. Но не казнили, потому что вскоре пришла победа.
Кстати, сын комдива тоже утверждал, что его отец происходил из старинного рода поляков, некогда владевших имением.
В массовой культуре
Григорий Иванович, как и Василий Чапаев, стал героем сотен советских анекдотов. Чаще всего речь в них шла о прическе, точнее, об ее отсутствии. В начале XX века каждый парикмахер знал, что значит постричь «под Котовского».
Культ героя стали создавать вскоре после его смерти. Котовского возвеличивали не хуже, чем Ленина. Имя командира присваивали различным организациям и предприятиям, объектам, населенным пунктам. В ряде городов ему установили памятники. Монумент, расположенный в Тирасполе, представлен на фото выше.
Не раз персона мелькала в литературных произведениях. Например, в настольной книге советских детей «Как закалялась сталь» Николая Островского.
В кино о военном впервые рассказано в немой ленте «П. К. П.», вышедшей через год после его смерти. Впоследствии сняли еще ряд кинолент. Среди них — «Эскадра уходит на запад», «Последний гайдук», сериал «Котовский».
Григорий Котовский в победу красных внес весьма скромный вклад. Но волею судеб он примкнул к числу наиболее узнаваемых и харизматичных фигур Гражданской войны.